О детях, царях и друзьях

Уроки Торы:

В книге «Коэлет-Экклезиаст» царь Соломон – мудрейший из людей – делился тем, что он понял в течение жизни. В 4 главе мы пришли к выводу, что отношения важны. С 10 отрывка 4 главы он объясняет, почему отношения важны. Он говорит:

«Если один упадет, так его поднимет товарищ. А если он один и упадет – нет второго, который мог бы его поднять».

Есть много вещей в мире, которые человек один сделать не может, а вдвоем может. К примеру, один человек не может сделать ребенка. Какой бы он умный не был – не сделает. В 11 отрывке царь Соломон говорит так:

«Да и если лежат двое – тепло им; одному же как согреться?»

В такой метафорической форме он говорит, когда вместе лежат мужчина и женщина, то у них тепло вырабатывается, а потом от этого тепла рождаются дети. И в простом, житейском смысле — если один человек лежит под одеялом, то тепло, которое от него уходит — в пустоту уходит. А если двое — то тепло каждого обогревает другого.

В 12 отрывке он говорит об еще одном аспекте этого объединения:

«И если нападут на одного, двое против него устоят; и тройная нить не скоро порвется».

Здесь он говорит про объединение. Интересно, что был в народе Израиля царь-злодей Ахав, но в то время Израиль выигрывал во всех войнах, хотя служил идолам. Он был злодеем по отношению к Б-гу. Но в то же время люди были объединены, не было злоязычия, сплетен. И когда есть это объединение – вырабатывается огромная сила.

Есть такое понятие «синергия», когда идет объединение один плюс один равно одиннадцать. Это даже не два потенциала объединяются. Появляется третья абсолютно новая реальность – не просто соединение двух элементов, а умножение их.

Далее в этом же 12 отрывке очень интересное и известное выражение, которое вошло в русский язык и многие другие: «Тройная нить не скоро порвется».

Если есть ниточка – одну легко порвать, вторую, третью… Но если они три вместе, то их порвать намного сложнее, чем каждую по отдельности. Это учит тому, что человеку нельзя ставить всю свою жизнь на одну ставку. Все должно быть гармонично. Если у человека есть одна профессия – ему будет сложно. Если у него есть три профессии – он уже спокоен, что в любой ситуации найдет себе подработку.

Если человек хранит деньги в одном банке, то нет банка — нет денег. Если он хранит деньги в трех банках, то вероятность того, что все деньги он не потеряет, уменьшается в три раза. Это если всё идёт ровненько и механически. А если Бог захочет, то можно и в лотерею миллионы выиграть, и в трёх банках всё потерять.

Дальше в 13 отрывке Царь Соломон говорит:

«Лучше ребёнок слабый, но умный, чем царь престарелый, да глупый».

Здесь Царь Соломон открывает нам сущность человеческую. Когда ребенок рождается — он похож на маленькое животное. У него еще нет интеллекта, совести, свободы выбора. Он просто выживает. У него работает инстинктивный мозг и эмоциональный. Он ищет еду, и когда поест — доволен и спит. А если еды нет, то плачет.

Потом он вырастает, но до 13 лет еще не понимает, что такое хорошо и что такое плохо, и живёт, управляемый эмоциями и сиюминутными желаниями. В нём властвует Йецер Ара (Злое начало) — так это называется на духовном языке. А на языке современной психологии — это эмоциональный и инстинктивный мозг. Именно эту часть человека Царь Соломон называет — Царь престарелый и глупый. Эта часть человека с ним с момента рождения.

А в 13 лет появляется «Йецер Тов» (доброе начало). Человек начинает выбирать между добром и злом. Между тем, что хочется и тем, что правильно для него. Между духовным и материальным. И кто-то (а таких, к сожалению, большинство) остается во власти «Царя старого и глупого». Во власти своей животной (инстинктивной сущности) и эмоциональной части. Кто-то переходит на рациональное (интеллектуальное) управление своей жизнью. А самые счастливые люди открывают свою Божественную сущность и соединяются с Богом.

Эта часть пробуждается в человеке намного позже инстинктивной, к которой он привык с детства. Поэтому Царь Соломон называет её «ребёнок слабый, но умный». Забрать власть у «Царя» эмоций и инстинктов ребёнку удаётся очень редко.

И вот царь Соломон говорит:

«Лучше ребёнок слабый, но умный, чем царь престарелый, да глупый, не умеющий остерегаться».

Другое объяснение этого отрывка: Лучше быть ребенком, у которого пока еще ничего нет, но при этом строить свою жизнь, исходя из Б-жественной мудрости. Чем человеком, у которого много силы, но старым, и следующим за своими вожделениями и желаниями вместо Торы. И уже в этом возрасте, обладая силой, не остерегается ошибиться. Это самая тупиковая ситуация. Так как он старый, ему тяжело меняться, при этом он не слабый. Потому что когда человек ощущает себя несчастным, он постоянно думает, как же ему перестать быть несчастным, как ему измениться.

То, что мы говорим по средам в конце утренней молитвы: «Счастлив человек, которому Б-г дает страдания. И от Торы Он будет его обучать». То есть, когда человек несчастный, он смотрит на небо, и думает над тем, как измениться. Но, если он старый, идет по привычкам, у него все в порядке в плане денег, все нормально с ресурсами, то ему незачем остерегаться. Это тупиковая ситуация.

Далее в 14 отрывке написано:

«Из тюрьмы вышел на царство, и тогда даже, когда он станет царем, и также в царстве своем рождается бедный».

О ком это говорится? О Йосефе. Йосеф стал царем именно из тюрьмы. Когда человек попадает в страдания, у него потом есть шансы выйти на царство, но выйти на царство уже умным. Страдания, кризис заставляют пересматривать многие вещи и дают возможность измениться, переоценить ценности.

