Главный вывод царя Соломона о смысле жизни

Уроки Торы:

В начале 12 главы царь Соломон говорит:

И помни о своем Создателе с юных дней, пока не пришли плохие дни, и не наступили годы, о которых скажешь: нет мне в них проку.

Обычно люди, когда у них все хорошо, то не помнят о Б-ге. Когда человек стареет или у него начинаются проблемы, человек вспоминает о Создателе Мира. Когда нет сил, нет денег, нет энергии, нет здоровья, то ему уже жизнь не в радость, и он начинает мучиться. И вот тут приходят мысли о Боге.

Но с другой стороны, у него настолько плохая жизнь, тяжесть, что часто он не может ничего изменить. Поэтому Царь Соломон предупреждает: помни именно в молодости, пока есть силы.

Дальше он описывает, что происходит с человеком, когда наступает старость, бессилие, насколько это тяжело и плохо. Очень метафорично он это описывает. «Закроются окна» – это глаза станут плохо видеть. «Мельницы перестанут работать» – это зубы перестанут пищу жевать. И мы закончили на том, что уходит человек в вечный дом свой».

При жизни он строит себе «грядущий мир» или не строит.

«А плакальщики кружат на площади». Плакальщики – те, кто скорбят по мертвым. Здесь намек, что будут крутиться или не будут крутиться.

Иногда кто-то умирает, так люди радуются. А иногда кто-то умирает, вообще не помнят. Иногда кто-то умирает, и приходят «провожать в последний путь» сотни тысяч человек и потом еще из поколения в поколение вспоминают.

То, что человек оставляет за собой, продолжает на него действовать и дальше. Есть такой закон, что человеку не дают вернуться к Б-гу, если он заставлял грешить других людей. Можно раскаяться в любом преступлении, но если ты других людей заставил идти против Б-га, повернул их против Б-га, то тебе не дают раскаяться.

Такой человек создал «производство зла» и оно продолжает действовать через тех, кого он побудил идти против Бога. Покаместь они не вернутся к Богу или не умрут, зачинщик не может совершить раскаяние и получить прощение. И наоборот, когда человек повернул других людей на служение Б-гу, на хорошие дела, то все они помогают человеку в грядущем мире. Он создал в этом мире действующий источник добра и этот источник его продолжает поднимать.

До седьмого отрывка 12 главы, Царь Соломон описывает метафорично, как приходят дни старости. Царь Соломон был мудрейший из людей и очень опытный. У него было 700 жен и 300 наложниц. И мудрецы говорят, что когда человек очень много занимается сексом с женами, то он быстро стареет.

В то время средняя продолжительность жизни была 40 лет. В 30-40 лет были болезни, инфекции. За счет детской смертности и за счет того, что не было пенициллина, любое воспаление убивало.

Царь Давид умер в 70 лет, и он уже был тогда старым. Царь Соломон знал, что старость это очень тяжело. Если сейчас старость – это тяжело и плохо, то в то время старость была дико тяжелая, потому что не было никаких пенсий. Не было больниц, и если человек заболевал — то он умирал.

И вот дальше он продолжает в 7 отрывке:

И прах возвратится в землю, чем он и был.

Из праха человек взят и в прах он возвращается. Тело человека состоит из набора микроэлементов, которые он берет из земли. Почему растения растут из земли? Фотосинтез – берется вода, солнце и еще какие-то элементы из земли и воздуха, и растения растут.

Человек поедает эти растения. Он в себя пускает микроэлементы из земли. Или корова поела растения, а человек потом съел корову. В общем, как ни крути — из земли человек берет свою пищу, а значит строит своё тело. Если взять тело человека, то он взят из праха, из земли взят и в землю он возвращается, тело его возвращается в землю.

Дух возвратится к Б-гу, Который дал его.

Дух человека – это та сила, которая его движет, соединяет его с Б-гом или отъединяет его от Б-га.

Есть у человека животная душа (Нефеш) – это «программа духовная», которая оживляет тело. Управляет телом и процессами, которые происходят в клетках тела.

