Уроки Торы:
Сейчас мы остановимся на 11 главе. А всего 12 глав, как 12 месяцев. Интересно, что в притчах Соломона (Мишлей) 31 глава, как 31 день. А здесь 12 глав, и можно было бы изучать 1 главу Коэлет каждый месяц и 1 притчу каждый день. И тогда было бы отлично: каждый день был бы наполнен мудростью царя Соломона.
Итак, 1 отрывок 11 главы начинается с очень известного выражения, которое вошло в историю мышления всего мира. Царь Соломон его так сформулировал:
Пошли хлеб свой по водам, ибо спустя много дней ты найдешь его.
Что имеется в виду? Раши говорит: «Делай добро и милосердие для других людей». Внешне – это как будто ты отдаешь в никуда, ты отдаешь другому человеку. Особенно непросто отдать, если ты этого человека не знаешь.
Ты никогда не знаешь, как оно тебе вернется. Например, как в случае заповеди о гостеприимстве, когда приходит в гости человек, которого ты можешь и не знать. Как Авраам Праотец наш ждал гостей, чтобы исполнить заповедь гостеприимства.
Кстати, суть этой заповеди: Всё в этом мире принадлежит Богу. Все мы гости в этом мире. И человек старается в своём «мини-мире» встретить гостя хорошо. И Бог в заслугу выполнения этой заповеди «хорошо принимает человека в этом мире».
Как Итро принял Моше, не зная его. И он дочке сказал: «Пойди и покорми его, пригласи его домой».
В итоге, неизвестный «египтянин-пастух» Моше стал Моше Рабейну — самым великим Лидером за всю историю мира. Женился на дочке Итро. Итро принял гиюр и его именем названа глава в Торе. А его потомки были в Сангедрине (верховный суд во времена Храма).
Все начинается с того, что ты делаешь добро какому-то человеку, и потом оно тебе возвращается. По-простому, была такая известная история Чарльза Шваба, который был управляющим у самого богатого человека в мире 100 лет назад. Он рассказывал, как он стал управляющим его делами с зарплатой в 1 000 000 долларов в год. 100 лет назад ему зарплату в 1 000 000 долларов платили! Люди тогда зарабатывали 100 долларов в месяц в среднем.
Он работал в магазине продавцом, и туда зашла пожилая женщина. На улице шёл дождь и она зашла переждать. Чарльз Шваб предложил ей стул, она села и он ей что-то доброе сказал. Потом она пришла домой и говорит сыну: какой хороший человек, он ко мне со вниманием отнесся. А у Эндрю Карнеги, её сына, была такая стратегия в жизни, что он все время искал умных и хороших людей. Он говорил, что это его секрет успеха. И даже на своей могиле он приказал написать, что здесь лежит человек, который умел вокруг себя собрать людей, которые были намного умнее, чем он сам.
И он пригласил к себе этого Чарльза Шваба. Сначала он стал у него помощником, рос и стал у него управляющим всеми его делами.
Другая известная история, которая этот отрывок иллюстрирует, что посылая свой хлеб на воду, через какое-то время он к тебе вернется. Неделю назад моя знакомая рассказала мне эту историю.
Одна девушка работала директором ресторана. Туда устроилась официанткой на работу другая девушка из деревни, которой негде было жить. Она пустила ее к себе пожить, давала ей свою одежду. Прошло несколько лет, эта девушка-официантка стала певицей. Сейчас она в Лондоне записывает свой альбом.
Ей сказали: вы можете с собой кого-то взять ассистентом, кого вы хотите? И она вспомнила о той, которая помогла ей несколько лет назад, и она пригласила ее вдруг совершенно неожиданно: поехали со мной в Лондон на пару недель, поживешь, отдохнешь, там красивая гостиница.
Сказал Царь Соломон: посылай свой хлеб на воду. Пройдет время, и ты его найдешь. Делай добрые дела и милосердие для других людей, и оно к тебе обязательно как-то вернется.
Самая известная история,которая мне запомнилась, как доброе слово спасло человеку жизнь. Делегация раввинов в Аргентине проверяли один мясокомбинат, насколько там кошерное мясо, как оно хранится и так далее. Они несколько дней инспектировали этот мясокомбинат, их было человек 15 раввинов, и однажды они выходили из этого мясокомбината, и охранник говорит: одного не хватает. Они говорят: как не хватает? Они сами не заметили.
