Уроки Торы:
- Глава 1. Часть 1: Всё в этом мире, как пар, который исчезает
- Глава 1. Часть 2: Умножая знания — умножаешь гнев
- Глава 2. Часть 1: Об Удовольствиях и Радости
- Глава 2. Часть 2: Радуйся тому, что есть
- Глава 3. Часть 1: Всему свое время
- Глава 3. Часть 2: Радуйся и веселись сегодня
- Глава 4. Часть 1: Почему вдвоем лучше, чем одному
- Глава 4. Часть 2: О детях, царях и друзьях
- Глава 5. Часть 1: Обеты перед Б-гом
- Глава 5. Часть 2: Жизнь, как во сне. Как развалился СССР
- Глава 5. Часть 3: Богатство и деньги, к чему они приводят
- Глава 6. Часть 1: Счастье в жизни
- Глава 6. Часть 2: Отличие мудреца от глупца
- Глава 7. Часть 1: О доме радости и доме скорби
- Глава 7. Часть 2: Как избавиться от гнева и получить богатство
- Глава 7. Часть 3: Как не быть сильным праведником и вернуться из космоса
- Глава 7. Часть 4: Нет человека праведника, который бы не грешил
- Глава 7. Часть 5: О мудрости, смысле создания мира и женщинах в жизни царя Соломона
- Глава 8. Часть 1: Как праведный Царь Хизкиягу чуть не умер и не потерял вечную жизнь
- Глава 8. Часть 2: Как Б-г наказывает злодеев и почему иногда ждёт
- Глава 8. Часть 3: Почему очень хорошим людям бывает плохо?
- Глава 8. Часть 4: Можно ли полностью понять пути Б-га?
- Глава 9. Часть 1: О любви, ненависти и о смысле жизни
- Глава 9. Часть 2: Знают ли души, что происходит в этом мире?
- Глава 9. Часть 3: О женщине, которую ты любишь
- Глава 9. Часть 4: Как один грех или грешник может испортить всю ситуацию
- Глава 10. Часть 1: О моде и как дурак себя выдаёт при ходьбе
Мы уже перешли к 10 главе, уверенно выходим к финишной черте. Первый отрывок 10 главы начинается с того, что
От мертвого комара портится и бродит масло для умащения (как духи сейчас).
Насекомое маленькое портит, создает гниение, плохой запах. Оно может испортить специальное масло, приготовленное по специальному рецепту. Когда туда падает мертвое насекомое, оно становится источником нечистоты, источником плохого запаха. Хотя, казалось бы, оно маленькое, масла много, но может все испортить.
И он продолжает, что это была метафора на то, что «небольшая глупость перевешивает ум и почет».
Что имеется в виду? Как маленькое насекомое может испортить целую бочку хорошего масла, точно также и человек, у которого вроде бы все хорошо, но есть какая-то черта негативная.
Даже есть такой анекдот: встречаются две женщины. Одна говорит: меня муж бьет. Вторая говорит: чего? Да я сама не понимаю. Я готовлю, стираю, убираю, дома с детьми хорошо обращаюсь, ему все помогаю – не знаю за что. Вторая говорит: что, вообще не знаешь? Та отвечает: Ну, разве что… может, за то, что изменяю…
Бывает, что у человека все отлично, все правильно, но что-то он нарушает. Очень часто этой плохой чертой является злоязычие. Когда человек говорит плохие вещи про других людей: сплетни, злоязычие. Такой человек, чтобы доказать, насколько он хороший, начинает о других гадости рассказывать. И ты думаешь: наверное, когда он отойдет, то такое же и про меня расскажет.
Это злоязычие — часто встречающаяся черта. Еще раз повторим: одна такая вещь может сильно портить «карму» человека. Его духовное состояние и ситуацию в материальном мире. Потому что ситуация в материальном мире, включая здоровье, это отражение духовной реальности человека. А на духовную реальность больше всего влияет то, что человек думает и говорит.
