Как праведный Царь Хизкиягу чуть не умер и не потерял вечную жизнь

Уроки Торы:

8 главу царь Соломон начинает с вопроса:

Кто подобен мудрецу, и кто знает объяснение любой вещи?

Следует отметить, что это вопрос риторический.

Кто может сравниться с мудрецом, знающим суть вещей? Б-жественная мудрость – это Тора. Ее можно только взять у Б-га. Б-г создал мир, и он дал аксиомы – описание, как работает мир. Это добро, а это — зло. Почему это так? Он так создал мир, поэтому это так. Здесь не работает логика. Потому что логика — это человеческая логика. А Б-г, это не человек. Б-г вначале создал мир – аксиому.

Почему у человека две руки и две ноги? Так создал его Б-г. Можно объяснять логикой, что двумя руками хватать удобнее. Но тремя хватать – еще удобней. Представьте, если бы было три руки. Конечно, удобнее было, а четырьмя руками – еще лучше: одной кушаешь, другой чешешься, третьей причесываешься в это время. По логике — отлично было бы, а по факту всего две руки.

Б-г создал мир таким, какой он есть, потому что он его таким создал. Это Хохма — Б-жественная мудрость. «А кто сравнится со знающим суть вещей?»

Чтобы понять суть вещей – нужно такое свойство ума, которое называется Бина. Это логика. Если знать логику, если обладать этим инструментом, то можно выводить разные вещи.

Кстати «бина» (логика) происходит от корня «ливнот» (строить). Как дом строится из кирпичей, так и любое знание состоит из составных частей. И можно разобрать на фрагменты любую идею и можно из идей собрать большую идею.

Например, летит птица. Можно понять (логика), что она когда-то была птенцом, а до этого яйцом. Это мы разобрали на фрагменты летящую птицу. А куда она летит? Наверно. ищет пару, ищет любовь для того, чтобы создать новое яйцо))) Это мы из летящей птицы собрали еще одну новую идею.

Мудрецы сказали, что если бы мы не знали про какие-то качества характера из Торы, которые надо в себе развивать, мы бы могли их учить у животных. Есть Мишна в Пиркей Авот, в которой сказано: «Будь дерзок, как пантера. И легок, как орел. Быстроног, как олень. И мощен, как лев».

Но все это для чего? «Чтобы исполнять волю своего Отца, Который на Небесах – Б-га». То есть качества характера логикой можно было бы выучить у животных. Какие-то законы можно понять логикой.

Царь Соломон говорит:

Кто сравнится со знающим Тору, кто сравнится со знающим суть вещей?

Он говорит — никто! Это два самых главных качества, которые только есть в мире. Это самая большая мощность – понимать, как все работает. И дальше Царь Соломон продолжает:

Мудрость человека просветляет лик его и смягчает суровость лица его.

Яркий пример этого Моше Рабейну (Моисей). Моше поднялся на гору Синай к Б-гу, и принял всю Тору от Б-га. А когда он спустился, у него лицо светилось. От него прямо исходили лучи света. И ему приходилось покрывать свое лицо, потому что иначе на него невозможно было смотреть. Благодаря тому, что в Моше вошла Б-жественная мудрость, от него стал исходить этот Б-жественный свет.

Я видел такого человека. Это Рав Эльяшив, который всю жизнь, до 100 лет, только учил Тору. Ни одной минуты он ничем другим не занимался, а только изучал Б-жественную мудрость. Вот он действительно сиял.

У меня есть фотография с ним. У него такая комнатка маленькая, вся с книгами, там же у него кушетка. И он сидит и целыми днями изучает Тору. К нему приходят люди задать вопросы, приходит Премьер-министр Израиля. Он сидит в этой комнате и вообще не выходит. И вся его сила – в Торе. И он действительно светится, как люминесцентная лампа.

Так интересно, что его жена, чтобы не мешать ему в изучении Торы, даже если дети болели, не отвлекала его, и он даже не знал об этом. Она делала все, чтобы он посвятил себя именно служению Б-гу, изучению Торы.

Недавно я прочитал историю, как он родился. У его мамы долго-долго не было детей. Она — жена раввина. Вся семья – великие раввины. Его дедушка Рав Шалом Эльяшав – автор книг по Каббале – был последним, на кого все мудрецы Израиля, которые в то время были, собрались и сказали специальное благословение на мудрецов Торы. Это было в последний раз, чтобы все объединились. Он был именно тот, в ком была эта Б-жественная мудрость.