И действительно, одного пожилого раввина не хватает. Начали его искать, а он упал в одном из холодильников, потерял сознание, у него был инфаркт. Его нашли, вызвали скорую, успели спасти. Но, если бы охранник не заметил, что одного не хватает, то естественно он бы погиб. Начали потом этого охранника благодарить: а как же вы заметили, даже мы не заметили, хотя он с нами был, а мы не заметили, что его с нами нет, а вы заметили?
А он говорит: просто, когда вы заходили и выходили, он единственный со мной здоровался и прощался. А тут вы выходите, а со мной никто не здоровается. Поэтому заметил, что его нет с вами. В общем, добро возвращается, это факт.
Поэтому 11 глава 1 отрывок говорит, что нужно делать добро, причем, когда ты отдаешь – это ты отдал на воду, но оно тебе вернется. Говорят, что нельзя 2 раза войти в одну и ту же реку. То есть, не жди, что оттуда, куда ты дал, вернется. Ты просто в мире создаешь добро, которое потом тебе вернется. Царь Соломон в притчах это уточняет и говорит, что тот, кто сжаливается над бедным, обездоленным, то он как будто бы дает взаймы Б-гу. А Б-г всегда вернет. Ты как бы на Небе создаешь депозит. Любым добрым делом ты создаешь на Небе депозит.
Во 2 отрывке он продолжает:
Дай часть (зерна) семи и даже восьми, ибо ты не знаешь, какая может случиться беда на земле.
Тут нужно разобраться, тут есть какой-то код. Нужно разделить то, что ты даешь, на семь человек и на восемь. Мецудат Давид объясняет: дай каждому и пусть не кажется тебе, что их слишком много.
А почему он взял именно цифру 7? Потому что 7 – это такая ровная цифра, это 7 дней недели. 7 в иудаизме считается ровной цифрой, которая описывает этот материальный мир. Центр — верх- низ — и четыре стороны света. 7 нот.
А 8 – это уже больше этого мира. Это выход в духовное пространство. На 8 день делают обрезание. Знак Союза с Богом.
Он говорит: давай, дели дальше, не считай, что не хватит. Всем хватит.
В Израиле есть такая семья Лернер, они никогда не знают, сколько у них на Субботу придет гостей. У них открытый дом, все приходят. Они делают Шаббаты для русских. А рядом есть дом, которые делают для англоязычных Шаббаты. Так к семье Лернер приходят 40-50 человек, а в англоязычной семье их соседей приходят 100-150 человек. Как все помещаются – непонятно. Достаточно небольшая квартира, никогда не знают, сколько еды будет, но всем хватает и места, и еды. Как раньше было в Иерусалимском Храме – всем хватает.
И он говорит: когда ты начинаешь делать добро, то считай, что у тебя есть компаньон – это Б-г. Он тебе поможет. Если у тебя есть намерение давать людям, делать добро, то знай, что Б-г тебе даст ресурсы и поможет.
И они не переживают, они стараются делать добро и все время у них получается.
Раши объясняет: «Когда говорится — дай долю на семь – это 7 дней Песаха». Очень важно, когда неделя Песаха, 7 дней Песаха, то каждый день устраивают трапезу и на нее приглашают тех, у кого нет возможности самим организовать для себя праздник. И Бог в Торе говорит, что если ты сам празднуешь, а рядом есть люди, которые голодают (вдовы, сироты и т.д.), то твоё празднование Богу неприятно. Это не Заповедь.
Раши объясняет, что «Дай часть зерна 7 и 8» — не просто раздавай хлеб и вино. Есть 3 периода, в которые это очень важно делать. Три главных праздника, которые указаны в Торе, это Песах, Шавуот и Суккот.
3 раза в году нужно было подниматься в Иерусалим (он выше других городов и физически? и духовно), когда был Храм. И там 7 дней праздновали Песах. Люди, которые хотели правильно выполнить Заповедь, весь год собирали деньги для того, чтобы в эти дни там кушать и прославлять Бога. Нужно было обязательно празднично одеваться, и есть, и радоваться, и с собой приглашать левитов, бедных и так далее, чтобы для всего народа был праздник.
И вот весь Иерусалим в эти 7 дней Песаха – это был сплошной праздник, все приезжали для того, чтобы радоваться. Ибо сказано: «Радуйся в праздники».
А 8 дней – это 8 дней Праздника Суккот. Нужно на это время копить деньги для праздника и их раздавать, устраивать праздник для тех, у кого нет денег и нет возможности.
