Уроки Торы:
- Глава 1. Часть 1: Всё в этом мире, как пар, который исчезает
- Глава 1. Часть 2: Умножая знания — умножаешь гнев
- Глава 2. Часть 1: Об Удовольствиях и Радости
- Глава 2. Часть 2: Радуйся тому, что есть
- Глава 3. Часть 1: Всему свое время
- Глава 3. Часть 2: Радуйся и веселись сегодня
- Глава 4. Часть 1: Почему вдвоем лучше, чем одному
- Глава 4. Часть 2: О детях, царях и друзьях
- Глава 5. Часть 1: Обеты перед Б-гом
- Глава 5. Часть 2: Жизнь, как во сне. Как развалился СССР
- Глава 5. Часть 3: Богатство и деньги, к чему они приводят
- Глава 6. Часть 1: Счастье в жизни
- Глава 6. Часть 2: Отличие мудреца от глупца
- Глава 7. Часть 1: О доме радости и доме скорби
- Глава 7. Часть 2: Как избавиться от гнева и получить богатство
- Глава 7. Часть 3: Как не быть сильным праведником и вернуться из космоса
- Глава 7. Часть 4: Нет человека праведника, который бы не грешил
- Глава 7. Часть 5: О мудрости, смысле создания мира и женщинах в жизни царя Соломона
- Глава 8. Часть 1: Как праведный Царь Хизкиягу чуть не умер и не потерял вечную жизнь
- Глава 8. Часть 2: Как Б-г наказывает злодеев и почему иногда ждёт
- Глава 8. Часть 3: Почему очень хорошим людям бывает плохо?
- Глава 8. Часть 4: Можно ли полностью понять пути Б-га?
- Глава 9. Часть 1: О любви, ненависти и о смысле жизни
- Глава 9. Часть 2: Знают ли души, что происходит в этом мире?
В 4 отрывке 9 главы мы рассмотрели, что злодеи при жизни прикрепляются к безжизненному. Они отцепляют себя от вечной жизни, от Б-га.
«Ведь живому псу лучше, чем мертвому льву», потому что у живой собаки еще есть шанс, она еще живет. У нее есть шанс что-то менять, а у мертвого льва уже закончились все шансы.
Далее 5 отрывок продолжает эту же мысль и говорит:
Ибо живые знают, что умрут.
Когда человек знает, что он умрет, то, как сказал Стив Джобс через 3000 лет после Царя Соломона: «Смерть физическая разрушает, но знание о смерти помогает правильно жить».
Только он не знал в принципе как правильно жить. Он искал. Ездил в Индию, искал там учителей и не нашёл. Ел ЛСД (галлюциногенный наркотик, изменяющий состояние сознания), чтобы увидеть. И что-то он находил правильное, а что-то — просто галюцинации.
Но эта мысль давала ему силу. Что живые знают, что умрут, и тогда у них появляется правильный ракурс. Они не хотят умирать, они хотят двигаться дальше, к Б-гу и так далее.
Царь Соломон продолжает и говорит:
Но мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, так как и память о них предана забвению.
Пока человек жив, он может при жизни в одну секунду все исправить и уйти в следующий мир. А можно этого не сделать. Так он и говорит, что когда человек уже умер, то он ничего уже исправить не может, вообще ничего.
Насчет фразы «Но мертвые ничего не знают», в Талмуде возник спор двух мудрецов: они пошли вдвоем на кладбище, и один спрятал цицит в карман, а второй говорит: «А зачем ты это делаешь?» Он говорит: «Чтобы мертвых не обидеть, потому что мертвые не могут уже выполнить заповеди, и им обидно, что они уже ничего не могут исправить, они не могут уже сделать ни одной заповеди. Это чтобы не обижать даже мертвых». А второй говорит: «Так написано даже в Коэлет, это Б-г сказал через царя Соломона, что «мертвые ничего не знают». А тот отвечает: «Нет, мертвые знают».
И у них начинается спор. Они из разных мест Торы приводят доказательства. Например, как один из известных людей ночью пошел спать на кладбище. Была ночь Рош-АШана (день суда) и услышал, как души летают, и одна другой говорит: «Сейчас будет суд на следующий год, и пойдем, подруга, полетаем, посмотрим, какой суд дают людям на следующий год». А подруга говорит, что не хочет с ней летать, потому что она была бедной девушкой и ее похоронили без одежды, завернули в циновку. Она говорит, что ей стыдно в таком виде летать. Вторая говорит: «Я полетаю, прилечу и тебе расскажу». Когда она прилетела, то рассказала, что в этом году будет засуха.
Этот человек услышал, и когда все садили зерно, то он посадил раньше. Когда началась засуха, то у всех побеги погибли, а у него побеги уже успели закрепиться, пустить корни и урожай пережил засуху. Зная, что будет засуха, он успел высадить культуры, какие нужно и когда нужно. Когда у всех был неурожай, то у него был урожай, и он в этом году сильно заработал.
Он и в следующем году пошел на кладбище, и опять та же история повторяется, и та же душа говорит: «Пойдем полетаем, интересно, какой суд присудят людям». А вторая опять ей говорит, что она не хочет в таком виде летать. Очевидно, души себя воспринимают в том виде, в котором их похоронили. Особенно девушки, им во все времена важна была одежда.
