Как не быть сильным праведником и вернуться из космоса

Уроки Торы:

Продолжим изучать 7 главу. Говорит царь Соломон в 13 отрывке:

«Посмотри на деяния Б-га; разве кто может выпрямить то, что искривил?»

Чтобы понять этот отрывок, нужно его так рассмотреть: «Посмотри на деяния Б-га». То есть весь этот мир – это дело Б-га. Тот, кто верит в Б-га, понимает, что есть мир материальный, а есть мир духовный. Глупо было бы считать, что Он сделал этот мир ради того, чтобы люди просто рождались, плодились и умирали.

Потому что посмотришь: живут себе люди, поколения за поколением, что-то делают. И все. Как-то очень непонятно, зачем Б-гу все это. Но когда мы вводим в картинку мира духовный мир – тогда становится все на свои места. Как пазл всё складывается в логичную схему.

Этот мир материальный – и в нем мы зарабатываем баллы, а после — получаем награду в духовном мире. Создана некая система, которая понятно, зачем существует, и для какой цели. Потому что, если убрать эту следующую серию — духовную составляющую мира, тогда непонятно, зачем вообще этот мир. Все становится бессмысленным: родился, прожил 70 лет, умер — и что?

Поэтому, царь Соломон говорит: «Посмотри на деяния Б-га», увидь именно картину в целом, насколько мудро все создано, потому что «разве кто может выпрямить то, что искривил?». Имеется в виду, что вторая часть относится к человеку, что «после смерти, кто сможет исправить то, что он в этой жизни искривил»? Никто не сможет.

Б-г сделал систему двухуровневую, и никто не сможет исправить после смерти то, что искривил в этом мире. Ты в этом мире действуешь, зарабатываешь баллы.

Виленский Гаон (великий мудрец 18 века), когда умирал, плакал, что в этом мире, например, можно купить цицит (нити для выполнения Заповеди) за несколько монет. И с помощью этой нити ты можешь повлиять на вечность. И почему он сказал именно цицит? Гематрия (числовое значение) слова «цицит» в еврейском написании составляет 600. И если прибавить к этому числу пять узлов и восемь нитей, получится 613 — число всех заповедей Торы.

Он имел в виду не только цицит, а то, что написано в Торе «будете смотреть на них, и будете вспоминать все Заповеди Б-га и исполнять их».

Делая любую заповедь, ты влияешь на вечность, на свой путь. Все же знают, что смотришь на цицит, а подразумеваешь все заповеди, потому что даже в 3 отрывке молитвы «Шма, Исраэль» говорится, что «будешь смотреть на цицит, и будешь вспоминать все Заповеди Б-га и исполнять их».

Далее в 14 отрывке говорит Соломон так:

«В хороший день будь в добре и делай добро».

Если тебе хорошо, ты эту волну поймай и делай добро, чтобы и другим было хорошо. Делай добро в хороший день. Теперь «А в день несчастья – смотри».

Имеется в виду, когда приходит зло на злодеев, ты можешь быть не с ними, а смотреть со стороны. Это идеальный вариант, когда на злодея приходит расплата, а ты не вместе с ними. Ты сам не злодей и еще не вместе с ними, и случайно не попал под раздачу. Потому что написано, что «не присоединяйся к злодеям даже в хорошем деле». Иногда человек думает, что может к злодеям в хорошем деле присоединиться и утешать себя, что все будет хорошо.

Например, есть злодеи в какой-то стране, и они находятся у власти. Потом, какой-то хороший деятель искусства присоединяется к этим злодеям, и думает: какая разница, они злодеи, а я же деятель искусства. Я возьму у них деньги, буду от них получать финансирование, но я же в принципе делаю что-то хорошее в искусстве.

Потом меняется власть и все, кто были с ними, включая этого деятеля искусства, попадают под раздачу. Поэтому и учим из Пиркей Авот, что «со злодеями нельзя соединяться даже в хорошем деле».