Это был его дедушка. А у его папы не было детей. И его жена, мама Рав Эльяшива будущего, вела домашнее хозяйство. И вот как-то она развесила белье на веревках, раньше не было сушильных машин. Была у нее соседка нервная очень. Нервные соседки были всегда, а когда не было стиральных машин — их было еще больше. И этой нервной соседке показалось, что она не там белье развесила. Она взяла и обрезала эту веревку, и все белье упало в грязь. Она выходит, а все белье в грязи. Она собрала белье спокойно, пошла снова постирала, повесила в другом месте. Никак на это не отреагировала. У соседки заболел сын, и она поняла, что сделала что-то не то и пришла к этой святой женщине, жене раввина, извиняться.

А она ничего не сказала, не разгневалась. Сказала, что не обижается. В Торе написано: «Не мсти, не будь злопамятным». Она говорит: «Ничего, я понимаю, что у тебя сложная жизнь, бывает, что человек вспылил, разгневался…» Мы даже учили в 7 главе книги Коэлет:

Рекомендуем курс:

Не слушай, когда тебя кто-то проклинает, ведь сам ты в гневе сколько раз проклинал других, а потом об этом жалел.

И в заслугу ее милосердия и добросердечности, у нее через какое-то время родился сын. Несмотря на то, что она была уже в возрасте. И этот сын вырос и стал — Рав Эльяшив. Это часто бывает, что дети, которые родились после долгих молитв и с участием чуда — обладают очень великими Душами.

Рав Эльяшив, когда умер, ему было 102 года. И не стало его пару лет назад. И когда он умер, у него уже было 6 поколений потомков. Их стало тысячи!!! Об этом говорится, что «спасающий одну душу — спасает целый мир» и «убивающий одну душу — убивает тысячи».

Потому что, если у него было 8 сыновей, то у 8-ми сыновей по 8 сыновей, это уже 64. У 64-х в среднем по 8 сыновей – это уже 500, четвертое поколение. 5 поколение умножим на 8 и получается 4 тысячи!!! Представляете? Когда уже дошло до 4 поколения, он сказал, что можете не говорить, когда кто-то родился. Я все равно никого не запомню.

И вот в первом отрывке написано, что никто не сравнится с мудрецом, знающим суть вещей. И есть на этот отрывок очень интересная история в Талмуде. В Трактате Брахот, приводится этот отрывок, который мы изучаем, но только имеется в виду другой смысл. Выводится смысл, что нет такого как Б-г, который понимает всю суть вещей и их взаимосвязи. Связи между людьми, событиями и их последствиями — открыты только Б-гу.

И приводится история там, как в одном поколении был праведный царь Хизкиягу и был пророк Йешаягу. И они друг с другом не общались. Почему они друг с другом не общались? Потому что они оба старались идти жестко по Торе. А в Торе в одном месте было написано «И пришел пророк к царю». Значит, царь считал, что кто должен к кому прийти? Пророк должен идти к царю.

А в другом месте было написано, что «пришел царь к пророку». И пророк считал, что правильно по Торе, чтобы царь пришел к пророку, потому что пророк – это от Б-га, и царь – правда, тоже от Б-га. В общем, у них была такая ситуация. Это не были амбиции, они старались по Торе идти четко. И как сделал Б-г?

Там написано: «Б-г, который знает суть вещей». Он же понимает, что у каждого в голове, сердце. Он создал ситуацию, когда пророк пришел к царю. Как он это сделал? Царь заболел смертельной болезнью, а когда он заболел, то включается другая система, то есть нужно проведать больного, нужно к нему прийти.

В общем, царь Хизкиягу заболел, пророк Йешаягу к нему пришел и сказал, что он умрет, и не будет он жить. Пророк говорит от Б-га, он не от себя говорит. На что царь Хизкиягу просит объяснить ему эти слова. То, что он умрет – это смерть физическая. А то, что не будет жить – это то, что он теряет вечную жизнь. Как так?

Царь Хизкиягу всю жизнь был праведным царем. Он насильно загнал весь народ Израиля в ешивы, чтобы все учились. Заставил мечами и армией. Так что все должны учить Тору, все должны служить Б-гу. Такой был царь Хизкиягу. Он всю жизнь делал только то, что Б-г от него хотел. И тут ему вдруг сообщает пророк, что он умрет сейчас, и не будет жить он, потому что теряет долю в грядущем мире.

