Богатство и деньги, к чему они приводят

Уроки Торы:

В главе 5 книги Коэлет (Экклезиаст) царь Соломон объясняет, почему у тех, кто обрабатывает землю, есть преимущество. Мы рассмотрим это дальше. 9 отрывок говорит так:

«Кто любит деньги, тот не насытится деньгами….»

Если объяснять это, исходя из простого смысла, то получается, что, если человек зарабатывает деньги, но в какой-то момент он за деньги не может купить еду, то он деньгами не насытится.

Сами деньги человек не может есть. Например, во времена голода на деньги нельзя было купить еду, и деньгами невозможно было насытиться. Это самый простой смысл этих слов. Что также позволяет лучше понять предыдущий отрывок, где говорится, что тот, кто обрабатывает землю, выращивает продукты питания – у него есть преимущество, и он может насытиться.

Есть еще второй смысл: тот, кто любит деньги, никогда не насыщается, потому что есть у него 100, как говорит царь Соломон, он хочет 200, есть у него 200 – он хочет 400. У него все время разгорается аппетит: чем больше денег, тем больше хочется еще. Так устроено желание человека. И если это желание уже привело человека к деньгам, то это желание не выключается, оно продолжается все дальше и дальше, и человек хочет еще и еще.

Говорил об этом Царь Соломон: «Когда человек умирает, нет половины из того, что он хотел». Дальше Соломон продолжает свою мысль и говорит:

«Во множестве тоже нет урожая»

Это дословный перевод. Это обозначает, что если у тебя есть дом, но у тебя нет еды, то ты тоже никак не можешь превратить дом в еду, и стены грызть не будешь. Но есть другое понимание, согласно которому это слово с иврита переводится как «множество». Тут он ведет такую логическую линию, что у человека есть деньги, но он ими не насытится, если любит, чтобы к нему приходило множество людей.

В итоге вскоре у него закончится урожай, и не будет что кушать, так как всех этих гостей нужно накормить. И говорит царь Соломон: «И это – суета». Речь идет о деньгах, множестве людей, славе, почете, политике… Знаете, богатый человек заработал деньги и думает, что дальше делать. Решил еще денег заработать. Заработал и понял, что нужна слава, хочется какое-то влияние, и, к примеру, идет в политику. А в политике начинается война. Особенно это видно в коррумпированных и криминальных экономиках бывшего СССР.

10 отрывок начинает он так:

«Чем больше добра, тем больше поедающих его…»

Когда у человека увеличивается бизнес – вместе с ним возрастает и количество рабочих. Человек становится успешнее – увеличивается и количество друзей в его окружении.

Как в анекдоте: Иван и не знал, сколько вообще у него любящих его родственников и близких друзей до тех пор, пока не купил себе виллу в Испании.

И продолжает Соломон:

«Чем больше добра, тем больше поедающих его, а владельцу его – какая выгода? Разве что посмотреть своими глазами».

Очень часто бывает, что человек рассказывает: «Да, был я богатым… Была у меня дорогая машина, большая, просторная квартира…». У него польза от того, что это все было, только то, что он видел, что это все было.

Вот для примера история. Я работал в Толдот Йешурун, и мы поехали в Америку с Рав Бенционом Зильбером и попали на улицу в Манхеттене, где продают бриллианты. И вся улица просто пестрит магазинами с бриллиантами. Рав Бенцион стоит и изучает Хумаш (недельную главу). И вдруг находит интересный смысл, и, обрадовавшись, чуть ли не прыгает от радости. А я в это время рассматриваю витрины с бриллиантами. И задумался о том, что живут же богатые люди…

И Рав Бенцион Зильбер рассказал мне историю. Как – то один раввин пришел к очень богатому человеку домой. И у того было все: роскошный декор комнат, шикарная посуда, серебряные канделябры на 12 свечей. Картины на стенах.

Этот раввин любуется на всю эту красоту и говорит: «У вас здесь так красиво, просто невероятно…И вот знаете, что интересно, мы с вами в этой красоте по удовольствию примерно равны. Даже у меня больше, так как я вижу такое редко». Богатый человек спрашивает: «Как же равны? Это же все мое, а не ваше».