Так вот: «Когда придет день расплат», а он к злодеям рано или поздно, но всегда приходит:

«Смотри: и то, и другое, сделал Б-г, для того, чтобы человек ничего не мог сказать после Него»

Если по-простому объяснить этот отрывок, то этот мир – это набор причинно-следственных связей. Если человек злодей, он делает зло, то придет на него расплата рано или поздно. Как нас Тора учит это все понимать: если тебе плохо, и ты страдаешь — то проверь свои дела. Раз тебе плохо — значит ты что-то не так сделал. Если ты проверял и не нашел — значит ты мало учил Торы, ты думаешь, что у тебя хорошие дела, ты все проверил.

У одного человека было очень много всяких неприятностей и проблем. И он думал, что все делал правильно. Но помимо этого, он очень резко реагировал, когда люди делали что-то не так вокруг. И этот человек все время в состоянии гнева.

Что значит быть все время в состоянии гнева? Когда человеку не нравится, вокруг все идет не по его правилам, он начинает гневаться. Раз он начинает гневаться, то у него включен внутри процесс, что все не так. Написано, что та мера, которой человек меряет – меряют и ему. Он все время шлет сигнал в небо, что все не так, всех нужно судить, все делают все неправильно. И он такую же меру включает по отношению к себе.

 

Если тебе не нравится, что делают другие, ты всех строго судишь, то на тебя смотрят такой же строгой мерой. Человек сам своим внутренним состоянием подключает на Небесах ту силу, которая на него влияет. Поэтому, такому человеку стоит стать мягче, а не других строго судить.

Кстати, когда человек себя судит строго – это тоже не так хорошо. Но, как минимум он проецирует наружу, что нужно всех других судить мягко. Сам себя судит строго, и себя исправляет. Это нормальный вариант. Но самый идеальный вариант – когда человек очень мягко относится и к себе, и к другим. При этом он старается действовать правильно.

То есть, он ставит свою жизнь под управление интеллекта, а интеллект – под управление Торы. Тогда в этом мире у человека есть шансы пройти жизнь максимально эффективно, мягко, правильно. Золотая середина – вот идеал. Человек должен все время держаться этой золотой середины без крайности, без всплесков, спокойно выполнять то, что Б-г сказал делать, без фанатизма.

Дальше в 15 отрывке продолжает царь Соломон:

«Всего насмотрелся я в суетные дни мои».

В конце своей жизни он пишет, что он много видел этой суеты.

«Есть праведник, гибнущий в праведности своей, и есть нечестивец долговечный в своем нечестье»

Он говорит, что видел и такое. Что это значит? Есть несколько вариантов объяснения, что такое праведник, который теряется в своей праведности. Один из вариантов такой, что человек поднимается на большую ступень праведности и умирает. Часто мы видим такое, что люди были хорошие, делают что-то такое очень хорошее, а потом умирают.

Например, есть интересная история, связанная с первым израильским космонавтом. Это было лет 10 назад, и для Израиля было значимым событием. Этого космонавта звали Илан Рамон.

Ила́н Рамо́н (ивр. ‏אילן רמון‎‏‎‎, фамилия при рождении Вольферман, 20 июня 1954, Рамат-Ган — 1 февраля 2003, в небе над Техасом) — лётчик израильских ВВС, позднее первый астронавт Израиля. Совершил 16-дневный полёт на шаттле «Колумбия», который потерпел крушение при входе в плотные слои атмосферы при возвращении на Землю.

Он был из семьи переживших Катастрофу узников концлагеря. Это была типичная израильская не религиозная семья, которая строила в Израиле социализм. У них были кибуцы общие, такое коммунистическое общество. Космонавт был коммунист по воспитанию. Потом он стал очень хорошим летчиком в ВВС Израиля самой элитной части, а потом — первым израильским космонавтом.

Когда он готовился к полету на мысе Канаверал в США, он вдруг начинается интересоваться иудаизмом, начинается интересоваться Торой вплоть до того, что начал говорить: когда я полечу, мне нужна только кошерная еда в тюбиках. Ему готовили кошерную еду, но мало того, он решил соблюдать Шаббат. Они вообще в шоке. Но ведь космический корабль облетает Землю за 90 минут, как же возможно в таких условиях соблюдать Шаббат?

