Уроки Торы:
- Глава 1. Часть 1: Всё в этом мире, как пар, который исчезает
- Глава 1. Часть 2: Умножая знания — умножаешь гнев
- Глава 2. Часть 1: Об Удовольствиях и Радости
- Глава 2. Часть 2: Радуйся тому, что есть
- Глава 3. Часть 1: Всему свое время
- Глава 3. Часть 2: Радуйся и веселись сегодня
- Глава 4. Часть 1: Почему вдвоем лучше, чем одному
- Глава 4. Часть 2: О детях, царях и друзьях
- Глава 5. Часть 1: Обеты перед Б-гом
- Глава 5. Часть 2: Жизнь, как во сне. Как развалился СССР
- Глава 5. Часть 3: Богатство и деньги, к чему они приводят
- Глава 6. Часть 1: Счастье в жизни
- Глава 6. Часть 2: Отличие мудреца от глупца
- Глава 7. Часть 1: О доме радости и доме скорби
- Глава 7. Часть 2: Как избавиться от гнева и получить богатство
- Глава 7. Часть 3: Как не быть сильным праведником и вернуться из космоса
- Глава 7. Часть 4: Нет человека праведника, который бы не грешил
- Глава 7. Часть 5: О мудрости, смысле создания мира и женщинах в жизни царя Соломона
- Глава 8. Часть 1: Как праведный Царь Хизкиягу чуть не умер и не потерял вечную жизнь
- Глава 8. Часть 2: Как Б-г наказывает злодеев и почему иногда ждёт
- Глава 8. Часть 3: Почему очень хорошим людям бывает плохо?
- Глава 8. Часть 4: Можно ли полностью понять пути Б-га?
- Глава 9. Часть 1: О любви, ненависти и о смысле жизни
В 1 отрывке 9 главы написано так:
Вот на все это обратил я свое сердце.
Он очень много об этом говорит, «Вот на все это обратил я свое сердце».
Мы в конце утренней молитвы говорим завершающую молитву: «На нас возложено прославлять Господина всего мира». Там есть такие слова: «Ты узнаешь сегодня и вернешь на сердце». Что это значит? Почему говорится именно о сердце?
Если человек что-то изучает, что-то новое, он это узнает. Но это еще не значит, что он это положил на свое сердце. Он это узнал, но он не стал владельцем этого, то есть оно к нему не пришло. Человек прочитал книгу и всё понял. Закрыл и забыл. Даже название книги через год не помнит, тем более, что в ней читал. Он просто узнал, посмотрел, но где оно было, там оно и осталось, а он какой был, такой и остался.
Все, что делал царь Соломон, все, что он узнавал важного, все, что понимал важного, он умел перевести на свое сердце, то есть записать на долговременную память или современным языком «на жесткий диск».
Когда ты становишься владельцем этого знания, в этот момент внутри тебя оно начинает жить, и оно начинает тебя двигать. То есть ты начинаешь им думать. Это уже не внешнее знание, а это уже твое знание. Как это сделать?
Для этого есть три главных этапа
Первый этап – нужно понять, по-настоящему понять то, что мы делаем с помощью комментаторов, мы стараемся по-настоящему понять то, что же изучаем, интеллектуально. Понять может любой человек, он читает книгу – он понял, на каком-то уровне каждый понимает. А как же на сердце перевести?
Первое, что можно сделать, эмоционально это пережить. Было такое движение «Мусар» (нравственность), основал это движение рабби Исраэль Салантер около 200 лет назад. Они понимали, что именно этот отрывок должен внутри управлять мышлением, движением, отношением.
Они брали этот отрывок, и они повторяли этот отрывок полчаса подряд, как аутотренинг, закрывали глаза и горящими устами эмоционально прикреплялись к этому отрывку Б-жественной мудрости Торы.
Например отрывок из Мишлей: «Тот, кто уверен в Б-ге, милосердие Б-га будет его окружать». И они его повторяли полчаса, все время закручивали внутри душевную бурю, и тогда этот отрывок в подсознании закреплялся, и тогда этот отрывок начинал жить. Иногда они этот отрывок повторяли месяцами, пока он уже не был впечатан.
Вот и царь Соломон говорит, что нужно слова Торы записать на скрижалях своего сердца, а не просто почитать и сразу забыть. Первое – это понять, второе – пережить его эмоционально, а третье – это повторение. Повторение – мать учения. В Притчах Царь Соломон говорит: «Мудрость повяжи на горло свое, напиши на скрижалях сердца своего». Когда ты произносишь слова Торы, ты должен их постоянно произносить, и тогда они в итоге записываются на скрижалях своего сердца.