Раввин отвечает: «Да, это действительно так. У вас есть преимущество, что вы можете это продать, а я нет. Но это преимущество сомнительное, потому что вы вряд ли захотите когда-нибудь это продать, пока у вас есть деньги. И дай Бог, чтобы они были всегда. Поэтому это потенциальное преимущество. Но у вас есть один недостаток: вам ведь все это нужно охранять, обо всем этом заботиться. А я могу просто прийти, посмотреть и получить удовольствие. Да, я не могу это продать, но и вы это продавать не собираетесь».

Рав Бенцион Зильбер мне это рассказал и говорит: «Нравятся тебе бриллианты – любуйся, это красиво. Да, ты их продать не можешь. А владельцы магазинов хотят продать. А потом им нужно будет купить новые бриллианты для продажи. Им не до красоты».

Царь Соломон говорит, что когда много человеку приходит, то умножаются те, кто «съедает» его богатство. И какая польза владельцу? Только то, что видели его глаза. В Пиркей Авот написано об этом: «Умножающий имущество — умножает заботы».

В общем, без денег сложно. С деньгами беспокойно.

Далее царь Соломон продолжает в 11 отрывке:

«Сладок сон труженика, мало ли, много ли съел он, но богатому пресыщение не дает спать»

Мецудат Давид объясняет этот отрывок так: сладок сон у того, кто обрабатывает землю (труженика), даже если он мало или много кушал, все равно ему легко заснуть. Он физически поработал, и у него мало мыслей, забот и противоречий. У него, по сути, всего одна забота: плугом провел полосу, накидал туда зерна и следи, чтобы вороны не съели. Вот и все его мысли.

И даже если вороны съели все, то обрабатывающий землю человек понимает, что снова нужно эту полосу пропахать. В то время как богатый человек, даже когда он сытый, не может заснуть. Потому что у него много в голове разных мыслей, большое количество всяких дел, забот и ответственности. У него голова кипит, и поэтому ему спать тяжело, и он не может заснуть. И вот получается, что тот, у кого много имущества – у того много забот.

Дальше Соломон в 12 отрывке говорит так:

«Тяжкий недуг видел я под солнцем, – богатство, хранимое на беду своему владельцу»

Что имеется в виду? Можно проиллюстрировать на данном примере. Когда-то была банда в Калифорнии, которая выслеживала миллионеров, ехавших из бывшего Советского Союза в Калифорнию. Они их выслеживали, воровали, требовали выкуп и все равно убивали. Их потом поймали, но они успели убить несколько десятков человек, несмотря на то, что получали за них деньги от родственников.

Рекомендуем курс:

Это как раз то, о чем говорил царь Соломон, что часто бывает так, что человек зарабатывает — зарабатывает, сохраняет — сохраняет, и потом именно его богатство приводит на него зло. Потому что из-за богатства у него случается беда.

 

Я помню, был один банк в Киеве, и хозяин этого банка заработал все с нуля. Сначала работал простым менеджером, в итоге создал несколько своих компаний. Создал несколько бизнесов, стал очень богатым человеком. Это было еще полтора года назад, при власти Януковича, он пошел в политику, начал выступать против «не тех людей».

На него завели уголовное дело и посадили в тюрьму. Отобрали и банк, и страховую компанию и остальные бизнесы. Это как раз об этом сказано, что есть такая страшная и обидная вещь, когда богатство идет хозяину во вред.

В 13 отрывке царь Соломон продолжает свою мысль и говорит:

«И гибнет то богатство при несчастных обстоятельствах. И родил он сына, а в руках у него ничего нет»

То есть, бывает так, что богатство не только не приносит радость, а еще оно же становится причиной страдания человека. И, к примеру, есть уже дети, но нечего им передать. Он говорит, что такое часто бывает, и это еще не худший случай, потому что он хотя бы жив остался. Бывает, что из-за богатства человек погибает.

Дальше Соломон говорит в 14 отрывке следующее:

«Как вышел нагим из утробы матери своей, так и уйдет – таким же, каким пришел. И за труд свой ничего не унесет он в руке своей»

Даже если у него что-то и останется, это он с собой не заберет. Но чаще бывает так, что богатство, которое приходит, идет по такому кругу: оно приходит и уходит, приходит и уходит, и в любом случае не останется ничего из того, что приходило в его руки.

