Почему вдвоем лучше, чем одному

Уроки Торы:

В 4 главе 1 отрывке царь Соломон говорит так:

«И еще увидел я всякие притеснения, которые совершаются под солнцем; и вот – слезы угнетенных, и нет у них утешителя. Ибо в руке угнетателей – сила, а у них (угнетенных) утешителя нет»

То есть, очень много людей обманывают, и раньше обманывали. Мы видим, что 3000 лет назад было то же самое.

В мире сейчас, например, 4 или 5 миллионов беженцев. Есть тираны разные, видим, как было в Ираке — Саддам Хусейн, но его свергли. Потом — еще хуже, Муаммар Каддафи. Сейчас там гражданская война. То есть, действительно, часто людей притесняют.

Далее во 2 отрывке Соломон говорит:

«И прославлял я мертвых, что уже умерли, более живых, что здравствуют поныне»

Особенно сложно было тогда. Сейчас хотя бы у нас есть медицина, более-менее жизнь цивилизованная. Раньше же было так: 50% детская смертность, средняя продолжительность жизни — 30 лет.

Так, к примеру, татаро-монголы приехали, всех вырезали, кого только могли поймать. Кого не поймали – медведи съели. Жизнь была невероятно сложная. Люди были, как звери. Каждый второй ребенок умирал при родах. Понятно, что качество милосердия было развито меньше, чем у современной, цивилизованной женщины.

Но Царь Соломон в 3 отрывке говорит так:

«А счастливее их обоих тот, кто еще не был, кто еще не видел того плохого дела, которое вершится под солнцем»

Он имеет ввиду здесь души людей, которые еще не вошли в мир. То есть, душа живет до того, как она войдет в тело, потом она живет в теле, потом она выходит из тела. И есть души, которые должны зайти в это мир, а они не хотят.

Есть такой известный спор в Талмуде, где ученые дома Шамая и ученики дома Гилеля спорили 3,5 года, что лучше человеку: рождаться или не рождаться. Они все учли, и постановили, что лучше было бы человеку не рождаться. То есть, если бы была такая возможность не рождаться, то лучше, чем заходить в этот мир и идти через страдания, обман и ложь, лучше было бы человеку вообще не рождаться.

Но, если уже родился человек, дальше продолжают обе школы мудрецов, — человек должен проверять свои дела, чтобы нигде не сбиться и не навредить себе. Чтобы выйти лучше, чем зашел. Это постановила Тора.

Мы видим, что царь Соломон это знал. Поэтому он говорит, что лучше тем, которые еще не зашли в этот мир. Им лучше, чем тем, которые умерли. А хуже всех тем, которые живы.

Но человек не имеет права прерывать свою жизнь! Ни в коем случае! Это не в его праве. Если он уже родился, пусть проверяет свои дела, пускай идет по этой жизни максимально правильно. Это не значит, что если человеку плохо, то он может уйти. Нет! Тот, кто ушел, ему еще хуже. Их там ждут еще более страшные наказания, чем были здесь.

И дальше в 4 отрывке говорит царь Соломон:

«И видел я, что всякий труд и всякое уменье в работе (только от) взаимной зависти. Это тоже суета и погоня за ветром»

Он говорит интересную вещь: что даже хорошие дела — это производная от зависти человека к ближнему своему.

То есть, миром движет зависть. И Соломон говорит, что это суета и расстройство для духа. Он говорит, что если даже мы посмотрим на самые хорошие дела, которые люди делают, у них все равно есть примесь зависти, вожделения и стремления к почету.

В Пиркей Авот написано, что есть три вещи, которые выживают человека из мира. И царь Соломон говорит, что даже прямые дела во многом — производная от зависти. То есть, один завидует другому, и думает: ну как так, он столько хороших, добрых дел делает, а я что, хуже что ли? И начинает делать добрые дела еще больше.

Даже в хороших делах, не только в плохих. Раши объясняет, что даже дела, которые духовные и богоугодные, очень часто делаются не во имя Небес, а во имя зависти и почета. Вот так вот. В общем, Царь Соломон очень расстроен был.

Далее в 5 отрывке написано:

«Грешник сложил руки, и свое мясо он будет есть».

Это не в прямом смысле кушает свое мясо. Имеется в виду, что грешник вообще не трудится.

Он думает, а почему я буду трудиться? И ворует. Раши объясняет, что этим самым он у себя же ворует, кушает сам у себя.

Как все идет в этом мире? Человек трудится и получает плоды. Это обычный прямой способ. То есть, ты посадил дерево, ты потрудился и снял урожай. Что делает злодей: он идет в сад и крадет эти плоды. Раз украл, два украл, три украл, потом его поймали, побили, убили или посадили. И он сидит в тюрьме, кушает там невкусную еду. Он как бы у себя украл, получается.

Царь Соломон сказал, что нет утешителя, но мы видим, что есть утешитель. Тот же Саддам Хусейн, который был чуть ли не царем, со своими дворцами, как современный фараон, столько притеснял иракцев. И что? Он прятался в бункере от американских войск. Но его поймали и повесили.

