Уроки Торы:
- Глава 1. Часть 1: Всё в этом мире, как пар, который исчезает
- Глава 1. Часть 2: Умножая знания — умножаешь гнев
- Глава 2. Часть 1: Об Удовольствиях и Радости
- Глава 2. Часть 2: Радуйся тому, что есть
- Глава 3. Часть 1: Всему свое время
- Глава 3. Часть 2: Радуйся и веселись сегодня
- Глава 4. Часть 1: Почему вдвоем лучше, чем одному
- Глава 4. Часть 2: О детях, царях и друзьях
- Глава 5. Часть 1: Обеты перед Б-гом
- Глава 5. Часть 2: Жизнь, как во сне. Как развалился СССР
- Глава 5. Часть 3: Богатство и деньги, к чему они приводят
- Глава 6. Часть 1: Счастье в жизни
- Глава 6. Часть 2: Отличие мудреца от глупца
- Глава 7. Часть 1: О доме радости и доме скорби
- Глава 7. Часть 2: Как избавиться от гнева и получить богатство
- Глава 7. Часть 3: Как не быть сильным праведником и вернуться из космоса
- Глава 7. Часть 4: Нет человека праведника, который бы не грешил
- Глава 7. Часть 5: О мудрости, смысле создания мира и женщинах в жизни царя Соломона
- Глава 8. Часть 1: Как праведный Царь Хизкиягу чуть не умер и не потерял вечную жизнь
- Глава 8. Часть 2: Как Б-г наказывает злодеев и почему иногда ждёт
- Глава 8. Часть 3: Почему очень хорошим людям бывает плохо?
- Глава 8. Часть 4: Можно ли полностью понять пути Б-га?
- Глава 9. Часть 1: О любви, ненависти и о смысле жизни
- Глава 9. Часть 2: Знают ли души, что происходит в этом мире?
- Глава 9. Часть 3: О женщине, которую ты любишь
- Глава 9. Часть 4: Как один грех или грешник может испортить всю ситуацию
- Глава 10. Часть 1: О моде и как дурак себя выдаёт при ходьбе
- Глава 10. Часть 2: Как проклятия и благословения влияют на жизнь
Царь Соломон начинает 12 главу такими словами:
И помни о своем Создателе с юных дней.
В святом языке есть разные слова, которые описывают процесс «делать». Есть среди них глагол «бара» — сотворил из ничего. Тора начинается «Вначале сотворил Б-г». Первые слова Торы «В начале «бара» Б-г Небеса (духовный мир) и Землю (материальный мир)» — Б-г сотворил из ничего. Первое творение «есть из не было». Это первый акт Творения. До того, как ОН уже сотворил реальность из ничего, не было ничего, был только Творец.
Потом он сотворил (это глагол «бара») из ничего. Потом дальше идет глагол «делал», создавал из материала. На иврите звучит так: «яцар» – это из материала ОН формирует структуры. А есть «аса» — делал доделывал-переделывал. Это уже делал из сформированной структуры.
Например, до того, как не было молекул и атомов – не было ничего. Потом он «бара» сотворил молекулы и атомы — материю. Потом он из материи атомов начал создавать, например, дерево.
Это глагол «яцар» — сотворил скалы. А потом пришел человек, и начал из этого уже делать. Он взял дерево, отпилил ветки, сделал досточки и сделал стол. Взял он скалу, скалу обтесал – получился камень. Взял песок, смешал с чем-то, получился кирпич. Это уже «делал».
Так вот 12 глава начинается с глагола «И помни о своем Создателе (Творце Мироздания)». Потому что единственное, что осталось в мироздании из того, что сотворено Создателем в начале и является как бы частью Б-га в в этом мире – это Душа Человека. Высшее проявление Божественного в мироздании — это Душа Человека.
Высшая Б-жественная душа идет от Создателя, того, который был еще до начала структуры. То есть был только Б-г, потом появилось творение. И потом тот Б-г, который еще до структуры, ОН в этом мире присутствует в душе человека – Творец (Нешама).
И говорит Царь Соломон:
И помни о своем Создателе с юных дней, пока не пришли плохие дни, и не наступили годы, о которых скажешь: нет мне в них проку.
Что это за годы? Старость.
Есть 7 периодов в жизни человека:
- первый период – маленький ребенок до года, его все носят на руках, он – царь.
- Второй период – от года до 5 лет он, как свинья, потому что только ползает по полу и все тянет в рот, что найдет.
- С шести лет до 12 – он как козлик, это третий период. Он прыгает везде, носится, как маленький козлик.