Поэтому есть такое правило, что нужно делать хешбон нефеш (самоанализ). Нужно проверять себя, где же есть какая-то черта, которая от тебя людей может отвращать.
В Пиркей Авот написано, что очень важно: «Сделай себе Рава». Найди человека, который знает Тору лучше тебя, который впереди тебя в духовном развитии. И сделай его над собой Равом, советуйся с ним, задавай вопросы и так далее.
И приобрети себе друга.
Друга нужно приобретать. В друга ты должен вкладывать время и силы. Но если у тебя есть друг, который тоже двигается с тобой в одном направлении: духовного развития, служения Б-гу, совершенствования, то он тебе, конечно, очень сильно поможет.
И третье, в Пиркей Авот сказано, что «И суди каждого человека с лучшей стороны». Чтобы сделать себе Рава, чтобы приобрести друга, и вообще куда-либо двигаться, нужно обладать определенным качеством ума, которое называется современным языком – позитивное мышление.
Все, что мы видим вокруг себя – это ситуация сомнения, человек не знает ни что будет завтра, ни какие мотивы стоят за поступками других людей. Поэтому написано: суди каждого человека в сторону его заслуг, в позитивную сторону. Тогда тебе и Рава будет легко найти, потому что ты не будешь такой придирчивый. И друг у тебя будет лучше. Ты не будешь на него обижаться, что он куда-то не пришел. Ты расширяешь возможности для позитивного созидания.
Далее 2 отрывок такой:
Сердце мудрого (влечет) его вправо, а сердце глупца – влево.
Вообще непонятно, о чём речь. Если бы это было сердце обычное, которое качает кровь, то почему оно вообще куда-то ведет?
На языке древних мудрецов, сердце – это подсознание, мышление. Сам человек существует только в своём мышлении. Если перестать себя осознавать, то и существование прекращается. Тело живёт, а суть человека, его личность — нет. Мышление человека — это его «сердце» на языке Царя Соломона и всех древних мудрецов.
Весь процесс мышления, опыт, знание, воспоминания и так далее – это все его «сердце». И много замыслов в сердце человека, внутри идет постоянный процесс. А осознание, что человек осознает – это маленькая часть, которая как верхушка айсберга. Осознаваемая мысль – вершина айсберга. Весь айсберг внизу, так вот весь человек, все его мышление – в сердце, внизу, в подсознании.
И вот написано, что «Сердце мудрого (влечет) его вправо». Современная психология говорит, что есть 2 типа мышления: есть левостороннее – ведущее левое полушарие и его функции, и правое полушарие. Правое полушарие отвечает за абстрактное, творческое мышление, а левая сторона отвечает за детали.
Если посмотреть с этой точки зрения, то когда человек воспринимает через ведущее правое полушарие мозга – он видит картину мира в целом. Он видит картину образно. У него в картине мира всегда присутствует Б-г и следующий уровень.
Как говорит народная мудрость: Есть люди, которые видят лес, а есть, которые видят деревья. Это значит, что одни видят детали и не видят общей картины, а другие видят общую картину и не видят деталей.
Тот, кто видит общую картину, включая день своей смерти и будущий Суд за прожитую жизнь, он смотрит более глобально. Он видит общую картину. Когда человек запутался в лабиринте, то пытается выйти из этого лабиринта. Он бегает очень быстро, старается найти выход, хитро думает: куда же этот коридор ведет, куда другой.
А есть человек, который поднялся над лабиринтом, он залез на башню и сверху увидел всю картину, и понятное дело, он найдет выход из этого лабиринта. Когда ты видишь глобально всю картину, тогда твои решения будут наиболее обоснованы, более эффективны.
Здесь есть еще такой нюанс: Кто мудрец? «Тот, кто видит то, что родится в будущем от его действий». Тот, кто смотрит вперед. Это один из путей, по которому человек может приблизиться к Б-гу.