То есть, мы видим, что тот же Гитлер, да сотрется имя злодея, который хотел стать императором, царем мира, всех захватить, всех уничтожить, умер, как собака. Все его приспешники побыли 10 лет у власти. Но есть Судья справедливый, который из милосердия ждет, пока грешник раскается.

В 6 отрывке говорится:

«Лучше горстка покоя, чем полные пригоршни тяжелого труда и погони за ветром»

То есть, здесь он говорит, что есть люди, которые понимают всю преходящность мирского. И они себе поработали, покушали и довольные поучили Тору, помолились и легли спать. А есть люди, которые все берут – берут — берут, но им все мало.

Рекомендуем курс:

Есть известная история, которая хорошо иллюстрирует этот отрывок. Был один царь, который, как и все цари, сильно боялся за свою власть. Так уж повелось, что чем выше человек поднимается, тем у него больше войны, чтобы удержать свое место. И был такой царь, который вообще все время боялся свержения, окружил себя охраной. И к тому же еще сам переодевался в простого человека и ходил, подслушивал, что там про него говорят.

И вот он гулял как-то по своему городу и видит, сидит человек вечером, такой довольный, радостный. Пожарил себе картошечку, налил себе стаканчик вина. И сидит счастливый — поет песню. Царь ему говорит: «Слушай, а почему ты поешь»? А он говорит: «У меня классное настроение, я сапожник, заработал сегодня себе рубль. Сделал картошечку, салатик, сейчас покушаю, выпью, спою песню, и вообще я-таки доволен своей жизнью».

Царь говорит: «Вот, какой вообще, я тут боюсь за себя, волнуюсь, у меня тут целое царство, а он такой счастливый. Ну, я ему сейчас сделаю».

И царь приказывает, чтобы сапожника обложили десятикратным налогом. И думает — посмотрю завтра, как он будет работать. Сапожника обложили налогом таким, что не выгодно больше быть сапожником.

Царь вечером идет посмотреть, что с ним будет. Он значит опять сидит, картошечку пожарил, стаканчик вина налил. Сидит, радуется. А переодетый царь его спрашивает: «Как дела»? Он говорит: «Ты знаешь, сапожником сейчас уже не выгодно работать, я нанялся и теперь убираю конюшню. Вот я убрал, получил не рубль уже, а пол-рубля. Но все равно картошечка есть, вино есть, сижу, пою песни, жизнь прекрасна».

Царь говорит: «Сейчас я ему сделаю». На следующий день он приказывает, чтобы всех наемных рабочих обложили налогом, сделали сложную регистрацию. Только таджики могут работать в этом городе.

Вечером царь идет и видит, опять тот сидит с картошечкой, стаканчиком вина и поет песни, восхваляет Б-га, и все у него прекрасно. Царь его и спрашивает: «Как дела»? Он говорит: «Ты знаешь, с конюшни меня уволили, потому что сейчас только таджиков берут на работу. Но, вот у меня еще было в запасе, рубчик лежал, сижу, кушаю картошечку, завтра пойду на царскую службу устраиваться, пойду в армию». Царь думает: посмотрим, как ему в армии будет.

В общем, он устроился в армию. Их не выпускают из армии, а только раз в неделю в отпуск. Царь думает: вот класс, через неделю я пойду, посмотрю, как ему живется. Приходит к нему через неделю. А тот снова сидит с жареной картошечкой, вино пьет, учит Тору, поет песни, псалмы читает. И радостный-радостный. Он его и спрашивает: «А чего ты такой радостный»? А он отвечает: «А почему не радоваться? Я на всем казенном, на всем готовом. Вот неделю поработал, и рубль получил за неделю. Нормально. Жизнь прекрасна. О чем еще мечтать можно»?

Царь говорит: «Ладно, посмотрим». Приказывает на следующей неделе не выдавать зарплату. И вот царь вечером приходит к нему. А тот снова себе, как ни в чем не бывало, сидит, жарит картошечку, пьет вино и прославляет Б-га. Жизнь прекрасна. Царь его и спрашивает: «Как дела»? А он отвечает: «Ты знаешь, вообще интересно так жизнь складывается, сейчас даже не дали рубля. Вот вышел из армии на побывку и рубля не дали. Но Б-г же всегда дает возможность. У нас же сабли есть, так я саблю заложил. На следующей неделе выкуплю».

Царь спрашивает: «Слушай, а как ты без сабли в армию вернешься»? Он говорит: «А кто узнает? Я клинок заложил, а я вместо него деревяшку вставил в ножны, все нормально будет». Царь же это все услышал. И на следующий день он приказал построить его полк. Выходит уже в царской одежде и говорит: так, тут мы поймали одного преступника, и нужно его казнить. А так как это армия, то должны все царя слушаться. И я сейчас выберу того, кто его будет казнить. И идет вдоль строя, смотрит как раз этот бывший сапожник стоит. И он говорит: «Значит, ты его и будешь казнить, выходи и руби ему голову».