Теперь царь Соломон говорит в 1 отрывке 9 главы: Все, что мы учили в предыдущих главах, и которое вряд ли можно вспомнить, кроме отдельных отрывочков, пазлов. Потому что это не было записано на нашем сердце.
Тот, который это от Б-га получил и передал всему миру, все это он обратил на свое сердце. То есть он этим жил.
Раши говорит, что все то, что он раньше сказал, он проверил. И что он увидел? Что все праведники, и все мудрецы, и все их рабы, слуги (это не рабы, а их ученики, которые шли за ними), все они в руках Б-га. Все они в руках законов, которые Б-г установил и Б-г управляет. То есть все, что с ними происходит, все с Небес идет. Все, что происходит с человеком – это проекция того, что идет из духовных миров, кроме одной вещи: страх перед небесами, понимание, что есть небеса, и что Б-г управляет миром.
И он говорит:
Итог всему, что я понял, что все в руках Б-га, и любовь, и ненависть, и все перед ними.
И любовь, и ненависть не знает человек, все перед ними. Что значит «все перед ними»? Раши объясняет, что тут сокращенный смысл. Он говорит: «Все в руках Б-га, что происходит с человеком, и любовь, и ненависть. Никто не знает, кроме человека». То есть у человека есть вещи эмоциональные: того он ненавидит, того он любит, а у животных нет такого, они о мире не задумываются. Нет ни одного кота, который бы размышлял о будущем или в любви кошке признавался. Коты могут только между собой драться, а самка сидеть и ждать, но никто ей цветы не дарит.
Есть еще другой вариант, когда у тарантулов самка самца съедает. Но вряд ли она его при этом ненавидит. Такая жизнь, она запрограммированная.
Человек знает и любовь, и ненависть. Что же значит «все перед ними»? У человека есть интеллектуальное свойство создавать и постигать мир, как он его построит у себя в голове (или по законам Б-га и по законам Торы, или он будет выдумывать какие-то свои законы). Например, кто-то ненавидит помидоры или черных. Или ненавидят белых, потому что они белые, а помидоры наоборот так любят, что без помидор и дня не могут прожить.
Есть такие люди, которые не просто любят, а обожают помидоры. Обожаю – это обожествляю, то есть настолько у него любовь к помидорам внутри, что человек прямо обожает помидоры и дня не может прожить без них.
Только люди могут заниматься изменением и построением мира. Лиса или ест, или не ест, и все – она запрограммирована, нет такого, что она любит грибочки.
Второе объяснение слов «всё перед ними» — перед Мудрецами Торы. Только мудрецы Торы понимают суть происходящего, потому что они знают Законы Б-га и что такое «добро» и что такое «зло».
Это похоже на то, как человек курит сигареты. Радуется. Думает, что это «добро». Купил пачку сигарет и счастлив. А через месяц пришёл к врачу, а у него то, что написано на пачке сигарет. И врач ему говорит: так написано прямым текстом на пачке, что будет! Так же и в Торе написано, что будет с миром и с Израилем, если не будут выполнять Заповеди Б-га. Вся книга «Дварим» (пятая книга Торы) этому посвящена. Предупреждениям, что будет. В каждом поколении это случается, и всё равно люди придумывают свои интерпретации «что такое хорошо и что такое плохо» и живут именно по своим сценариям.
Дальше во 2 отрывке он говорит:
И что в итоге – все движется к одному.
Есть одна общая точка, к которой движется все. Что это за общая точка?
Все, как всем: участь одна праведнику и нечестивцу, доброму и чистому и оскверненному; приносящему жертву и тому, кто жертвы не приносит; как благому, так и грешнику; клянущемуся, так и боящемуся клятвы.
Раши объясняет на каждый случай пример из ТаНаХа (Тора — Пророки — Писания). Так как большинство ТаНаХ не знают, то он приводит множество примеров даже из жизни: и праведники умирают, злодеи умирают, и хорошие, чистые умирают, и нечистые умирают – все умирают. И хорошие, и грешники, и те, кто клянутся и не выполняют, и те, кто боятся сказать ложную клятву – для всех конец один, все умирают, все двигаются к смерти.
Далее он говорит, что это зло, что так происходит. Почему же царь Соломон утверждает, что это зло? Мецудат Давид объясняет, что «во всем том, что делается под солнцем в мире, нет ничего более плохого, тяжелого, что одно случается со всеми людьми».