У Рабан Йоханана бен Закая было 5 учеников. Он спросил: какой путь, по которому человек прилепится к Б-гу? А Шимон бен Натанель сказал, что «тот, кто видит будущее», тот, кто видит то, что рождается.
Человек, который хочет более эффективно использовать свой мыслительный аппарат, должен смотреть на вещи глобально, в перспективе, с высоты. Задавать вопросы: а зачем я живу? Ради чего? Куда я двигаюсь? Где я хочу быть через 5-7 лет, где я хочу быть через год?
И потом он возвращается к своему ближайшему решению. Тогда его решение будет учитывать его долгосрочную перспективу и цель его жизни.
Большинство людей просто думают: мне так сделать или так? Например, когда люди выбирают себе профессию, они часто думают в краткосрочной перспективе. Что удобнее сделать сейчас. Но в долгосрочной перспективе — надо выбирать любимое дело и в нём совершенствоваться.
Теперь еще одно объяснение «Сердце мудрого (влечет) его вправо, а сердце глупца – влево». У большинства людей правая рука более быстрая. Мудрец – это тот, кто все время учится. Он заполняет свое мышление умными мыслями, мудрыми законами, работающими схемами, и потом, когда ему нужно принять решение, у него появляются более качественные решения.
А дурак заполняется, к сожалению, разговорами с другими дураками (глупцами). Собрались дураки и сидят, слушают программу «Время», новости, а там им чешут подготовленную кашу для того, чтобы они дураками оставались.
Поэтому получается такая вещь, что большинство людей в мире не успешны. Даже по их меркам, по меркам мира. В духовном плане они вообще «титушки», так как никогда не вкладывали сил и времени в духовное развитие. В духовную работу. Потому что духовный рост — это настоящая работа над собой. Победа над своей животной частью.
90% людей в мире в постоянной беготне, в долгах. 70% людей в Израиле живут в минусе, например, у них минус в банке. То есть, у них не хватает денег на жизнь, они все время в долге.
И передает человек свое неправильное мировоззрение своим детям. Делится им с окружающими людьми.
А как узнать, что оно неправильное? По результатам! У него здоровья нет, денег нет, счастья нет, любви нет, два раза развелся и так далее. Жизнь не работает, реально не работает. И он передает свое неправильное мировоззрение детям.
Вместо того, чтобы остановиться и сказать: «Секундочку. Раз у меня не работает, значит, я не тому учился, значит мне нужно полностью, заново переучить себя. Изменить мышление я должен. И научиться думать и действовать по правилам, которые дают: деньги, здоровье, счастье, любовь, гармонию».
Если учитывать потенциальную возможность Вечной Жизни, то умный человек подумает, что нужно вкладывать в Вечную Жизнь. Часть своей обычной жизни нужно обязательно посвятить духовному развитию, служению Б-гу, созданию себя личностью, которая дальше будет существовать в духовных мирах.
Дальше в 3 отрывке говорится так:
И даже на пути, которым идет глупец, ему не хватает ума, и он всем (как бы) говорит, что он глуп.
Как он может всем говорить, он же идет по пути? Здесь царь Соломон, мудрейший из людей, опять же на 3000 лет опередил современную психологию. Психология сегодня утверждает, что 50% информационного потока, который человек передает, он передает невербально, не словами.
И вот идет дурак, по нему видно, что он дурак. Он идет криво, плюется, смотрит блуждающим взглядом, курит, наверное, по пути, в одной руке пиво. Видно по нему.
Или, например, он по последней моде постригся. Вот какой-то парикмахер думает: как же мне еще денег заработать на дураках, а я вот сейчас придумаю такую модную прическу. Тут будет 3 полосочки, а тут будет торчать прядь, а тут обязательно у мужчины должна быть сзади косичка.
И он давай продвигать эту модную прическу, потому что только он умеет ее делать. Естественно, сразу бежит толпа этих дураков. Они сразу бегут. Они организованы модными журналами. Им сказали, что в этом сезоне красиво вот так. И они все бегут организованно менять свой внешний облик. Потому что сказали специально обученные люди, чтобы получить дополнительно денег, что в этом сезоне красиво вот так.