Рекомендуем курс:

Алахический вопрос. Выяснилось, что он должен соблюдать Шаббат по месту вылета, то есть, каждый седьмой день недели. То есть, когда Шаббат в Калифорнии, значит, летчик на орбите должен делать Кидуш из тюбика, ему все подготовили. Он не один летел, там была еще целая группа космонавтов.

Весь Израиль ждал, когда впервые израильский космонавт вылетит в космос, и что же он будет делать, пролетая над Израилем? Ждали, что он скажет гимн Израиля, что-то такое израильско-сионистское. Он же сказал: «Шма, Исраэль! Ашем Элокейну, Ашем Эхад». «Услышь Израиль! Б-г Всесильный наш, Б-г ОДИН (ЕДИН)».

Кидуш Ашем (Освящение Имени Б-га) просто нереальный! То есть, как ты не прессуй, просыпается Б-жественная сущность внутри.

В конце – при посадке космический корабль взорвался. За 16 минут до приземления. Этот летчик погиб, и все погибли. Вопрос огромный появляется… Это Тора и это награда за Тору? Это награда за Служение Б-гу?

Это объяснение я услышал от Рава Шимона Грилиуса, и он поясняет это так: «Есть праведник (цадик), который теряется в своей праведности».

Когда человек поднимается на такую высокую ступень святости, то есть такое правило – поднимают в святости и не опускают, и Б-г его забирает в этот момент, потому что знает, что он потом спустится. Этот космонавт поднялся на такую ступень святости, как Авель в свое время, когда Авель и Каин приносили жертвы вначале, и Авель принес жертву, которая Б-гу понравилась, а Каин принес жертву похуже, он принес из плохого, а Авель принес самое лучшее, что у него было. И чем закончилась эта история? Каин убил Авеля.

Что это награда за то, что Б-гу он понравился? Да! Он поднялся на ступень, когда он с этим миром уже не был соединен, он этот мир не ценил, он сказал, что этот мир для него ничего не значит, а важен только Б-г. Поэтому он ушел. Он свой «джек-пот» (высшая степень святости, которую можно получить в этом материальном мире) — забрал уже в молодости.

Также сыновья Аарона — Коэна, Рамхаль, Раби Нахман из Бреслава, Аризаль. Есть множество историй, когда праведники отрываются от этого мира. Они в этом мире уже весь свой потенциал служения Б-гу использовали и переходят на следующий уровень. Это одно из объяснений.

А есть злодей, которого Б-г держит в этом мире, потому что у него уже точно нет грядущего мира. Но он все равно делал какие-то хорошие вещи, поэтому Б-г ему дает здесь расплату за эти хорошие вещи, которые он делал в этом мире, чтобы полностью с ним рассчитаться. Все должно быть справедливо.

Дальше царь Соломон дает нам совет в 16 отрывке:

«Не будь слишком праведным, и не слишком мудрствуй: зачем тебе быть одному?»

Объясняет Раши, как Царь Шауль, который хотел быть праведником больше, чем положено, сжалился над злодеями. Ему сказали убить амалекитян всех, но он сжалился.

Но нельзя было проявлять жалость, за это он потерял царство, что и приводится в пример. Мецудат Давид объясняет так: «Не будь слишком праведным, чтобы запрещать себе то, что разрешила Тора, для того, чтобы сделать ограду».

Это не значит, что не нужно совсем быть праведником. Но он говорит, что этот путь ведет к тому, что ты будешь сидеть один. Объясняет Мецудат Давид:

«Не умничай больше, чем постановила Б-жественная мудрость. Зачем тебе делать это, и будешь сидеть один в молчании и без того, чтобы приходили к тебе люди присоединиться к тебе. Из-за того, что ты увеличиваешь отделенность свою, и будешь ты отделен от людей».

Он дает такой совет. А Раби Акива в Пиркей Авот говорил, что нужно делать ограду для Торы, устанавливать себе ограды.

Как это все понять? Мы сейчас живем в ситуации, когда мир Торы и мир обычный очень разделились. И мир не Торы стал очень испорченным в плане разврата, и многих других негативных влияний.

Если раньше не было такого, даже в не религиозном мире женщины ходили с покрытой головой, была какая-то скромность везде, и не было такой большой опасности в этом соединении. То на сегодня есть огромный смысл этой установки большой ограды между миром Торы и миром обычным. Смысл в том, чтобы сохранить Тору.

