Радуйся тому, что есть

Уроки Торы:

Сегодня мы изучаем 2 часть 2 главы книги Коэлет. Первую часть мы закончили на том, что царь Соломон очень сильно расстроился. Он понял, что алкоголь тоже не помогает.

Начал он сравнивать мудрость и глупость. Хотел понять, может, глупым быть легче. И вывод у него такой: все-таки есть польза и преимущество у мудрости перед глупостью. И разница между мудростью и глупостью подобна разнице между светом и тьмой. Человек умный, знающий, смотрит вперед. А дурак — в темноте идет.

Но заканчивает царь Соломон и говорит: все равно, как ты вперед не смотри, а конечная точка у всех одна. И говорит он: «И увидел я, что случай один случится со всеми», всех людей не станет.

Дальше царь Соломон в 15 отрывке говорит:

«И сказал я в сердце своем: участь глупца и меня постигнет, так зачем же я стал столь премудрым? И сказал я себе, что и это – суета»

Что именно является суетой – мудрецы разошлись во мнениях. Одни говорят, что суета – это стремление приобретать мудрость. А другие говорят, что само предположение, что нет разницы между глупостью и мудростью — это и есть суета.

В 16 отрывке продолжает царь Соломон свое рассуждение и говорит:

«Ибо как о глупце, так и о мудром вовек не вспомнят, все будет забыто в грядущие дни; как же это мудрый с глупцом (наравне) умирает?»

Раши и Мецудат Давид (комментаторы Коэлет) по-разному объясняют этот отрывок, у них 2 разные линии трактовки. Раши говорит, что всё забудется, и нет разницы, и всё это суета, включая мудрость. Мецудат Давид говорит, что это Царь Соломон с удивлением спрашивает, как такое вообще возможно, что забудется мудрец, как и дурак?

И, если задуматься, память о людях разная, о мудреце и злодее вспоминают по-разному. В Мишлей говорится, что когда упоминают человека праведного и мудрого, то добавляют: «Да будет благословенна память праведника», или «Благословится его память». Например, правильно будет сказать: «Как говорил рав Зильбер, да будет благословенна память праведника». А когда говорят о злодее, например Гитлере, добавляют: «Да сотрется имя его и память о нем».

Но Раши ведь тоже не зря говорит, что в принципе через несколько поколений забудется. И мы не помним сейчас многих, кто жил раньше. Я вот, кстати, спрашивал как-то у еврейских студентов: «Как звали первосвященника, который встретил Александра Македонского на подходе к Иерусалиму?». Правильный ответ: Шимон аЦадик.

Но они не знали. Потом я спросил: «А как звали коня Македонского, на котором он ехал?». А они ответили: «Это ведь все знают – Буцефал».

Так мы видим, что праведные люди иногда забываются. А Шимон аЦадик был последний из мужей Великого Собрания. Александр Македонский когда его увидел, с коня слез и поклонился. Так как Шимон Ацадик был похож на ангела. От него шёл духовный свет.

А коня Буцефала помнят. Таким образом, мы видим, что можно рассматривать позицию Раши, что сотрется память обо всех. И позицию Мецудат Давид, что если и будут вспоминать, то праведника и злодея будут вспоминать по–разному. Царь Соломон рассуждает, если приобретать Б-жественную мудрость ради памяти, то сомнительно, нужна ли она тебе ради памяти, или не нужна.

Дальше в 17 отрывке царь Соломон говорит:

«И возненавидел я жизнь, ибо дурные дела, по-моему, вершатся под солнцем, ибо все – суета и погоня за ветром»

Понял он, что это томление для духа, после чего ничего не хочется. В 18 отрывке он продолжает:

«И возненавидел я весь труд мой, над чем трудился под солнцем, потому что оставляю его человеку, что будет после меня»

Царь Соломон был богатейшим человеком, строил дома, развивал агропромышленность, и было у него 700 жен. Поэтому переживал он, кому это после него достанется.

И размышляет Царь Соломон дальше в 19 отрывке:

«И кто знает, он будет мудр или глуп, а овладеет всеми моими трудами, что я трудился, явив мудрость, под солнцем. Но и это – суета»

Получается, Царь Соломон трудился и прилагал все свои усилия для человека, который придет после него. И кто пришел после него? Его сын – Рехавам, который стал царем.

Царь Соломон всю жизнь старался объединить Израиль в одно государство. А во время правления его сына — Рехавама, разделилась страна на 2 царства: Иудею и Израиль. Под властью Рехавама осталась Иудея, а 10 колен (родов Израиля) — стали частью государства Израиль. Рехавам мог организовать гражданскую войну с Израилем, но он этого не сделал, а просто спокойно отдал 10 колен. Таким образом, мы видим, что царь Соломон был прав, когда писал, что не знает, кто придет после него: праведник-мудрец или глупец.

