Уроки Торы:
- Глава 1. Часть 1: Всё в этом мире, как пар, который исчезает
- Глава 1. Часть 2: Умножая знания — умножаешь гнев
- Глава 2. Часть 1: Об Удовольствиях и Радости
- Глава 2. Часть 2: Радуйся тому, что есть
- Глава 3. Часть 1: Всему свое время
- Глава 3. Часть 2: Радуйся и веселись сегодня
- Глава 4. Часть 1: Почему вдвоем лучше, чем одному
- Глава 4. Часть 2: О детях, царях и друзьях
- Глава 5. Часть 1: Обеты перед Б-гом
- Глава 5. Часть 2: Жизнь, как во сне. Как развалился СССР
- Глава 5. Часть 3: Богатство и деньги, к чему они приводят
- Глава 6. Часть 1: Счастье в жизни
- Глава 6. Часть 2: Отличие мудреца от глупца
- Глава 7. Часть 1: О доме радости и доме скорби
- Глава 7. Часть 2: Как избавиться от гнева и получить богатство
- Глава 7. Часть 3: Как не быть сильным праведником и вернуться из космоса
- Глава 7. Часть 4: Нет человека праведника, который бы не грешил
- Глава 7. Часть 5: О мудрости, смысле создания мира и женщинах в жизни царя Соломона
- Глава 8. Часть 1: Как праведный Царь Хизкиягу чуть не умер и не потерял вечную жизнь
- Глава 8. Часть 2: Как Б-г наказывает злодеев и почему иногда ждёт
Царь Соломон начинает эту главу с очень важной темы. Я бы сказал — важнейшей темы. Важнейшей из важнейших. Он говорит в 1 отрывке:
«Не торопись устами своими, и пусть сердце твое не спешит сказать слово пред Б-гом».
Что имеется в виду? В Мишлей (притчах царя Соломона) написано: «Много мыслей в сердце человека — а замысел Б-га исполняется».
У человека в голове крутится огромное количество мыслей. Они мелькают. Ученые посчитали, что в день у человека всплывает около 70 000 мыслей из подсознания в сознание. То есть постоянно какие-то мысли. И это то, что человек успевает осознать. А сколько в сердце (в подсознании) — они не могут даже посчитать.
В среднем же, в день человек произносит вслух приблизительно 8 000 слов. Если даже человек что-то говорит, то вначале у него мысли всплывают, а потом он вслух озвучивает. И нужно быть осторожным с тем, что ты говоришь.
Как сказал царь Соломон:
«Не торопись устами своими, и пусть сердце твое не спешит сказать слово пред Б-гом, ибо Б-г в небесах, а ты – на земле. Поэтому да будут речи твои кратки».
О каких словах говорится? О тех, что перед Б-гом! Что имеется в виду? В общем-то, весь этот мир, как декорации, как антураж в служении Б-гу. То есть Б-г для себя создал этот мир, в нем он сотворил человека.
Человек растет, соединяется с Б-гом. Весь этот механизм Б-г сделал для духовных целей. Большинство людей об этом не знают. И они живут так, что считают главными материальные заботы. Хотя на самом деле имеет значение только то, что ты успел в течение жизни сделать на духовном уровне.
Потому что, когда человек умирает, если у него на духовном уровне ничего не было — его нет. Он исчез. Он полностью вхолостую проработал. Виртуально, «пшик» — и исчезает. Это если он не знает про Б-га, если он не сделал ни одного духовного движения. То есть не верил, особенно, если говорил: «Все это не для меня».
Есть анекдот, когда ангелы объявляют Б-гу, что упал автобус с атеистами в пропасть. И пришла на Небеса целая делегация атеистов. Ангелы спрашивают, что делать? А Б-г говорит: «Скажите им, что меня нет».
Кстати, они бы и не пришли туда, потому что они не создали в своей жизни возможности прийти к Б-гу. В их мире Б-га нет.