Ты не знаешь, какое зло придет на землю, говорил Царь Соломон в других главах Коэлет. Иногда люди копят деньги. Живут ради денег. Не рожают детей и не служат Богу, потому что «надо зарабатывать деньги». А потом зло приходит, и ты с ним ничего сделать не можешь.
Не дай Б-г, что происходило 70 лет назад. Было убито 6 миллионов евреев в концлагерях. 200 млн человек было убито за 20 век в войнах. Люди всю жизнь копили, собирали, а потом оно все равно куда-то исчезло. А если бы они отдавали на цдаку (милосердие) больше, так Катастрофы бы не было. Если бы люди больше делали милосердия, добра, то в мире не было бы зла.
А так человек все время боится, что с ним завтра будет, у него есть страх, он не уверен в своем будущем. И он все время копит.
Но в начале Коэлета царь Соломон в первых главах все это разобрал: куда ты копишь, ты же не знаешь, куда оно все денется. Детям твоим останется? Ты не знаешь, что будет с ними, какие они будут.
Обязательно нужно делать добро – это то, что с человеком уходит на Небо.
У Ротшильда спрашивали, того, который заложил основы этой семьи: «Сколько у вас денег?» Он назвал достаточно небольшую сумму. Ему говорят: «Нет, у вас же больше». А он говорит: «Нет, все это – не мое. А мое только то, что я раздал. То, что я раздал на добрые дела – оно навечно со мной, и это как раз мое. А то, что у меня есть какие-то активы – это не мое, потому что я умру, и у меня этого не будет».
Дальше в 3 отрывке царь Соломон продолжает так:
Когда наполняются тучи, они проливают дождь на землю.
Если наполняются облака дождем, грозовые тучи, то обязательно пойдет дождь.
А если падает дерево – на юг ли, на север, куда дерево упало, там и лежать будет.
Это непонятная глава какая-то… Что за дерево упадет? Получается какой-то урок географии или природоведения и ботаники.
На самом деле смысл здесь в том, что это объяснение предыдущего отрывка. Он говорит: как облака, которые наполняются водой, они должны эту воду отдать. Также и человек, которому Б-г дает деньги, дает возможности сегодня, он дает не только для него, а еще и для тех, которые нуждаются.
Через этого человека идет благословение еще и на тех людей, которым он в принципе должен раздавать хотя бы десятую часть того, что он зарабатывает.
Но есть люди, которые это зажимают в себе и не раздают. Есть люди, которые это передают. Максимум можно отдавать до пятой части – 20%.
Есть люди, которые отдают пятую часть. Один очень богатый бизнесмен, праведный еврей мне рассказывал свой «лайфхак в общении с Богом. Он говорил: иногда у меня бывает какое-то дело, я хочу, чтобы оно получилось, а оно не получается, не идет. Когда меня в синагоге вызывают к Торе, то я стою рядом со свитком Торы и говорю Б-гу: «Если оно для меня плохо, то и не нужно, чтобы получалось. Но если это для меня хорошо и чего-то немного не хватает, то давай договоримся, что я пятую часть от того, что я заработаю в этом деле — отдам на добрые дела, на благотворительность. А если оно мне не нужно, то пускай не получится».
Он говорит, что очень часто было, что не получалось, не идет, но потом он узнавал, что слава Б-гу, что там не сложилось, потому что были бы неприятности потом. А часто бывало, что все получалось, и он отдавал пятую часть. Он очень много помогает. У него есть специальная книга, в которой он записывает все свои заработки. И он обычно отдает десятую часть и иногда 20%. Это то, что касается денег.
А что же это за дерево, которое упадет? Мецудат Давид пишет так: «Когда наполняются облака этими дождями, так же когда человек наполняется богатством, не должен он задерживать его только для себя, а должен он также влиять на других людей, давать другим. Таким образом, если ему нужно будет еще, так и Б-г ему будет давать, и другие ему будут давать. Все любят человека, который дает и это очень важно».
Про дерево он говорит так: это говорится не про дерево, а это говорится про праведника. Праведник в Торе очень много раз сравнивается с деревом.
Был Иов, и он сравнивается с деревом. В Псалмах написано: «И будет он как дерево, посаженное у потока вод». Это праведник, он будет как пальма, которая дает плоды — финики. Там, где будет этот праведник, там и будет благословение. Когда есть праведник, то к нему можно прийти за благословением, задать ему вопрос. Его благословение очень сильное.