Вот они побежали, прихорошились, узкий носок или в этом сезоне актуальна юбка в горошек, скупились модной одеждой. Потом бах, им тут же сообщают со страниц глянцевых журналов, что это уже все не актуально! Актуально теперь по-другому. И они опять бегут организованной толпой покупать.
Сейчас, например, актуально ходить в порванных джинсах. Все конкретно берут и ходят в порванных джинсах. Чем больше порваны, тем актуальнее. Потом пройдет сезон, и окажется в следующем сезоне, что порванные джинсы уже будут неактуальны. Это как раз то, о чем говорил царь Соломон, мудрейший из людей, в 3 отрывке 10 главы: «И даже на пути, которым идет глупец, ему не хватает ума».
Стивен Кови — очень известный исследователь человеческой эффективности говорил, что человек должен быть проактивный. У него должна быть система координат, в которой он живет. И им не должен внешний мир управлять.
Человек должен для себя решить: я — это я. Я в этом мире не для того, чтобы обслуживать какие-то представления, каким я должен быть. Если уже чьи-то представления обслуживать, то только свои и Б-га – это более-менее понятно.
И сказал Царь Соломон: когда человек идет, он всем своим видом показывает, что у него внутри. Если у него внутри все хорошо, он улыбается, он спокойный, он радостный, он гармоничный.
В 4 отрывке говорится:
Если вспылит на тебя начальник, не покидай места своего, ибо кротость покрывает большие грехи.
По-простому здесь не поймешь. Есть два абсолютно разных объяснения этого отрывка.
Первый способ – по-простому. Если человек живет где-то, и на него властитель начинает наезжать, то первое, что можно сделать, это убежать. Когда человек убегает, он этим показывает и подтверждает, что ему есть, от чего убегать.
И по-простому совет звучит так: если на тебя какой-то властитель наезжает, то ты наоборот не вставай со своего места, и тот, кто судит (Б-г), оставит большие грехи. Из того, что он сейчас наезжает, значит, что у тебя были какие-то грехи, и сейчас ты как раз можешь искупить свои грехи. То, что сейчас на тебя пришло, это идет какое-то искупление грехов. Это первый простой смысл, и он понятен.
Религиозный человек, когда с ним что-то неприятное случается, первое, что говорит, что страданием он искупил свои грехи. Значит, он начинает искать, где ошибался, чтобы исправиться, чтобы на будущее не получить новое страдание. Но он уже точно знает, что где-то с него сняли сейчас или болезнь, или что-то более серьезное. Он понимает, что это причинно-следственные связи. Если к нему пришла неприятность – это ему за что-то прошлое пришло. Это нормальный подход нормального религиозного человека.
Есть еще второе объяснение, прямо противоположное этому. Кто такой начальник, который может вспылить на тебя – это твой йецер ара (злое начало).
Внутри у человека есть инстинктивное животное злое начало, которое его все время двигает в сторону от Б-га. От заповедей, в сторону греха.
И вот, например, сидит такой человек, и тут у него поднялось это злое начало, а мимо идет какая-то обычная женщина. В притчах царь Соломон сильно предупреждал насчет женщин. И здесь в Коэлет он предупреждал насчет женщин. То есть женщины специально созданы как «помощник против него». Даже первого человека Адама женщина совратила с правильного пути.
Но это может быть злое начало не только женщина, это любой грех. Вот сидит человек, и рядом некошерная еда, он думает: сейчас съем. Или кошерная водка: вроде бы можно, но он же знает, если он выпьет, то дальше уже полностью контроль теряется над ситуацией. Включается какое-то креативное мышление, и ты не знаешь, куда оно тебя заведет.
И вот сидит человек, у него внутри этот властитель – инстинктивное начало сильнее, чем интеллект, и оно начинает на него вставать. И оно (злое начало) ему говорит: давай, мол, двигайся. А царь Соломон нам говорит: нет, с места не вставай. Тут самое главное – не вставать с места, не двигаться. Потому что, пока ты на месте, ты еще ничего не сделал.