- С 12 лет и до 20 начинается четвертый период – это период полового созревания, он как жеребец. Он все высматривает кобылиц, это тот период, когда гормоны буйствуют. В иврите этот возраст называется – возраст глупости, когда его колбасит.
- В 20 лет он женится, и когда он женится, в пятом периоде он становится как осел. Он начинает работать, у него есть жена, у него начинаются дети, он все тянет в дом, нужно заработать на семью, обеспечивать семью.
- Потом, начиная с 40 лет, он как собака, то есть у него уже много детей, он уже на все готов ради семьи, детей. Он уже идет против своих интересов.
- И с 60 лет начинается период, о котором здесь написано, что он становится как обезьяна. Уже старость, уже все такое некрасивое, уже сил нет.
Это все суета сует. Но бывает у человека совершенно другой ход жизни. Когда человек начинает изучать Тору с 5-6 лет и становится все выше и выше. И когда ему уже 60 – он уже мудрец, все перед ним встают.
Он в старости Мудрый Человек, потому что всю жизнь увеличивал мудрость. И чем он становился старше, тем его мудрость становилась сильнее. Если он гнался не за этим миром, а за духовностью, за развитием, за мудростью. И Царь Соломон говорит: «И помни о своем Создателе с юных дней».
В ранние периоды жизни люди обычно забывают Творца. Они сосредоточены на этом мире. А потом, когда приходит старость, оказывается, что им незачем жить. Они добрые дела не делали, Торы у них нет. Учиться они не привыкли и им нечего изучать. Все им плохо, скучно и помочь им никто не может.
Во 2 отрывке он говорит:
Пока не померкли солнце и свет, и луна, и звезды, и не вернулись снова тучи вслед за дождем.
Здесь снова, как и в начале книги Царь Соломон говорит о круговороте жизни. Когда человек рождается, он развивается, идет вверх. До 25 лет идет физическое развитие. В 40 лет говорят, что это пик мудрости. Мудрость приходит уже в 40 лет. Но физическое развитие, начиная от 40 лет, начинает угасать. Все идет циклично: день – ночь, день – ночь, рождение – смерть. Все в этом мире крутится по циклам. И он говорит: помни Б-га, пока у тебя есть свет, пока есть сила. Потому что если ты его не помнишь, пока ты сильный, то когда уже будет слабость, ты тем более не вспомнишь.
И далее в 3 отрывке он приводит метафору этой старости:
В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и скрючатся мужи сильные, и перестанут молоть мельницы, потому что их немного, и омрачатся глядящие в окна.
Стерегущие дом – это иммунная система охраняет тело, руки и ноги охраняют. Тело – как дом для души.
Когда у тебя ослабнут ноги в старости. И перестанут молоть мельницы – это когда у тебя выпадут зубы, потому что раньше не было зубных врачей, как сейчас. Раньше у человека в 40-50 лет уже зубы выпали, и он не может есть.
«И омрачатся глядящие в окна»— ослабнут глаза. И ничего ты не поделаешь.
Если ты не служил Б-гу в молодости, так ты и в старости не будешь, ты не знаешь как. Ты уже слабый и тебе незачем. А если ты в молодости выстроил эту систему служения Б-гу, и тогда чем ты становишься старше — тем легче тебе жить. Ничего не мешает служить Б-гу. Вожделений нет. Чем ты старше, тем ты больше служишь Б-гу, если выстроил себе эту траекторию.
А если не выстроил? Он занимался только материальным, и когда он постарел, никаких радостей в жизни. Еды нет, не может кушать, женщин нет, денег нет, ничего нет, и он не понимает чем заниматься.
В конце жизни он лузер, все, что он ценил в жизни, он потерял. А человек, который ценил духовность, то у него только растет духовность. Чем он старше, тем он духовнее. Он наоборот к концу жизни начинает подниматься. Высшая точка его развития, когда тело умирает и он уходит к Б-гу. Туда, куда он всю жизнь и стремился.
Дальше он говорит в 4 отрывке:
И запрутся двери на улицу, когда замолкнет звук жерновов; и встанет по голосу птицы, и притихнут все дочери пения.
Когда выпадают зубы, то у человека закрываются губы. И об этом метафорично он говорит «запрутся двери на улицу».
«И встанут по голосу птицы» – известно, что когда человек много кушает, ему хочется спать. А когда у него зубы выпали и он не может много кушать в старости, он голодный и просыпается от любого звука. И даже голос птицы его будет будить.