Когда был Рав Ицхак Зильбер, благословенна память о праведнике, к нему приходили все за благословением. Люди выздоравливали. Очень сильное благословение у праведника. Сейчас многие ездят на могилы к праведникам, но это, конечно, не так, как к живому праведнику.
Есть одна известная история, что был один очень богатый человек, праведный. Он старался все выполнять, давал цдаку. Он жил в маленьком городке. Он в этом городке построил Синагогу, открыл школу для мальчиков, школу для девочек, дом престарелых. Он очень много помогал.
И тут он услышал, что мимо проезжает очень большой праведник. Эта история была еще до революции. Он приехал в этот более крупный город. Пришел к нему, попросил благословения и говорит: приедьте к нам, у нас в городе никогда не было праведника.
Тот согласился, приехал к нему в город, остановился у него в доме. В Синагоге провел субботу, все в этом городе евреи были счастливы, что такой праведник приехал.
На следующий день он должен был уже уезжать. Он ночью спит и вдруг проснулся. Он открывает глаза, смотрит, а богатый еврей, который его пригласил, стоит над ним с топором и собирается его убить. Праведник говорит: что вы делаете? Тот отвечает: что я делаю? Сейчас я уже ничего не сделаю. Одно дело: зарубить человека, когда тот спит, а другое – когда тот проснулся.
А тот говорит: а зачем вы хотели меня зарубить? Он говорит: понимаете, вы же знаете, как я люблю наш город, как это для меня важно. У нас все есть в городе для еврейской жизни. Только нет могилы праведника. Я хотел сделать в городе могилу праведника, чтобы все было идеально.
Это, конечно, шутка. Но могила праведника очень влияет на духовное состояние людей. Люди приходят на могилу праведника, вспоминают, как он жил для других людей и сколько он делал добрых дел, какие он делал чудеса. И через праведника, воспоминания о нем, присоединяются к мыслям о Б-ге, они пробуждаются к большему служению.
Думая об этом праведнике – нельзя молиться ему. Праведник ничего не может уже сделать после смерти, только Б-г управляет миром. Но можно в его заслугу попросить у Б-га: вот помнишь, как он за нас молился, как ему было важно. То есть, просят именно в заслугу праведника. Не просят праведника сделать что-то, все Б-г делает. Но, думая о нем, вспоминая о нем, человек пробуждается больше к служению Б-гу, становится лучше.
Как молитва меняет ситуацию? Ведь как человек может у Б-га что-то выпросить?
Б-г справедлив и милосерден, он хочет дать добро. Но есть система, он установил систему, что делаешь правильные действия – получаешь за них награду, делаешь неправильные – получаешь наказание, и систему никто не может отменить.
Но как работает система? Когда человек молится, он просит Б-га: дай мне что-то. В этот момент человек становится другим, он становится более верующим, он чуть-чуть раскаялся. Когда после молитвы он получает что-то от Бога, то не за счет того, что он выпросил. А за счет того, что во время искренней молитвы он изменился. Человек, который начинает молиться и человек, который заканчивает молиться – это два разных человека.
Особенно важно и в молитве проявлять милосердие, и вначале просить у Бога за других людей, а потом за себя.
Человек, который пробудился к служению Б-гу и который был подавлен и думал только о себе – это два разных человека.
Молитва меняет состояние человека, а не меняет состояние Б-га. Во время молитвы человек улучшается, преображается. Поэтому молитва на могиле праведника или даже само общение с праведником – оно меняет человека и меняется его ситуация в мире, его результаты.
Шаббат (Соблюдение Субботы по Закону Бога) – это как праведник. Шаббат – это максимально сильное духовное влияние. За Субботу можно сильно измениться, если правильно провести Субботу. Пускай эта Суббота даст всем возможность вырасти и перейти на следующую ступеньку.
Уроки Торы:
В эксклюзивном туристическом клубе inCruises поняли, что для успеха важна не только работа с бизнес-тренером,…
Метод Вима Хофа — это уникальная практика, сочетающая три основных компонента: дыхательные упражнения, холодовую терапию…
Царь Соломон говорил: “Все в этом мире — пар паров”. Мысли — это как облака…
А вы знаете, что для вас - счастье? Не навязанное окружающими, сформированное стереотипами, а ваше…
Чтобы научить коучей алгоритму диагностической коуч-сессии и помочь им эффективно прояснять запрос клиента, предлагаю структуру,…
Довольно часто можно услышать, что мелатонин называют ,,гормоном сна,, И действительно, основная функция мелатонина -…