А он же знает, что у него в ножнах деревянный меч. Но нельзя ослушаться приказа. Царь думает: вот я сейчас посмотрю, как он будет радоваться жизни в такой ситуации. Выходит этот бывший сапожник и говорит: «Г-споди, я Тебя прошу, я никогда никого не убивал, но тут у меня приказ царя, я не могу ослушаться». Там все стоят, слушают, и он продолжает: «Г-споди, если этот человек невинный, то сделай чудо, чтобы меч превратился в деревянный». И вытаскивает деревянный меч. Царь ему говорит: «Ты вообще человек находчивый, действительно Б-г тебя спасает, Б-г тебе дает знаки».

И далее говорит царь: «Все, ладно, радуйся дальше, потому что тот, кто хочет радоваться, он находит чему радоваться. А тот, кто не хочет радоваться, он всегда найдет чем огорчиться».

И сказал царь Соломон так:

«Хороша одна пригоршня приятности такой, чем охапки труда и огорчения, когда человек много вкладывает, трудится, но все ему дается с огорчением и плохими эмоциями»

В 7 отрывке говорит царь Соломон:

«И еще увидел я суету под солнцем»

И продолжает в 8 отрывке:

«Бывает одинокий, и нет никого другого – ни сына, ни брата у него, и нет конца всем трудам его, и глаза его не насытятся богатством; «и для кого же я тружусь и лишаю душу свою блага?» И это – суета и недоброе дело».

Восьмой отрывок очень длинный, но смысл его такой: есть человек, который один, одиночка. И он в этом мире в постоянной беготне, нескончаемой и бесконечной. Он все время за чем-то гонится. И глаз его не насытится богатством. Если у него 100, он хочет 200. Если есть 200, то он хочет 400.

Так устроен человек: сколько бы у него ни было, постоянно нарушается «гомеостаз» (равновесие) в его интеллекте. И человеку все время чего-то не хватает. И говорит Царь Соломон, что человек не насытится богатством, и задает вопрос: «Для кого же я тружусь и лишаю душу свою блага?»

Что имеется в виду? Человек же в принципе ничего с собой не заберет. Он как голым в этот мир приходит, так голым и уйдет. Кому он это оставит? И оставит ли кому-то, сколько у него есть? Бывает, когда человек копит, копит, копит, а тут бах – инфляция. Потом копит, копит, копит, и бах – девальвация. Копит, копит, копит, и бах – банк закрылся. Все.

И Царь Соломон говорит: человек старается, утром встает, поздно ложится, во всем себе отказывает, и говорит: для кого — непонятно. Он говорит, что все это очень плохой аспект жизни. Царь Соломон очень разочарован тем устройством мира, которое есть под солнцем. И, что интересно, за последние 3000 лет ничего не изменилось.

В 9 отрывке Соломон говорит так:

«Вдвоем лучше, чем одному, ибо есть им плата добрая за труды их»

То есть, единственное, в чем он не разочарован и то, что считает важным – это отношения. Что лучше быть вдвоем, чем одному. И когда люди стараются ради своих отношений, помогают друг другу, переживают за шалом байт (мир в семье), то Царь Соломон говорит, что это действительно значимый вклад.

Раши говорит, что для всех вещей лучше двое, чем один. Поэтому, человек должен приобрести себе друга. А не так, что: посмотрю, будешь ты мне другом или нет. Настоящие друзья приобретаются. Друг – это когда ты в него вкладываешь, когда ты уделяешь ему свое время.

И должен человек жениться. Написано: приобретет друга, а жену поднимет. То есть, это тяжесть, реально. И тогда он говорит: «У них есть больше прибыли в их труде». «Потому что, — он говорит, — что много вещей делается вдвоем, которые один не может сделать сам». То есть, один плюс один равно не два, а одиннадцать – этот принцип называется «синергия».

Синергия – это когда усилия двоих не просто удваиваются, они создают принципиально нечто новое. И я вчера видел очень красивый пример на эту синергию. Стоит дерево, на дереве висит одиннадцать яблок. Дерево высокое, стоит под деревом два человека, ни один из них не может допрыгнуть до яблок. И как бы они не старались, один человек не может сорвать эти яблоки. Но, если один сядет на плечи другому, то верхний сорвет одиннадцать яблок и они поделят пополам. Это называется принципом синергия. Каждый по отдельности не мог выполнить эту работу.

В 10 отрывке говорит царь Соломон:

«Ведь если упадут, друг друга поднимут, но если одинокий упадет, нет другого, чтобы поднять его»

Поэтому, надо гнаться не за деньгами, а за отношениями.

Уроки Торы:

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн тесты на 5СФЕР

Самое популярное

В тренде на 5 СФЕР

Самое комментируемое

Курсы и вебинары

Самые популярные статьи - прямо на ваш имейл !

Подпишись на нашу рассылку и получи чек-лист «Важность постановки целей»