«И притихнут все дочери пения» – у него станет в старости тихий голос. Царь Соломон прямо пугает, но ничего не сделаешь, это путь всего живого: вначале ты растешь, а потом увядаешь. Он просто об этом напоминает.
Он говорит: помни об этом в дни молодости. Если ты не заложишь в дни молодости фундамент духовности, добрых дел, отношений с людьми и даже отношений с детьми, то в старости уже это не сделаешь. Есть многие родители, которые молодость проводят эгоистично.
Есть такие эгоисты, которые вообще не хотят детей. Есть такое движение Childfree, которые говорят, что хотят жить без детей, для себя. Хорошо, живи для себя. Потом наступит старость, и кто тебе принесет стакан воды?
Есть люди, которые своих детей не воспитывают, бросают на самотек. Потом они становятся старые, а дети не привыкли к ним.
Есть такая притча старинная, когда жил один человек и у него был старый отец. Он к этому старому отцу плохо относился и вообще его выгнал на улицу. Сидит его старый отец и собирает милостыню на улице в Багдаде. И тут идет внук, сын его сына, который выгнал его на улицу. И он внуку говорит: «Внук, пойди к своему папе, моему сыну и скажи, пусть мне даст теплую одежду, потому что холодно и я мерзну».
Приходит внук домой и говорит: «Там твой отец сидит на улице, просит милостыню и просит, чтобы ты ему прислал теплую одежду». Этот ему говорит: «Залезь на чердак, там есть старое одеяло и ему отнеси». Сын маленький залез на чердак, его нет и нет. Слазит с чердака, а его отец говорит: «Чего ты так долго на чердаке сидел, не мог одеяло найти»? Он говорит: «Нет, сразу нашел, оно в углу валялось». «А почему тогда так долго там сидел»? Он говорил: «Так я же его пополам резал».
Он говорит: «А зачем ты его пополам резал»? Он говорит: «Сейчас я половину отнесу дедушке, а когда ты старый станешь, я же тебя тоже выгоню, так вторую половину я тебе приготовил».
И он сел и подумал: вот это да, вот это история. Потом встал, побежал и взял своего отца домой, начал давать сыну пример, как нужно относиться к папе, потому что все возвращается в этом мире.
Один из главных уроков Коэлета — все в этом мире возвращается. И добро и зло.
5 отрывок говорит так:
И высот будут страшиться, а на дороге помехи; и отцветет миндаль; и отяжелеет кузнечик, и рассыпется каперс; ибо уходит человек в вечный дом свой, а плакальщики кружат на площади.
Человек, который жил впустую, у него нет никаких духовных заслуг перед Б-гом и перед людьми. Чем он старше становится, тем он больше боится. У него внутри постоянный страх. Он не понимает, почему у него страх. Он думает, что это связано с какими-то внутренними причинами, материальными. Но на самом деле – это внутренний страх, потому что он пустой. Он понимает, что он идет к своему последнему пути, а у него заповедей нет, Торы нет, добрых дел нет.
Он ничего не создал в этом мире настоящего. И у него внутри растет этот страх. Чем старее человек становится, тем у него уходит его внутренняя сила физическая.
Далее он говорит метафорой: если на него сядет кузнечик, то ему будет тяжело его нести. Он настолько ослабнет, что для него даже маленькое давление, как саранча, он уже его чувствует.
Если на него сядет кузнечик, то ему будет тяжело, как будто он несет что-то тяжелое. Потому что у него старость и слабость. У него уйдет сообразительность. Речь идет о человеке обычном, а не о том, который целыми днями изучает Тору, изучает Б-жественную мудрость, молится и так далее.
Мозг человека, который его напрягает, он к старости не слабеет, потому что последние исследования доказали, что нейроны создаются даже в старости. Просто нужно давать новую нагрузку.
Обычно старые люди, чем они старее, тем меньше приток новых впечатлений, новых действий. Он отказывается от нового, поэтому стареет все быстрее и быстрее. Потому что он запирается в свои старые фильмы, старые книги, старые схемы. Он все время крутится на одном и том же. И мозг, не получая новые нагрузки, выключается. Но если человек даже в старости продолжает изучать Тору, Раши, комментарии, изучать наизусть псалмы, то это обновляет.
Есть в Синагоге дедушка, ему 93 года, он изучает псалмы, он проводит какие-то исследования, он каждый день делает зарядку, гуляет. Еще есть дедушка, ему 90 лет, который каждый день приходит изучать Тору, у него дома есть штанга, гантели. И он каждый день занимается спортом. Обычно человек сам себе говорит: все закончилось и он дает приказ своему мозгу, что пора отключаться.