В общем, вторая прилетает и рассказывает: «В этом году будет град такой, что побьет урожай, и опять будет неурожай». Этот человек услышал и думает: отлично, я посажу позже, чем все остальные. Получится, что град побьет те ростки, которые уже выросли, а у меня они только вылезут из земли и их не побьет. Опять он так сделал, и у него опять урожай, а у всех неурожай.
Его жена ему говорит: «Расскажи, в чем дело». Этот человек жене рассказал. А говорят, если хочешь, чтобы что-то было тайной, то никому не рассказывай, даже стены имеют уши, даже птицы перенесут, если нужно. Если тайна – никому не рассказывай.
Он рассказал жене, потому что она и все вокруг удивляются. И тут его жена начала ругаться с женщиной с этого селения, которая была мамой той девушки, которая была похоронена в циновке. В порыве конфликта жена ей говорит: «Что ты даже свою дочку похоронила в циновке». Она не была праведной женщиной, поэтому она очень некрасиво оскорбила другую женщину.
На следующий год этот человек опять пошел на это кладбище и ждет, что будет. Опять душа говорит: «Пошли, полетаем». А вторая душа говорит: «Нас кто-то подслушивает, потому что мне рассказали». Это является доказательством того, что мертвые знают, что здесь происходит.
Второй мудрец говорит, что это вообще не доказательство. В этой ссоре присутствовали люди, об этой ссоре знало много людей. Он говорит: «Как ты думаешь, кто-то умер уже за этот год»? Умер. Значит, он там им рассказал, в мире душ. Это не доказательство, что души знают что-то здесь.
Души знают что там, они между собой разговаривают, а живые знают, что здесь. Контакта между ними нет. Они еще приводили разные доказательства: знают души или не знают. В итоге они пришли к общему пониманию: в следующем отрывке как раз будет ответ на этот вопрос.
В следующем отрывке написано так:
Ибо живые знают, что умрут.
Пока человек живой, но знает, что умрет, эта перспектива может его заставить исполнять заповеди, посмотреть на свою жизнь не только в разрезе материального, а в разрезе того, что впереди еще возможна вечная жизнь.
Даже такая потенциальная возможность должна заставить еврея сделать обрезание. Многие евреи, зная, что на них есть обязанность сделать обрезание (знак союза с Б-гом), не делают обрезание. А это одна из заповедей, про которую сказано, что еврей, если её не делает, его душа отсекается от вечной жизни. То есть не делая обрезание, ты категорически отказываешься от вечной жизни. Это для еврея такой сложный экзамен, знак союза.
Сидит человек, вроде бы умный, что же тут сложного – прийти и сделать обрезание. А он еще не готов. Зуб вырвать он готов, а обрезание сделать – не готов. Это же для вечной жизни!!!
Ладно, если зуб болит, еще понятно. А для красоты челюсть поменять готов? Готов. А обрезание сделать – нужно готовиться. Значит, за сиюминутную красоту он готов платить большие деньги, готов терпеть боль, наркоз, а к обрезанию не готов. Это просто в голову не укладывается. Ради материальных, сиюминутных, потенциальных возможностей люди готовы рисковать, нарушать законы с возможностью сесть в тюрьму, ехать на заработки в далёкие страны. А ради вечной жизни (даже потенциальной) — не готовы предпринимать усилия. Не понятно, почему.
Далее написано: «Ибо живые знают, что умрут», и у них есть шанс исправиться.
Но мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, так как и память о них предана забвению.
То, что здесь в этом мире происходит, их уже не интересует. У них там есть дальнейшие пути развитии, и их этот мир не интересует. В этом ответ. Они могли бы знать, но им уже это не интересно. Только некоторые души, которые привязаны к материальному миру и никак не готовы от него отказаться, еще интересуются, какой будет урожай. Хотя есть его они уже никогда не смогут.
Дальше он продолжает в 6 отрывке:
И любовь их, и ненависть их, и ревность их давно исчезли.
Когда они умерли, то поняли, что все бессмысленно, вся трагедия любви при жизни – это такой цирк относительно вечности. И он говорит, что когда мертвые умирают, их любовь, которая здесь была, это не настоящая любовь. Также и ненависть – это не настоящая ненависть. Также и зависть – это как раз то, что свело их с этого мира и съедало. Зависть же съедает того, кто завидует, потому что он сам живет в несчастье, он себя обесценил, он наделил ценностью что-то другое. Вся эта зависть, когда человек умирает, ничего не стоит. Все потерялось.
И доли нет им более вовеки ни в чем, что делается под солнцем.
То есть им в принципе до этого мира все равно. Они просто видят, что они потеряли. В этом мире они потеряли ресурс для перехода в следующий мир. А что они нашли? Они съели 2 тонны мяса, выпили за жизнь канистру водки. И что? Потом они приходят к моменту истины, и у них ничего нет с собой, потому что добрые дела не делали, с Б-гом не общались, Б-га ни за что не благодарили. Жили как все. А ведь была возможность узнать! Вокруг есть очень много верующих людей, по которым видно, что они верующие.