Это удивительная система, в которой Б-г дал человеку право выбора создавать миры. Создавать других людей. И свободу выбора — создать свой личный, «внутренний» мир без Б-га. Но, к счастью, все-таки большинство людей живет в концепции, в вере, что Б-г есть. И находятся с Ним в каких-то отношениях. В каких — каждый устанавливает для себя сам. В этом-то и вся суть, что человек устанавливает свои отношения с Б-гом сам.
Когда человек говорит что-то, а потом произносит: «Клянусь». Кстати, запомните: НЕЛЬЗЯ КЛЯСТЬСЯ! Но он, допустим, клянётся именем Вс-вышнего, своей жизнью иногда, клянётся разными вещами.
Вот об этом царь Соломон говорит, что когда произносится любое слово, которое касается Б-га, в этот момент включается на небе активация, типа: «Посмотрим, что будет». Это может быть и обещание исполнять заповеди, обещание давать цдаку, обещание помогать.
Царь Соломон объясняет во 2 отрывке:
«Как сон возникает из множества дел, так речь грешника – из множества слов».
Обычно сон приходит с многочисленными деталями, они отовсюду и обо всем. Иногда такие сны снятся странные. Мне, например, где-то недели две снился Виталий Кличко регулярно. Прямо многосерийный сериал. Ни до этого я о нём не думал, ни после этого не думал. А вот снился он мне.
И вот Царь Соломон сравнивает 2 вещи. Как сном человек не управляет, потому что во сне одно за другое цепляется на автоматическом режиме — так же у грешника, когда он говорит, слово за слово цепляется.
Кстати, грешником (ксиль) – считается тот, который грешит не потому, что не верит в Б-га, а потому что им управляют его вожделения. То есть ксиль — это такой вид грешника, который на автоматическом режиме грешит. То есть люди говорят-говорят что-то, сами при этом особо не осознают, что они говорят. И смысл может быть разный, просто пустой разговор. Как в этих известных диалогах: «А у нас в квартире газ. А у вас? – А у нас водопровод – вот».
Дальше в 3 отрывке говорит Царь Соломон:
«Когда дашь Б-гу обет, не опоздай с его исполнением, ибо не благоволит Он грешникам. То, что обещал – исполни».
Как это работает? Сила обета – это когда ты вступаешь с Б-гом в прямые взаимоотношения. Если человек осознанно берет обет (недер) перед Б-гом, то он включает личный договор.
Так все вроде живут в какой-то системе, особо не входят в жесткие договорные отношения с Б-гом. Но когда человек сам лично вступает в договорные отношения с Б-гом, то, естественно, и со стороны Б-га идет другое отношение. Человек что-то просит у Б-га и что-то ему обещает. И если не выполнил – тогда уже другой спрос.
Мы знаем, что, например, у Ханы не было детей. И вот она взяла обет – и появился у нее ребенок – пророк Шмуэль. Она в 2 года должна была его отдать в Храм, чтобы он служил Б-гу. В Трактате Брахот в Талмуде об этом можно прочесть более детально.
Рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, рассказывал, что он жил в Ташкенте, а в 70-е годы не отпускали евреев в Израиль. И он говорит, что было там два верующих еврея: один – Бреславский хасид, а другой – бухарский еврей (сфаради). Они были очень верующие. И оба осознанно взяли обет, что если Б-г сделает то, что они просят, то они выполнят определенные действия.
Один пообещал, что поедет на могилу Раби Нахмана. А второй пообещал, что поедет на могилу какого-то праведника, даст цдаку. Что Б-гу важно? Чтобы были выполнены заповеди (мицвот). И они пообещали выполнить это, если Он даст им разрешение на выезд. Проходит какое-то время. Оба вдруг неожиданно получают разрешения на выезд. И у обоих инфаркт. А дается только 30 дней, чтобы выехать. Такая вот ситуация.
Они обет не могут выполнить, потому что не могут поехать — у них инфаркт. И месяц всего на выезд из СССР. Если проходит этот месяц, они уже не могут выехать.