Так вот царь Соломон говорит: если человек не идет осознанно к Б-гу и не растет, то отключается его сообразительность в старости. «Ибо уходит человек в вечный дом свой, а плакальщики кружат на площади».
Каждый человек при жизни строит для себя будущий мир, «идет в вечный дом свой»
Какой мир ты себе построил, в такой мир ты и идешь дальше. И кто-то себе строит мир, в котором у него будет Рай и все прекрасно. Кто-то себе строит мир, в котором вообще ничего не будет. А кто-то не верит, что это возможно и нужно и ничего не делает.
Мои родители, например, никогда не хотели иметь дачу. Вот у нас и не было дачи. С духовным миром тоже самое. Праведник туда приходит, а все его только и ждут.
Как Рав Зильбер, благословенна память о праведнике, когда он умер, здесь тысячи людей плакали и до сих пор его вспоминают. Практически все, что я делаю в своей религиозной жизни – это следствие того, как на меня повлиял Рав Зильбер. А таких людей, как я, тысячи, на которых он оказал влияние.
И каждый, кто делает сейчас какие-то добрые дела, заповеди, изучает Тору, на кого он повлиял, приносит радость и пользу Раву в его мире. Все они достраивают его мир там.
Это очень важно, что человек идет не в какой-то статичный мир. А он идет в вечный дом свой, который он себе там построил.
В Пиркей Авот написано, что тот, кого любят люди, того любит Б-г. Очень важно оставить после себя такую память, чтобы пришли люди и сказали: это был хороший человек. А это сделать очень просто, не нужны для этого никакие деньги. Проведывать больных, например.
Недавно я лежал в больнице, интересно, что в последние годы слава Б-гу не болел. И вот пару месяцев назад мне делали операцию, паховую грыжу. Я почувствовал, что это такое, ты лежишь беспомощный, и к тебе приходит кто-то, кто о тебе просто вспомнил. Это такая большая радость и чувство огромной благодарности к этим людям. Спасибо, всем, кто ко мне приходил!
Проведывание больных – это супер важная вещь, которая доступна каждому, проведать своих знакомых, родственников. Тех, кто попал в больницу. Все эти добрые дела потом возвращаются человеку, когда он умирает, это все ему возвращается. Он строит «вечный дом свой» в будущем.
И с Б-жьей помощью будет все хорошо!
Уроки Торы:
- Глава 1. Часть 1: Всё в этом мире, как пар, который исчезает
- Глава 1. Часть 2: Умножая знания — умножаешь гнев
- Глава 2. Часть 1: Об Удовольствиях и Радости
- Глава 2. Часть 2: Радуйся тому, что есть
- Глава 3. Часть 1: Всему свое время
- Глава 3. Часть 2: Радуйся и веселись сегодня
- Глава 4. Часть 1: Почему вдвоем лучше, чем одному
- Глава 4. Часть 2: О детях, царях и друзьях
- Глава 5. Часть 1: Обеты перед Б-гом
- Глава 5. Часть 2: Жизнь, как во сне. Как развалился СССР
- Глава 5. Часть 3: Богатство и деньги, к чему они приводят
- Глава 6. Часть 1: Счастье в жизни
- Глава 6. Часть 2: Отличие мудреца от глупца
- Глава 7. Часть 1: О доме радости и доме скорби
- Глава 7. Часть 2: Как избавиться от гнева и получить богатство
- Глава 7. Часть 3: Как не быть сильным праведником и вернуться из космоса
- Глава 7. Часть 4: Нет человека праведника, который бы не грешил
- Глава 7. Часть 5: О мудрости, смысле создания мира и женщинах в жизни царя Соломона
- Глава 8. Часть 1: Как праведный Царь Хизкиягу чуть не умер и не потерял вечную жизнь
- Глава 8. Часть 2: Как Б-г наказывает злодеев и почему иногда ждёт
- Глава 8. Часть 3: Почему очень хорошим людям бывает плохо?
- Глава 8. Часть 4: Можно ли полностью понять пути Б-га?
- Глава 9. Часть 1: О любви, ненависти и о смысле жизни
- Глава 9. Часть 2: Знают ли души, что происходит в этом мире?
- Глава 9. Часть 3: О женщине, которую ты любишь
- Глава 9. Часть 4: Как один грех или грешник может испортить всю ситуацию
- Глава 10. Часть 1: О моде и как дурак себя выдаёт при ходьбе
- Глава 10. Часть 2: Как проклятия и благословения влияют на жизнь