В 20 отрывке огорчился царь Соломон и говорит:

«И обратил я к отчаянью сердце свое из-за всего того труда, что трудился под солнцем»

Рекомендуем курс:

Очень часто упоминается в первых двух главах фраза «под солнцем». Под этой фразой подразумевается все, что принято в материальном мире.

В 21 отрывке он объясняет свою мысль так:

«Ибо бывает, что человек трудится мудро, со знанием и умело, а отдает свою долю человеку, кто над этим не трудился; – это – тоже тщета и большое зло!»

Вот есть человек, который умный, начитанный, получил MBA. Cовершенно честно поступает, никого не обманывает, не нарушает закон. Но для человека, который не трудился, отдаст он все, что заработал.

В Донецке, например, человек работал себе честно, старался. Не отбирал ни у кого, не был олигархом, построил маленький заводик, купил квартиру. Потом пришли и все забрали. Подобные ситуации — это суета и большое зло.

В 22 отрывке царь Соломон продолжает свое размышление:

«Ибо что получает человек от всего труда своего и стремления сердца своего, когда он трудится под солнцем? Ведь все дни его – страдания, и дело его – огорчение, даже ночью нет сердцу покоя. И это – тоже тщета»

В Америке есть такая государственная поговорка: “No pain – no gain” (нет боли – нет прибыли). Американцы с детства на этом воспитаны, что человек должен работать, и будет больно. Откуда это? Мы видим, что все это идет из Экклезиаста. Что все дни жизни человека в боли и в гневе. Почему в гневе?

Приведем современный пример, когда человек хочет 100, а получил 80. А из этих 80 налоги забрали еще 50. Потом еще оштрафовали за парковку. И человек ходит и злится. Вложил деньги в MMCIS, а он прогорел. Положил деньги в банк – а он закрылся. Задумался, где же хранить деньги. Решил хранить дома, а его ограбили.

И вот человек, у которого «даже ночью нет сердцу покоя», думает о том, как заработать, размышляет о жизни, не может спать. Думает, как прокормить семью, где дети будут учиться. Переживает, что кризис в стране, и о том, что будет с экономикой. То есть, даже ночью такой человек не успокаивается. Но и это суета. Потому что все его размышления у него в голове, и не знает он, что будет.

В 24 отрывке говорит царь Соломон следующее:

«Нет лучшего блага человеку, чем есть и пить, чтобы было ему хорошо на душе от труда его. И увидел я, что и это – в руке Б-жьей»

Вс-сильный имеет такую же гематрию (числовое значение букв), как и слово — Природа на иврите.

То есть так устроен мир, так это работает. Львы нападают на антилоп, антилопы голодают и умирают. Так Б-г задумал. Этот мир — не место для отдыха. Вообще не место. И тот, кто стремится, чтобы все было только хорошо – нет у него вариантов.

В этом мире нет совершенства и счастья. Этот мир для работы над собой. А Духовный Мир для наслаждения результатами работы в материальном мире.

В 25 отрывке он продолжает свою мысль и говорит:

«Ибо кто мог есть и наслаждаться так, как я?»

Раши делает из этого такой вывод: «Радуйся тому, что есть. Потому что, кто будет кушать, и кто будет ощущать кроме тебя?».

Раши подчеркивает, что нужно радоваться сегодня, наслаждаться тем, что есть сейчас. Хоть часто человек вместо того, чтобы наслаждаться сегодняшним днем, думает о следующих поколениях, о детях.

Возьмем, к примеру, бывший Советский союз. Вспомните, наши родители все копили и собирали. Припоминаете эти красивые сервизы, которые передавали в наследство? Сами не пользовались – передавали следующим поколениям. А в итоге детям это не нужно, они этим не пользуются. У меня вот ни бабушка, ни родители не пользовались красивыми сервизами, а хотели передать мне. А мне они не нужны. Я пью из одноразовой посуды, мне удобно: попил — выкинул. А могли бы сами наслаждаться красивыми вещами.

В 26 отрывке продолжает Царь Соломон свое рассуждение:

«Ведь тому, кто хорош пред Ним, дал Он мудрость, и знание, и радость, а грешнику дал Он заботу копить и собирать, чтобы отдать тому, кто хорош перед Б-гом. И это – суета и погоня за ветром»

Мидраш поясняет этот отрывок и приводит в качестве примера Амана, который собирал и богател. На тот момент он стал самым богатым человеком в Вавилоне после царя Ахашвероша. Но не радовался этому. Говорил, что все это для него не имеет значения, пока Мордехай ему не кланяется. Это, кстати, тоже качество злодея, наряду с собиранием, — то, что он не умеет радоваться тому, что у него есть. И что в итоге? Кому Аман это все отдал? Перешло это во владение Мордехаю и Эстер.

Какой вывод из всего этого можно сделать? Очень простой: надо радоваться тому, что есть. Суетой же является тяга постоянно собирать, зарабатывать, и думать о том, чтобы передать это потом следующему поколению.

Уроки Торы:

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн тесты на 5СФЕР

Самое популярное

В тренде на 5 СФЕР

Самое комментируемое

Курсы и вебинары