Царь Хизкиягу просит объяснить ему, за что. Пророк ему говорит, потому что он не выполнил одну из главных заповедей, которая звучит так: «Плодитесь и размножайтесь». Царь Хизкиягу отвечает, что не выполнил, потому что у него было видение, пророчество. И хоть царь Хизкиягу сам не был пророк, но у праведных людей во времена Первого Храма был руах а-кодеш (дух святости). Пророк мог подключаться к Б-гу, когда он хотел. А руах а-кодеш — это когда праведного человека периодически накрывало Б-жественным духом, и он видел будущее.

И вот говорит царь Хизкиягу, что был у него руах а-кодеш, Б-жественный дух, что у него родится сын-злодей. И он не хотел создавать злодея. Таким образом, у него были очень чистые намерения.

Пророк ему говорит: «Не твое дело рассуждать, как будет. Это мир Б-га. Он сказал, что надо делать, и это надо делать. Заповедь есть: Плодитесь и размножайтесь. Надо было плодиться и размножаться». Об этом и говорит царь Соломон в Коэлет, что Б-г сделал человека прямым, а люди ищут много разных расчетов, выдумывают, логикой стараются все предсказать.

И вот царь Хизкиягу отвечает ему, что понял свою ошибку. А это, кстати, свойство царей из рода царя Давида, который первый показал, что такое раскаяние. Когда ты заходишь не туда, можно идти дальше. А можно остановиться, и сделать шаг назад — как бы вернуться в исходную точку. Таким образом, раскаяться. И, когда мы каждый день в молитве падаем на руку и говорим, что «Согрешил я перед Тобой», мы повторяем слова царя Давида. Это царь Давид, когда к нему пришел пророк Натан и сказал, что он согрешил, он сразу же раскаялся.

И царь Хизкиягу говорит пророку: «Все, я понял свою ошибку. Давай так. У тебя есть дочка, отдай мне свою дочку в жены. Может быть, твои заслуги и мои заслуги вместе как-то исправят ситуацию».

Пророк говорит, что уже постановление вынесено, о чем вообще речь. Царь Хизкиягу умрет, и не будет жить. Царь Хизкиягу ему отвечает: «У тебя не полная информация. Потому что я из дома своего отца, царя Давида, получил предание, что даже если уже меч острый лежит на твоей шее, не отчаивайся, не опускай руки, надейся на милосердие Б-га. Поэтому уходи, пророк Йешаягу, а я буду молиться».

Повернулся царь к стене и начал плакать. Дальше Талмуд поясняет, что то, что «он повернулся к стене» – значит, к стене своего сердца. Что он вошел как-то во все внутренние истории и начал молиться, плакать.

В общем, фактом является то, что после этого он выздоровел. Он женился на дочери пророка Йешаягу. У него родился сын — царь Менаше, который всю жизнь грешил, как сумасшедший. Весь Израиль заставил служить идолам. После этого пришёл Вавилонский царь, разрушил Израиль и угнал Менаше в рабство в Вавилон. И он там, в тюрьме в Вавилоне раскаялся. Его отпустили после раскаяния, и он вернулся в Израиль.

Дальше мудрецы спорят, есть ли у Менаше доля в грядущем мире или нет. Потому что написано, что человек может раскаяться. Любой может раскаяться. Только кому закрыты ворота раскаяния? Тем, кто вводил в грех других людей. Человек их поставил на неправильный путь, и они сейчас грешат. А Менаше заставил весь народ Израиля служить идолам. Поэтому и идет спор – есть ли у него удел в грядущем мире или нет.

Часть мудрецов говорят, что есть. Они говорят, что когда умерли все те, кого он вводил в грех, то есть когда закончилось то влияние, которое он создал, его впустили. Это позиция тех, которые говорят, что есть доля в грядущем мире у царя Менаше. Здесь написано, что Б-г знает суть вещей, и если сложить последний отрывок 7 главы и первый 8 главы, то мы поймем, что Б-г сделал человека прямым. Как знать, что такое «прямой»?

Это то, как Б-г повелел в Торе. Это и есть самый прямой путь. Можно выдумывать, искать выдумки разных философов. А можно вернуться к Торе, к первоисточнику. То есть Б-г создал человека, сказал человеку, как жить. Указал, что правильно, а что неправильно. И какой смысл выдумывать? Иди по прямой. И помни о том, что «кто подобно мудрецу может разуметь значение вещей? И что мудрость человека просветляет лик его».

Будут люди смотреть на такого человека и думать: лицо умное, глаза светлые, и значит, он прямо будет идти по жизни и ему даст Б-жественная мудрость силу в любой ситуации выйти на правильную дорогу.

Уроки Торы:

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн тесты на 5СФЕР

Самое популярное

В тренде на 5 СФЕР

Самое комментируемое

Курсы и вебинары