Общество, которое сохраняет Тору, они называются «шомрей» — сохраняющие Тору. Они хотят сидеть отдельно, они не хотят соединяться. Почему? Потому что если соединяешься, то сразу идет перекос на сторону запрещенную.

Но царь Соломон имел в виду другую причину: если ты будешь сильным праведником, то есть очень интересная деталь. Например, когда какой-нибудь человек стал религиозным только недавно и говорит, что начнет устрожаться по всем направлениям. Мало того, еще настолько устрожится, что даже разрешенные вещи делать не будет. Он накрылся мешком, ходит с повязкой на глазах, чтобы не видеть запрещенные вещи, решил специально не мыться, чтобы к нему не приставали женщины.

С одной стороны, он отделяется от зла тройным забором и еще ток пускает по этому забору. Вроде бы, он делает хорошо. Но на Небе говорят этому человеку, что если он берет на себя такую высокую мерку, что он праведник, так на него с точки зрения этой высочайшей мерки и будут смотреть, а также проверять и по простым показателям.

Например, лашон-ара (злоязычие и сплетни): думает он или говорит про кого-то плохое? А это прямой запрет из Торы. Его проверяют и по другим простым показателям, например Шаббат. А многие нарушают Шаббат, просто не зная базовые вещи.

Особенно это бывает у бааль тшува (не религиозный, который стал религиозным), который пришел в мир Торы без базовых знаний. И поэтому он может не знать самые ключевые вещи, такие как повелевающие и запрещающие заповеди, которые установил Б-г. И в виду своего незнания, нарушать их на каждом шагу. При этом взять на себя какие-то устрожения еще и самостоятельно их додумать и делать то, что даже большие праведники не делают.

Но получается, что когда он берет на себя все устрожающие вещи, то он загоняет себя в рамку праведников, а их Б-г судит очень строго. То есть, любое отклонение на величину волоса – уже для них преступление.

Как человек проверяется, судит он себя или не судит? Он ставит себе планку, а потом начинает с этой планки судить других: он не так цицит заправил, у него шляпа не так загнута. То есть он начинает не просто сам это делать, а он уже называет других злодеями за то, что они этого не делают. И вот тут он попал, потому что он на себя включает такую меру суда, которая никому не нужна. Поэтому советует царь Соломон:

«Не будь слишком праведным».

Не загоняй свою праведность на высочайший уровень, а лучше идти планомерно. Написано в Торе, в главе «Итро»:

«Б-г сказал: Не поднимайся по ступеням на жертвенник Мой, чтобы не оголился твой стыд на нем».

Там же не было на жертвеннике ступеней, был пологий подъем, и стыд не мог оголиться, потому что коэны (священники) шли в штанах.

Что же имеется ввиду? Как раз имеется в виду этот подход: «Не задирай сильно быстро в святости, потому что оголится твой стыд на нем».

Когда человек прыгает большими шагами в сторону Б-га, бывает иногда, некоторые бааль тшува в своем соблюдении прямо слетают с катушек, могут, например, оскорбить родителей, что они глупые, ничего не соблюдают.

То есть делать такие вещи, в которых и оголяется его стыд. Он ломится к Б-гу на жертвенник, и при этом по пути видно все его пробои. Если бы он не бежал так, они бы ему и не вредили.

Можно сделать такой вывод, что нужно вначале заниматься, как в спорте, ОФП (общефизической подготовкой). То есть изучить конкретно то, что нужно делать. Для этого есть краткая книга заповедей Хафец Хаима, чтобы точно знать основные вещи: Б-г сказал повелевающие заповеди делать, а запрещающие не делать. И не загонять себя в ситуацию, когда ты не готов еще в общем, а ты себя уже ставишь в статус праведника. Тогда могут начаться серьезные проблемы.

Чтобы их ни у кого не было, для этого нужно быть мягким по отношению к людям и по отношению к себе тоже.

Уроки Торы:

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн тесты на 5СФЕР

Самое популярное

В тренде на 5 СФЕР

Самое комментируемое

Курсы и вебинары