Есть Руах – это намерение, внутренняя сила, которая человека направляет. Проявления этой духовной силы в человеке — ВОЛЯ и Желание. А направляет этот «луч силы» — намерение или фокус внимания. Человек захотел кушать, и его внимание направляется на поиски еды. Интеллект, обоняние, зрение, мысли и вопросы начинают «накручиваться» на намерение поесть. Человек вспоминает или находит источник еды.

И есть Нешама – это Б-жественная душа, это часть Б-га, она идет от Б-га и с НИМ СОЕДИНЕНА.

 

Если человек свой Руах, свое намерение направляет в сторону Б-га, то он начинает двигаться в этом направлении, и его Я, его личность начинает подниматься на уровень его ВЫСШЕЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ДУШИ. И он как бы эту ДУШУ делает действительно СВОЕЙ. Он её осознаёт и усиливает свою интеллектуальную и эмоциональную связь с БОГОМ.

Если направить РУАХ (волю, намерение, фокус внимания и желание) в сторону Б-га, тогда Я человека поднимается на уровень души. А если направить РУАХ на материальные желания, то Личность Человека, его Я, — распыляется по окружающему миру. По чуть-чуть прилепляясь к разным объектам.

Потом человек умирает, и его Личность, его Я, его САМООСОЗНАНИЕ, тоже рассыпается на мелкие осколочки и исчезает.

Но здесь, в 7 отрывке написано, что прах возвратится в землю, чем он и был, а Дух (РУАХ) возвратится к Б-гу, который дал его.

Дальше в 8 отрывке Царь Соломон снова говорит: «Суета сует». То, с чего началась эта книга, этим она и заканчивается: все прах в этом мире, все в этом мире рассыпается как пар, все это иллюзорная реальность.

Суета сует, – сказал Коэлет, – все суета.

Царь Соломон посвятил свою жизнь познанию мира. Первое, что он попросил у Б-га – это Хохма (Божественная Мудрость).

Когда царю Соломону было 12 лет, вокруг разворачивались события, как в боевиках. Царь Давид при смерти, его старший сын хочет объявить себя царем. Министры и советники Царя Давида — разделились и большинство поддержало брата Соломона. Его жизни и жизни его матери Бат Шевы угрожала опасность. И к нему Б-г пришел во сне и говорит: что ты хочешь?

И вот тут Б-г перечисляет то, что Он считает важным. Есть Пирамида Потребностей Абраама Маслоу, а есть Б-га Создателя Мироздания. Б-г расставил потребности людей в таком порядке.

Ты хочешь богатство, признание среди людей, хочешь души твоих врагов? В переводе на современный язык: Богатство, Слава, Власть? Именно в таком порядке люди стремятся к ним. Вначале деньги для обеспечения всех первичных нужд. Когда уже есть богатство, то Слава, Признание, Понты. А уже когда Слава есть — то надо идти в депутаты или в президенты.

Царь Соломон ответил Б-гу — мне нужна Б-жественая мудрость, чтобы выполнять Законы Торы. Я хочу понять, как все работает, хочу познать. Б-г говорит: «Хорошо, я тебе даю Б-жественную мудрость и когда у тебя будет Б-жественная мудрость, то ты получишь деньги, имущество, почет и души твоих врагов».

Теперь интересно, что Пиркей Авот 4 глава начинается с того что Бен-Зома (это один из величайших мудрецов, которые были в то время) сказал: кто такой Хахам (мудрец)? Он говорит, что Хахам – это тот, кто учится от каждого человека. Как сказал царь Давид: от каждого, кто меня поучал, я умудрился, потому что твое свидетельство (это он говорил Б-гу) говорило со мной. Он видел Б-га в каждом человеке, в каждом сообщении, которое шло к нему. Он мог из него что-то выучить.

Дальше Бен Зома спрашивает: Кто такой Богатырь? Богатырь – это тот, кто умеет победить себя, тот, кто умеет победить свое йецер ара, свое инстинктивное начало во всех проявлениях. Пробежать марафон, вставать утром, окунаться в холодную воду и так далее. Это настоящий богатырь. Как сказано: долготерпеливый лучше, чем силачи города.

Дальше он спрашивает: кто такой богатый? Это тот, кто рад своему уделу. Богатый – это тот, кому хватает того, что у него есть. Такой человек всегда благодарен Б-гу и Б-г дает ему дальше и дальше.

