Способность чувствовать сердцебиение наряду с любыми другими внутренними ощущениями в теле называется интероцепцией, пишет Vice.
Это противоположность экстероцепции — восприятия и обработки сигналов, которые мы получаем из внешнего мира: картинки, звуки и прикосновения.
Интероцепция помогает регулировать тело: внутренние сигналы сообщают, когда мы голодны, испытываем жажду или нужно пойти в туалет, чтобы мы смогли что-то с этим сделать. Тем не менее, интероцепция больше, чем просто контролер тела. Наши внутренние ощущения взаимодействуют с эмоциями, мыслями и чувствами осмысленным и удивительным образом.
Найдите минутку, чтобы обратить внимание на ощущения в своем теле. Прочувствуйте свое сердцебиение. Как вы думаете, вы отслеживаете каждый удар, или некоторые ускользают от вашего внимания?
Ученые, которые изучают, как мы чувствуем наши тела, обнаружили, что сердцебиение имеет прямую связь с мозгом и его психическим состоянием. Ваше сердцебиение влияет на то, как вы себя чувствуете, и насколько интенсивно вы это чувствуете. Оно может отвлечь вас от воспоминаний или запечатать их в памяти еще сильнее.
То, как человек ощущает собственное сердцебиение, в реальности или по ощущениям, может предсказать, есть ли у него психические расстройства. А обучение людей более точному восприятию их сердец может вскоре стать формой лечения ментальных расстройств.
«Каждый раз, когда ваше сердце совершает удар, оно посылает сигнал вашему мозгу», сказала Сара Гарфинкель, нейробиолог из Университета Sussex, ведущий специалист в области сердца и его связи с эмоциями.
Может показаться, что все работает по-другому: наши эмоциональные состояния ответственны за поведение сердца и управляют им. Например, когда мы напуганы, сердце начинает биться быстрее. Но на самом деле это улица с двусторонним движением: на наши чувства влияют сигналы, которые поступают от тела.
Обсуждение связи между телом и эмоциями восходит к Уильяму Джеймсу, которого часто называют отцом американской психологии. В конце 19 века он предположил, что эмоции — это просто имена, которые мы даем ощущениям в наших телах. Например, когда сердце колотится, это физически вызывает то, что мы называем «страхом». Но не страх заставляет сердце биться, а наоборот: сердце бьется быстрее и пугает нас.
Это происходит на интуитивном уровне. Трудно представить ярость без физического проявления: покрасневшее лицо, бешено стучащее сердце, стиснутые зубы, раздутые ноздри. Или почувствовать горе без слез, одышки и боли в сердце.
Сегодня исследователи полагают, что область мозга, которая обрабатывает внутренние ощущения, имеет решающее значение для обработки эмоций. Это подтверждает идею Джеймса о том, что эмоции и тело взаимосвязаны.
Нейробиолог Северо-восточного университета Лиза Фельдман Барретт также обнаружила, что эмоции формируются и определяются телесными ощущениями, опытом, культурным воспитанием и эмоциональными концепциями от родителей. Наши эмоции — это не столько реакции на мир, сколько изобретения мозга, чтобы объяснить причину наших ощущений.
Страх может быть увеличен сердцебиением
В 2014 году Сара Гарфинкель показала участникам исследования изображения лиц с выражениями страха, счастья, отвращения и равнодушия. Люди, которые видели испуганные лица и в то же время слышали биение своего сердца, сказали, что ощущения стали более интенсивными.
Интересно, что люди, которые сильнее чувствуют биение своего сердца, обладают большей эмоциональной интенсивностью. Это было показано в ряде исследований, где людям предлагали посмотреть эмоциональное кино. Те, кто более точно ощущал ритм сердца, сильнее прочувствовали фильм.
Интероцепция также объясняет, почему эффективны практики, которые затрагивают тело и разум
Например, плавание дает положительный эффект при тревожности и депрессии. Это происходит из-за того, что плавание на короткое время отключает внешние сигналы и заставляет человека сосредоточиться на внутренних ощущениях и сердцебиении.
По словам Гарфинкель, осознанность и медитация также заставляют людей обращать внимание на свое тело. Но проблема в том, что медитация не стремится помочь вам лучше осознать свое тело. Люди не начинают практику осознанности с понимания того, насколько хороши они знают свой организм. Скорее, это основано на личных ощущениях, что может быть неправильно. Гарфинкель считает, что интероцептивное тестирование и обучение могут сделать осознанность более практичной, основанной на фактических данных и с четкими целями.
Сара предложила: если вы не можете добраться до исследовательской лаборатории и хотите узнать свою внутреннюю точность восприятия, попробуйте определить пульс, слушая свое сердце. Так вы получите приблизительное представление о своем уровне точности. Вы также можете отследить биение сердце, когда вы тренируетесь или напуганы.
«Затем обратите внимание, сможете ли вы чувствовать удары сердца, когда оно возвращается к исходному уровню», — предложила Гарфинкель.
Даже выполнение этого простого упражнения служит напоминанием, что жить в своем теле — совсем не то, что в чужом. Ваш лучший друг, партнер, мама — самые близкие люди могут иметь разные уровни интероцепции и приписывать различные эмоциональные значения внутренним сигналам. Эмоциональный стиль человека или то, как он часто реагирует на свои эмоции, связано с тем, как он чувствует свое тело.
«Один из самых больших вопросов неврологии и философии, оставшихся без ответа: каково это быть кем-то? Вы можете знать своего лучшего друга или партнера лучше, чем кто-либо другой, но вы все равно не будете знать, каково это быть им».
Манос Цакирис, когнитивный нейробиолог из Лондонского университета