Теперь дальше:
Потому что лекарь оставит (вылечит) грехи большие.
Кто такой лекарь (марпэ)? Марпэ – это Б-г. А как он лечит? В Талмуде, в трактате Кидушин сказано, что если на человека поднимается злое начало, и оно начинает его соблазнять, то тогда что нужно сделать? Приходить в Дом Учения и начинать учить Тору. Тогда Тора поможет отвлечься от глупых, ненужных мыслей и соблазнов.
Раньше мысли могли быть, что водки выпил и хорошо. Но по факту — на секунду станет лучше, но ведь потом же станет намного хуже. А сколько по пути можно сделать неприятностей? Так может настолько хуже стать, что потом мало не покажется вообще.
С женщиной то же самое: пока тестостерон в крови, это злое начало, она тебя соблазняет, она выглядит симпатичной, а потом она становится страшная.
Это чистая физиология, и когда начинаешь учить Тору, то есть шанс. Интеллект проясняется, и ты можешь с помощью молитвы просить Б-га, чтобы отпустило, и обычно отпускает. Вот так он нам посоветовал. То есть Б-г, Тора помогают человеку спастись от соблазнов. И человек может уйти в последний момент от большого греха. Вот он уже стоял на краю пропасти, и он же может сделать шаг назад и в эту пропасть не упасть.
В предыдущих главах Царь Соломон объяснил, что все пустое. Всё суета.
Начиная с 10 главы, он начинает объяснять, что делать, чтобы дни своей жизни прожить максимально полно и получить максимальный эффект. Что я вам и себе желаю.
Так что нужно с собой носить книгу Торы. Если злое начало начинает атаковать, так сразу следует поучиться, и оно отпустит.
Уроки Торы:
- Глава 1. Часть 1: Всё в этом мире, как пар, который исчезает
- Глава 1. Часть 2: Умножая знания — умножаешь гнев
- Глава 2. Часть 1: Об Удовольствиях и Радости
- Глава 2. Часть 2: Радуйся тому, что есть
- Глава 3. Часть 1: Всему свое время
- Глава 3. Часть 2: Радуйся и веселись сегодня
- Глава 4. Часть 1: Почему вдвоем лучше, чем одному
- Глава 4. Часть 2: О детях, царях и друзьях
- Глава 5. Часть 1: Обеты перед Б-гом
- Глава 5. Часть 2: Жизнь, как во сне. Как развалился СССР
- Глава 5. Часть 3: Богатство и деньги, к чему они приводят
- Глава 6. Часть 1: Счастье в жизни
- Глава 6. Часть 2: Отличие мудреца от глупца
- Глава 7. Часть 1: О доме радости и доме скорби
- Глава 7. Часть 2: Как избавиться от гнева и получить богатство
- Глава 7. Часть 3: Как не быть сильным праведником и вернуться из космоса
- Глава 7. Часть 4: Нет человека праведника, который бы не грешил
- Глава 7. Часть 5: О мудрости, смысле создания мира и женщинах в жизни царя Соломона
- Глава 8. Часть 1: Как праведный Царь Хизкиягу чуть не умер и не потерял вечную жизнь
- Глава 8. Часть 2: Как Б-г наказывает злодеев и почему иногда ждёт
- Глава 8. Часть 3: Почему очень хорошим людям бывает плохо?
- Глава 8. Часть 4: Можно ли полностью понять пути Б-га?
- Глава 9. Часть 1: О любви, ненависти и о смысле жизни
- Глава 9. Часть 2: Знают ли души, что происходит в этом мире?
- Глава 9. Часть 3: О женщине, которую ты любишь
- Глава 9. Часть 4: Как один грех или грешник может испортить всю ситуацию
- Глава 10. Часть 1: О моде и как дурак себя выдаёт при ходьбе