Продолжает Бен Зома: кто такой уважаемый? Это тот, кто уважает других людей.

Рекомендуем курс:

Бен-Зома дает четыре рецепта, как достигнуть 4 главные вещи, которые Б-г предложил царю Соломону. Тора — это Знание об устройстве Мира. Поэтому в одном месте написано, что самое важное, а в другом — как это получить. И есть еще десятки мест в Талмуде, в которых говорится о богатстве, славе, власти. Как их получить, как их удержать, и возможно, как от них отказаться. Потому что Йосеф сын Яакова, который стал Премьер-Министром в Египте и выше него было только фараон — умер первым из братьев. Об этом Талмуд говорит: Власть сокращает жизнь. А Царь Соломон говорил в Коэлет: Время, когда властвует человек надо человеком — во зло ему идёт.

Дальше написано в 9 отрывке

И сверх того, что Коэлет был мудр, он также учил народ знанию, и взвешивал, и исследовал, и складывал многие притчи.

Что такое взвешивал? Мецудат Давид объясняет: взвешивал, это значит, что он народу передавал слова мудрости взвешенно. Был у него стиль передачи знаний Торы — понятный для другого. Он брал высшую Б-жественную мудрость и умел ее так переформатировать, чтобы она была понятна всем.

Дальше он исследовал пути этой Б-жественной мудрости, и создавал примеры. Он создал 3000 разных притч для того, чтобы в метафоричной форме, понятной людям, передать эту Б-жественную мудрость. Мы учили Книгу Мишлей (Притчи). Там 31 глава, но царь Соломон создал 3000 этих примеров, это была не единственная книга. В Тору вошли только 3 его книги, но своему поколению он намного больше передавал мудрости.

10 отрывок звучит так:

Пытался Коэлет найти ценные речи и написанные верно слова истины.

Он все время искал слова мудрости, слова мудрецов, он учился у царя Давида, своего отца, у пророков того времени. Его жизнь была посвящена тому, чтобы выстроить, понять правильно и действовать правильно, и обучить народ действовать правильно по Б-жественной мудрости.

И на то время Иерусалим был чудом света. Туда ехали цари со всего света посмотреть. В Израиле того времени было невероятное богатство, был мир. Он специально женился на этих 700 жен. Это были принцессы всех соседних народов. Вплоть до дочек районных советов брал в жены, чтобы везде был мир, чтобы все было по родственному.

11 отрывок говорит так:

Слова мудрецов – подобны стрекалам и вбитым гвоздям, собирателям даны от Единого Пастыря.

В то время главный транспорт были быки и ослы. И чтобы бык правильно шел, на него была одета деревянная штука такая и на ней торчали шипы, гвозди, чтобы он шел только вперед.

Быком было управлять тяжело, и Царь Соломон говорит: слова мудрецов, они как раз как этот ведущий быка. Они ведут людей в правильном направлении. И все их знание идет от одного «пастуха».

Вся мудрость, которая есть в мире, идет от Единого Пастыря, от Б-га. Б-г, Б-жественная душа, которая позволяет человеку интеллектуально постигать мир, все идет от одного источника.

Еще Рамбам говорил сомневающимся. Думать, что у мира нет Создателя — это как доказывать, что буквы высыпались из мешка и собрались в стихотворения.

Этот мир настолько упорядоченный, гармоничный и сложно организованный, что предположить, что он возник случайным образом – это нереально. Он не мог возникнуть случайно. Настолько все процессы выстроены. Думать, что всё возникло случайно, это как предположить, что буквы рассыпались, и появилось стихотворение Пушкина. Именно поэтому Царь Соломон утверждал, что всё идет от Единого Пастыря.

И он дальше продолжает в 12 отрывке:

А сверх того, сын мой, остерегайся составлять много книг – конца не будет, а много читать – утомительно для плоти.

Этот отрывок вообще непонятный. Большинство объяснений говорит, что в любом случае он призывает не полагаться полностью на книгу. Человек должен делать больше, чем в книгах написано. Необходимо иметь внутри ощущение истины. И дальше он продолжает, как получить это внутреннее ощущение истины.