В 15 отрывке Соломон огорчается, говоря:

«И это тяжкий недуг: каким пришел, таким и отходит; и что пользы ему, что трудился на ветер?»

Этот процесс прихода и ухода денег в принципе идет циклично и его очень тяжело просчитать. Если мы посмотрим в истории, то чаще всего бывает так, что у любого человека есть периоды, когда он поднимается наверх, опускается вниз. Иногда он снова поднимается. Иногда он уже не поднимается. Бывает, что по несколько раз происходит этот цикл. Поэтому Царь Соломон подчеркивает, что самое выгодное – быть земледельцем, который обрабатывает свой удел, и такому человеку будет, что покушать и не будет таких забот.

Дальше он пишет в 16 отрывке:

«И все дни свои ест он во тьме, и много гневается, и болезни у него, и огорчения»

То есть, человеку, который работает в бизнесе, практически нереально на сегодняшний день избежать подобных ситуаций.

Есть во тьме — это после захода солнца. Вечером. Многие владельцы бизнесов работают до самой ночи. В бизнесе вряд ли удастся избежать гнева. Так как гнев обычно вызывают события, которые идут не по плану человека, и тогда, когда его желания не сбываются. Огорчения у человека могут возникать из-за каких-то людей, с которыми человек вступает в конфликты.

Так как не все люди живут по Торе, не все люди хотят выполнять обязательства. Также есть просто мошенники, аферисты. Поэтому сказано, даже все дни жизни, которые он двигается к богатству, он ест в темноте.

Йосеф Праведник — сын Яакова (Израиля), был самый успешный в бизнесе из братьев. Он 70 лет был премьер-министром Египта. Второй человек в государстве после фараона. И что нам сообщает Тора? Он умер первым из 12 братьев, хотя был один из самых младших. Должности — сокращают жизнь.

И царь Соломон, мудрейший и богатейший из людей, который знал, что такое огромные деньги (при его правлении даже улицы Иерусалима были покрыты серебром), дает дальше такой совет.

И в 17 отрывке говорит он:

«Вот что увидел я благого – хорошо есть и пить, и узреть добро в трудах своих тому, кто трудится под солнцем в считанные дни своей жизни, что дал ему Б-г, ибо это доля его»

Нужно радоваться каждому дню своей жизни. Важно уметь чувствовать себя счастливым здесь и сейчас от того, у тебя есть. И каждый день благодарить Б-га за все, за свой удел, еду и заработок.

Дальше Царь Соломон говорит в 18 отрывке следующее:

«И всякий человек, кому дал Б-г богатство, и имущество, и власть пользоваться ими, и брать свою долю, и радоваться трудам своим, – получил дар Б-га»

Сегодня одному Б-г дает больше, другому меньше, а завтра может быть по-другому. И человек должен понимать, что если ему хорошо — то это дал ему Б-г и радоваться этому. Потому что это подарок от Б-га. Ты должен знать, что все, что есть у тебя – это подарок от Б-га. Много или мало, но радоваться нужно каждый день, потому что потом вообще неизвестно, что будет.

И в 19 отрывке царь Соломон заканчивает свою мысль словами:

«Пусть помнит он, как недолги дни его жизни, и что Б-г ему отвечает радостью сердца его»

Как говорил Раби Нахман из Бреслава, когда человеку плохо, и он жалуется, то Б-г ему говорит: «Ты думаешь, что это плохо, значит, сейчас я тебе покажу, что такое плохо». Когда человек радуется, то Б-г ему говорит: «Ты радуешься, и умеешь радоваться, сейчас я тебе покажу, что такое настоящая радость».

Поэтому давайте радоваться каждый день. Б-г дал каждому свой удел – и все это подарок от Б-га!

Уроки Торы:

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн тесты на 5СФЕР

Самое популярное

В тренде на 5 СФЕР

Самое комментируемое

Курсы и вебинары

Самые популярные статьи - прямо на ваш имейл !

Подпишись на нашу рассылку и получи чек-лист «Важность постановки целей»