Рассказывал Рав Ицхак Зильбер, что собрались тогда раввины и мудрецы того места снимать обет (да, обет можно снимать!). Но, чтобы снять обет нужно, чтобы собралось 3 или 10 раввинов, в зависимости от ситуации. Например, если обет был произнесен во сне, нужно 10 раввинов. Обет – это сила слова, так и раввины создают большие условия, чтобы с помощью силы слова этот обет снять и освободить человека.
Поэтому нужно понимать, что это очень серьезное дело – брать обеты. Написано, что обеты брать нельзя!! Есть в этом огромная опасность. Потому что сразу ты включаешь на себя огромную помощь, но в тоже время включаешь против себя огромное противодействие сил зла. То есть входишь в опасные договорные отношения с Хозяином мира. Таким образом, если человек берет осознанно обет – нужно его обязательно выполнять.
Дальше Царь Соломон продолжает свою мысль и говорит в 4 отрывке:
«Лучше обета не давать, чем дать и не исполнить».
Если человек изначально не готов что-либо обещать, нужно сказать: «Бли недер» (перевод: Без обета). Хотя обеты помогают.
У меня, например, в жизни были такие ситуации, когда я брал обет и мне Б-г очень помог. Можно сказать, сделал для меня чудо. И уже много лет я чувствую, как я попадаю в ситуации, когда могу своё обещание нарушить. Но пока Слава Б-гу не нарушал. Хотя на всякий случай перед каждым Рош-Ашана снимаю через равинский суд из 3-х евреев все обеты.
Кстати, интересно, и Рав Зильбер, благословенна память о праведнике, брал обет. Это было еще при Сталине, в 53 году. Это было ужасное время, когда ты не знал, что с тобой дальше будет. Вокруг люди, которые погибают на каждом шагу. Постоянная паника и страх.
И он взял обет, если он выйдет из тюрьмы, и Б-г ему поможет остаться в живых, соблюдать и не споткнуться, то он будет по Шаббатам учить, насколько я помню, какой-то Мидраш.
И его дочка, рабанит Хава Куперман, рассказывала, что все его болезни, все его инфаркты были именно в это время, когда он взял на себя обет учить. В разные годы, но именно это время стало для него таким тяжелым.
Поэтому еще раз хочу подчеркнуть. Когда человек берет обет, то вступает в осознанные взаимоотношения с Б-гом, и Б-г поворачивается к человеку, как будто «протягивает руку». Потому что для Б-га нет невозможного. Но также потом за это идет спрос.
Поэтому и говорит Царь Соломон, что «Лучше обет не давать, чем дать и не исполнить».
Уроки Торы:
- Глава 1. Часть 1: Всё в этом мире, как пар, который исчезает
- Глава 1. Часть 2: Умножая знания — умножаешь гнев
- Глава 2. Часть 1: Об Удовольствиях и Радости
- Глава 2. Часть 2: Радуйся тому, что есть
- Глава 3. Часть 1: Всему свое время
- Глава 3. Часть 2: Радуйся и веселись сегодня
- Глава 4. Часть 1: Почему вдвоем лучше, чем одному
- Глава 4. Часть 2: О детях, царях и друзьях
- Глава 5. Часть 1: Обеты перед Б-гом
- Глава 5. Часть 2: Жизнь, как во сне. Как развалился СССР
- Глава 5. Часть 3: Богатство и деньги, к чему они приводят
- Глава 6. Часть 1: Счастье в жизни
- Глава 6. Часть 2: Отличие мудреца от глупца
- Глава 7. Часть 1: О доме радости и доме скорби
- Глава 7. Часть 2: Как избавиться от гнева и получить богатство
- Глава 7. Часть 3: Как не быть сильным праведником и вернуться из космоса
- Глава 7. Часть 4: Нет человека праведника, который бы не грешил
- Глава 7. Часть 5: О мудрости, смысле создания мира и женщинах в жизни царя Соломона
- Глава 8. Часть 1: Как праведный Царь Хизкиягу чуть не умер и не потерял вечную жизнь
- Глава 8. Часть 2: Как Б-г наказывает злодеев и почему иногда ждёт