Смысл 12 отрывка такой: больше, чем в книгах написано, ты должен сам остерегаться сделать неправильные действия. Потому что если ты все время полагаешься на книгу, в одной так будет написано, в другой так будет написано, в третьей так будет написано. А что нужно делать?

В 13 отрывке он приходит к главному выводу своей жизни, к сути и говорит:

Послушаем всему заключенье: Б-га бойся и соблюдай Его заветы, потому что в этом – вся (суть) человека.

Внутри человек должен бояться Б-га. Б-га бойся – это основа Хохмы, основа Даат, основа всего. Человек должен внутри ощущать Б-га, все время он должен понимать, что есть Творец мира, который миром управляет, и который постоянно присутствует.

И он говорит:

В конце концов, все понятно, Б-га бойся, заповеди его соблюдай.

Есть действия, которые Б-г сказал делать. Не нужно ничего выдумывать. Есть простые действия, которые ОН сказал делать.

Царь Соломон говорит: Б-га бойся, заповеди его соблюдай, потому что в этом – вся (суть) человека. Именно для этого Б-г создал человека, именно это делает человека человеком. И именно ради этого стоит жить. Это главная центральная цель: Б-га бойся, заповеди его соблюдай, потому что в этом – весь человек.

Если выстроить эту простую цепочку: Я человек, когда я помню о Б-ге, и когда я выполняю его заповеди.

Эти 3 простые точки являются центральными, и на них одевается все остальное. Все остальное будет в правильной пропорции, в правильном ракурсе, в правильном свете. Тогда легко жить. Б-га бойся, есть Б-г, который Творец мира. Соблюдай его заповеди. Тут единственное, что нужно разобраться, что тут за заповеди, и как их соблюдать. Потому что в этом весь человек.

И дальше он пишет последний 14 отрывок:

Ибо все дела Б-г приведет на суд, а также все сокрытое, будь то хорошее, будь-то плохое.

Каждое действие, которое человек делает, оно судится на Небе. Каждое действие оставляет след в духовном мире. Что бы человек не сделал — есть последствия. Он тут бабочку убил, а там уже умерли воробьи, которым надо было её съесть. Он пошел направо, значит, он не пошел налево. Если он пошел налево, значит не пошел направо. Каждое действие Б-г приводит на суд и есть отдача.

Человек не может предсказать последствия своим действиям. Значит, каждое действие его приведет на суд и все скрыто. Даже то, что человек думает – это тоже влияет. Это влияет на его дальнейшие действия. На то, что происходит на Небесах. На его душу. На все. «Будь то хорошее, будь-то плохое» — не понятно.

За плохое понятно, что будет суд, а за хорошее почему приведет на суд? Потому что перед каждым поступком есть намерение человека, для чего человек его делает. Когда человек делает Мицвот, заповеди, даже добрые дела, имеет значение, с каким намерением он это делал.

Например, помогает кому-то, дает цдаку. Может быть он это делает, чтобы красиво выглядеть в глазах товарища? Или он это делает, потому что ему неудобно не дать. Или он это делает, потому что он выполняет заповедь Б-га давать цдаку? Во всех трех случаях он выполнил Заповедь. Но с каким намерением, то, что у него внутри, это выяснится на Суде Б-га.

Поэтому «Послушаем всему заключенье: Б-га бойся и соблюдай Его заветы, потому что в этом – вся (суть) человека». Именно это строит человека.

Мы заканчиваем изучение Коэлет и с Б-жьей помощью начнём (без Обета) изучать следующую книгу. Есть книга Хафец Хаима, которая называется «Книга Заповедей» (сокращенная), где он привел все заповеди из Торы актуальные в наши дни. Их всего 78 осталось и 178 – запрещающих заповедей, которые сегодня актуальны. Их нужно хорошо изучить, заповеди соблюдать, делать с каваной (с намерением) во Имя Небес.

Но еще больше нужно остерегаться, чтобы не нарушить то, что написано в книгах. Это все очень важно. И нужно помнить: «Б-га бойся, заповеди его соблюдай, ибо в этом и весь человек». Все, Коэлет закончен, с Б-жьей помощью.

Уроки Торы:

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн тесты на 5СФЕР

Самое популярное

В тренде на 5 СФЕР

Самое комментируемое

Курсы и вебинары