Рекомендуем курс:

«И тогда даже, когда он станет царем, и также в царстве своем рождается бедный».

Попробуем разобраться, что имеется в виду. Если человек вышел из тюрьмы, из страданий на царство, то когда будет царем – будет оставаться, как бедный. Он понимает, что все от Б-га: был он в тюрьме – сейчас на царстве, но он не будет этим гордиться. Он понимает, что его жизнь под управлением Б-га. У него есть шанс, будучи царем, оставаться мудрым, понимать, как оно на самом деле все работает.

Дальше в 15 отрывке Соломон говорит:

«Я видел все живущее, что ходит под солнцем, вместе с отроком этим, со вторым, который встанет вместо него».

Он все время изучает, как работает материальный мир, который под солнцем находится, не духовный мир, а именно материальный. И в этом отрывке объясняется, что очень часто в истории еврейского народа сын второй поднимается выше, чем сын первый.

Первый сын у Авраама был Ишмаэль, но он передал наследство Ицхаку. У Ицхака было два сына: Эсав и Яаков. Второй сын поднялся выше первого. У Яакова было 12 сыновей. Четвертый сын, Иегуда, стал царем. Йосеф, младший сын Яакова, который был младше сыновей Леи, и которого братья продали купцам — в итоге стал властителем всего Египта. Мы видим, что второй в этом мире часто становится первым.

И, как написано в Пиркей Авот:

«Ни к кому не относись с презрением и не считай невероятным любое развитие событий, ибо нет человека, звездный час которого не наступит, и нет ничего, чему не нашлось бы места».

Все идет волнами. Вот был Вова Путин охранник, а теперь – президент. И я очень не завидую тем, кто с презрением относились к нему во время, когда он работал в КГБ. Когда настал его «звёздный час» — он всем и всё вспомнил. И хорошее и плохое. Поэтому нельзя с презрением относиться ни к кому.

В 16 отрывке написано:

«Не было конца всему тому народу, который был прежде; но не нарадуются ему и те, кто будут позже, ибо это тоже суета и погоня за ветром».

Царь Соломон говорит, что на народ вообще не надо ориентироваться. Массами управляют. А кто управляет? Управляют лидеры. И вот эти лидеры бывают за Б-га, а бывают против Б-га. А сам народ ничего толком не понимает, поскольку есть телевизор, радио, средства массовой информации, специально обученные люди, которые формируют общественное мнение. И народные массы идут туда, куда их ведут. Это так он объяснил в 16 отрывке.

В 17 отрывке Соломон говорит конкретно каждому из нас:

«Сохраняй свои ноги, идя в дом Б-жий».

Почему люди в то время ходили в Храм? В Храм ходили по двум причинам. Первая причина – когда человек совершал какой-то грех, он приносил искупительные жертвы. То есть были жертвы за грехи. Человек раскаивался в своем грехе. И говорил, что он должен был бы получить страдания и умереть, но он приносит это чистое животное вместо себя. Это животное режут, части сжигают. И человек понимает, что это он должен был быть на его месте, но Б-г его простил, и больше он не будет совершать этот грех. Это так искупали грехи.

Вторая причина – когда приносили жертвы за что-то хорошее, благодарственные жертвы. Человек, например, построил дом, женился, родились у него дети, выиграл в лотерею. И он приносит благодарственные жертвы. Быка, например, и 40 хлебов. Нужно с друзьями было ее кушать. И рассказывать все время, за что ты благодарен Б-гу. Вторая причина — это благодарность Б-гу.

И вот царь Соломон говорит: «Следи, как ступаешь, идя в дом Б-жий». Под этим он имеет в виду: не греши, чтобы потом не приходилось приносить жертвы за грехи. Он говорит, что лучше слушать Б-га, изучать его законы, учить Тору. Некоторые люди думают: «Согрешу – потом раскаюсь». Нет, лучше не грешить, чтобы не было потом за что раскаиваться. Но, если уже согрешил – стоит раскаяться.

 

И продолжает Царь Соломон, и говорит:

«Лучше слушать Б-га, чем давать жертвы грешников, они не знают, что они делают зло».

Грешник не знает, что он делает зло для себя. Если бы он знал, насколько реально плохо то, что он делает для него же, он бы и не делал. Но как происходит грех? Человек думает: «Может, это и не так плохо». Есть другой вариант, такое понятие как «преступление во имя небес». И человек может думать, что вообще во имя Вс-вышнего это делает. Йецер ара (злое начало) по-разному человека обманывает.

Самый правильный подход, который позволяет очистить голову от йецер ара (злое начало) – это идти в Дом Учения, изучать Тору и общаться со святыми людьми.

Поэтому очень важно быть с теми людьми, с которыми можно посоветоваться. Чьему высокому духовному уровню и желанию помочь тебе в твоем служении Б-гу ты доверяешь.

Найти таких людей достаточно тяжело, но написано в Пиркей Авот: «Сделай себе Рава. И приобрети себе друга». И это не просто совет, это – обязательное условие для духовного роста. Сделать себе Рава, у которого ты можешь учиться, и с кем ты можешь советоваться. И дружить с таким человеком, у которого такие же интересы, как и у тебя: духовный рост и развитие. Чтобы ты мог с ним поделиться своей ситуацией и услышать его мнение и совет.

И надо уметь это принимать. Потому как: «Человек видит в чужом глазу соринку, а в своем – бревно не замечает».

Уроки Торы:

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн тесты на 5СФЕР

Самое популярное

В тренде на 5 СФЕР

Самое комментируемое

Курсы и вебинары