Почему нет ничего более плохого? Это как раз и запутывает. Когда человек стоит перед выбором, то он думает, что перед ним есть несколько десятков лет жизни максимум и чем ему заниматься? Служить Б-гу или зарабатывать деньги, грешить или делать заповеди, учиться или жениться, женился, можно второй раз жениться – масса вопросов. И человек смотрит вокруг, как живут люди.
Вот, к примеру, была в 90-х годах популярна целительница, прорицательница Джуна, которая лечила еще Брежнева. Совсем недавно она умерла. Целительница, прорицательница умерла в 63 года. И что такое, как это так, если она целительница? Даже целительницы умирают. 63 года по сегодняшним меркам – это на 20 лет меньше, чем средняя продолжительность жизни.
Также недавно умер сын одного великого раввина, одного из самых великих, настоящих праведников, одного из самых светлых и чистых людей. У него сын умер в возрасте 20 лет от неизлечимой болезни. Если посмотреть вокруг, то мы увидим, что умирают все.
И царь Соломон пишет в 3 отрывке:
Это и плохо во всем том, что делается под солнцем, что одна участь всему; поэтому сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердцах их пока они живы; а затем (отправляются) – умирать.
Если бы видели люди, что будет после смерти или когда она будет — то, конечно же, по-другому относились к жизни. Если бы видели точно, какой поступок удлиняет жизнь, а какой её укорачивает, то может быть остерегались делать плохие поступки. Если бы видели, какой поступок лишает вечной жизни, а какой её даёт — то делали бы только добро. Но всё это не видно. В это можно только верить или не верить.
Вторая плохая вещь, что сердце людей полно зла, и обесценивается святое. Человек по сути своей создан с телом как животное, такая же обезьяна, кошка, медведь. Б-г так создал тело, и оно как животное. Из земли взят и в землю возвратится.
Что отличает Человека от животного? На тело влияет Б-жественная душа, которая человека выпрямила, он чуть по-другому выглядит, чем обезьяна. Это уже Б-жественная душа через мозг влияет на структуру тела. Но тот материал, на который одета Б-жественная душа – это чистая обезьяна. Поэтому он говорит, что сердце — это имеется в виду подсознание, оно наполнено уже злом. Это инстинкты.
Если мы возьмем нормального человека, то это нормально, что он хочет размножаться, хочет кушать. Если есть тарелка еды и хочется кушать, то почему бы ее не съесть? Какая ему разница: она кошерная или не кошерная, она кому-то принадлежит или нет, если убрать интеллектуальную и Б-жественную систему ценности. Я есть хочу? Хочу. Это для меня вкусно? Вкусно. Жизненно? Жизненно. Если смотреть на чистую физиологию, так я эту тарелку съем и меня ничто не остановит.
Что может остановить? Это сердце, которое зло от рождения. Так Б-г сотворил эти инстинкты, а потом сам же одел на людей систему Б-жественных заповедей, которая сказала, что это зло: нельзя воровать, нельзя забирать, нельзя есть не кошерное, нельзя иметь внебрачные половые связи и так далее.
Он говорит, первое, что запутывает, самое плохое, что все умирают, и ты не можешь понять. А есть инстинкт, который больше всего ценишь в жизни – человек хочет жить. И тут человек смотрит: праведник умер, а злодей живет 100 лет. Значит что-то тут не так, думает человек. Второе зло в мире, что идти к Б-гу – это преодолевать свою животную натуру.
Далее написано:
Сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердцах их пока они живы; а затем (отправляются) – к мертвецам.
Раши это объясняет так: «Сердце человека полно зла, и люди говорят, что нет суда, расплаты для злодеев, а все происходит случайным образом». Иногда идет расплата на праведников, иногда на злодеев, просто идет случайным образом.
Это все приводит к тому, что люди перестают думать о Б-ге. Они идут по жизни на поводу у своих или чужих желаний. Они идут к мертвым. Что значит «к мертвым»?
По Торе «мертвый и живой» – определяется по-другому, чем мы привыкли. Вот мы воспринимаем в материальном мире, что живой – это в ком есть жизненная сила, а мертвый – в котором нет. А по Торе не так: живой – это в ком есть духовная жизнь, который прикреплен к источнику вечной жизни, к Б-гу, а мертвый – кто не прикреплен. Поэтому праведники – они даже после смерти называются живыми, потому что они еще при жизни прикрепились к Б-гу, а злодеи даже при жизни называются мертвыми, потому что они отсечены от духовного корня.