Далее в 7 отрывке говорится итог:
Поди же, ешь в радости хлеб свой, и пей с веселым сердцем вино свое, ибо уже благоволит Б-г делам твоим.
Имеется в виду следующее. Великие мудрецы, которые прикреплены к Б-гу, они веселые. У них есть внутреннее веселье постоянно, не зависящее ни от каких внешних обстоятельств.
Почему? Хафец-Хаим рассказывал такую притчу: живет бедный человек, у него нет денег, тяжелая ситуация. Бедность, о которой мы сейчас говорим, когда есть горячая вода и электричество, и бедность, которая была тогда, когда не было больниц, не было никаких пенсий, вообще ничего не было — это разные вещи. Как сейчас живут бедные — раньше богачи не жили.
Раньше была реально тяжелая жизнь. Раньше 50% была детская смертность. Не было вообще никаких социальных благ, кинотеатров и телефонов, ничего, Фейсбука не было, вообще никакой отдушины.
И вот в то время жил один бедный, у него даже свечек не было, чтобы вечером осветить дом, земляной пол, в общем – жуть.
Рядом жил богатый, у которого была корова, петухи, курицы, свечки на вечер, целый канделябр на 12 свечей. Но все равно, то же самое: грипп – умер, заболел воспалением легких – умер. У бедного не было даже свечей, а тут у него праздник, все кричат, смеются, радуются. Богатый думает, чему же он радуется, даже у меня такой радости нет, и решил пойти узнать.
Приходит, а бедный танцует, жена танцует, дети танцуют, все танцуют. Богатый спрашивает: «Почему вы танцуете»? Бедный отвечает, что он выиграл в лотерею поездку в Америку, а лотереи всегда были. В 1900-е годы уже можно было уехать в Америку.
Богатый спрашивает: «А что у тебя в жизни сейчас изменилось?, — Ничего: света нет, денег нет, все осталось то же самое. — Чему ты радуешься? У тебя есть бумага, что ты в следующем году поедешь в Америку». Бедный отвечает: «Слушай, у меня жизнь изменилась, я точно знаю, что я в следующем году поеду в Америку. Внешние обстоятельства остались те же, но я точно знаю, что я поеду в Америку».
Так почему не радоваться религиозному человеку? Он каждую минуту жизни служит Б-гу и знает, что его ждет вечность, самое большое удовольствие, которого здесь даже представить невозможно, ничего даже сравниться с этим не может. «Так почему же мне не радоваться? Мне нужно радоваться» — так говорил мудрец Хафец Хаим.
Это то же, что сказал в 9 главе 7 отрывке царь Соломон:
Ешь в радости хлеб свой, и пей с веселым сердцем вино свое, ибо уже благоволит Б-г делам твоим.
И когда ты в такой радости живешь, тогда Б-г говорит: «Если он радуется, значит, дам ему еще поводы для радости». А когда другой в такой же ситуации, но расстраивается, то Он говорит: «Тебе нечего печалиться, а ты расстраиваешься, так я тебе дам сейчас повод, чтобы огорчаться».
Мы послушали урок Торы, хорошо помолились, сейчас можно пойти и в радости покушать наш хлеб, вечером можно выпить вина чуть-чуть, потому что Б-гу уже нравятся твои дела.
Уроки Торы:
- Глава 1. Часть 1: Всё в этом мире, как пар, который исчезает
- Глава 1. Часть 2: Умножая знания — умножаешь гнев
- Глава 2. Часть 1: Об Удовольствиях и Радости
- Глава 2. Часть 2: Радуйся тому, что есть
- Глава 3. Часть 1: Всему свое время
- Глава 3. Часть 2: Радуйся и веселись сегодня
- Глава 4. Часть 1: Почему вдвоем лучше, чем одному
- Глава 4. Часть 2: О детях, царях и друзьях
- Глава 5. Часть 1: Обеты перед Б-гом
- Глава 5. Часть 2: Жизнь, как во сне. Как развалился СССР
- Глава 5. Часть 3: Богатство и деньги, к чему они приводят
- Глава 6. Часть 1: Счастье в жизни
- Глава 6. Часть 2: Отличие мудреца от глупца
- Глава 7. Часть 1: О доме радости и доме скорби
- Глава 7. Часть 2: Как избавиться от гнева и получить богатство
- Глава 7. Часть 3: Как не быть сильным праведником и вернуться из космоса
- Глава 7. Часть 4: Нет человека праведника, который бы не грешил
- Глава 7. Часть 5: О мудрости, смысле создания мира и женщинах в жизни царя Соломона
- Глава 8. Часть 1: Как праведный Царь Хизкиягу чуть не умер и не потерял вечную жизнь
- Глава 8. Часть 2: Как Б-г наказывает злодеев и почему иногда ждёт
- Глава 8. Часть 3: Почему очень хорошим людям бывает плохо?
- Глава 8. Часть 4: Можно ли полностью понять пути Б-га?
- Глава 9. Часть 1: О любви, ненависти и о смысле жизни
- Глава 9. Часть 2: Знают ли души, что происходит в этом мире?