И тогда понятно, что Царь Соломон говорит. Есть те, кто запутались в этой системе и считают, что «один и тот же конец для злодея и праведника – все умирают». Они же думают: «Какой смысл преодолевать свою злую натуру? Лучше отдамся своим страстям». Их конец очевиден — они идут к мертвым. То есть они относятся к «мертвым» даже при жизни. У них нет духовной связи с Б-гом, источником жизни. А Б-г сказал – выбери жизнь, свобода выбора: хочешь – выбираешь жизнь, а хочешь – выбираешь смерть. Это выбор каждого из нас.
Далее 4 отрывок очень оптимистичный. Он говорит:
Ибо тот, кто сопричастен жизни, имеет надежду.
Тот человек, который прикрепляется к Б-гу, входит совершенно в другую систему координат. Простой человек, когда потеряет 100 долларов, может быть в большей панике и в большем страдании, чем великий праведник, который потерял сына. Праведник понимает, что так Б-г сделал. Праведники понимают, что им в этом мире делать нечего и они готовы в любой момент уйти. Для них главное — это Тора, служение Б-гу, заповеди, и будут ли они в человеческом теле или нет – это им абсолютно все равно.
Когда человек прикреплен к жизни, у него есть Битахон (уверенность в Боге). Он уверен, он спокойный. Когда праведник просто физически живой, тогда царь Соломон продолжает свою фразу очень известным высказыванием:
Ведь живому псу лучше, чем мертвому льву.
У мертвого льва уже нет шансов, а собака жива. Даже если человек сейчас живет как собака, но он в любой момент может вернуться к Б-гу. В один момент человек может прикрепиться к Б-гу и в этот момент он праведник, и он может сказать: «Все, что я делал раньше, я от этого отказываюсь, это все не я, я раскаиваюсь, теперь я другой человек, я с Б-гом». Все, он праведник. Поэтому у живой собаки больше шансов к жизни, чем у мертвого льва. Когда уже умер, то уже ничего нельзя исправить.
Приходит человек на Небеса, а ему говорят, что он жил зря. Все его богатство конфисковано, ездят на его машинах его водители. Все его деньги, которые он потратил на женщин и развлечения, все ушли впустую. И он в этой жизни ничего хорошего не оставил вообще. Он копил, боролся, стал политиком. А его памятники потом все снесли, и вообще о нем никто не знает. Вот на его доме доска висит, что он боролся, мимо нее проходит 10 000 человек в день, но ни один из них не читает, что там написано. И в итоге – пустота.
Все это потому, что он ни одного дня не жил для Б-га, не выполнял заповеди, не молился, не делал ни одного доброго дела бескорыстно. Не ради славы и благодарностей. Не ради инвестиций, чтобы была потом отдача. А просто потому, что Б-г сказал, что нужно делать добрые дела.
Всем нужно об этом помнить. Если вы читаете это, значит, у вас есть связь. И нужно эту связь расширять.
Уроки Торы:
- Глава 1. Часть 1: Всё в этом мире, как пар, который исчезает
- Глава 1. Часть 2: Умножая знания — умножаешь гнев
- Глава 2. Часть 1: Об Удовольствиях и Радости
- Глава 2. Часть 2: Радуйся тому, что есть
- Глава 3. Часть 1: Всему свое время
- Глава 3. Часть 2: Радуйся и веселись сегодня
- Глава 4. Часть 1: Почему вдвоем лучше, чем одному
- Глава 4. Часть 2: О детях, царях и друзьях
- Глава 5. Часть 1: Обеты перед Б-гом
- Глава 5. Часть 2: Жизнь, как во сне. Как развалился СССР
- Глава 5. Часть 3: Богатство и деньги, к чему они приводят
- Глава 6. Часть 1: Счастье в жизни
- Глава 6. Часть 2: Отличие мудреца от глупца
- Глава 7. Часть 1: О доме радости и доме скорби
- Глава 7. Часть 2: Как избавиться от гнева и получить богатство
- Глава 7. Часть 3: Как не быть сильным праведником и вернуться из космоса
- Глава 7. Часть 4: Нет человека праведника, который бы не грешил
- Глава 7. Часть 5: О мудрости, смысле создания мира и женщинах в жизни царя Соломона
- Глава 8. Часть 1: Как праведный Царь Хизкиягу чуть не умер и не потерял вечную жизнь
- Глава 8. Часть 2: Как Б-г наказывает злодеев и почему иногда ждёт
- Глава 8. Часть 3: Почему очень хорошим людям бывает плохо?
- Глава 8. Часть 4: Можно ли полностью понять пути Б-га?
- Глава 9. Часть 1: О любви, ненависти и о смысле жизни