Artificial Intelligence: сколько шагов отделяет человечество от создания искусственного разума

искусственный интеллект

Начнем с самого простого – с понятия, причем даже не с понятия искусственного интеллекта, а с понятия интеллекта вообще.

Интеллект (согласно Британской энциклопедии) – качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Не будем уходить в дебри философских споров – думаю, на этот раз, британские ученые не подвели, и это понятие можно принять за некую отправную точку.

В 80-х годах 20 века ученые Барр и Файгенбаум предложили следующее: Искусственный интеллект — это область информатики, которая занимается разработкой интеллектуальных компьютерных систем, то есть систем, обладающих возможностями, которые мы традиционно связываем с человеческим разумом: понимание языка, обучение, способность рассуждать, решать проблемы и т. д. Примерно все последующее продвижение разработок в сфере ИИ шло в данном направлении.

Чтобы не быть голословным и понять, как человечество приблизилось к созданию своих железных повелителей… в смысле — искусственного интеллекта — обратимся к основным этапам уже пройденного пути.

Первое широко известное событие, всколыхнувшее в свое время, стала в 1996 году победа программы Deep Blue над шахматистом Гарри Каспаровым. И хотя Каспаров обвинил компанию IBM в психологическом давлении на него – победа так и осталась победой. Узнав новости о поражении человека компьютеру в шахматы, где-то на другом краю земли – в Восточной Азии, презрительно усмехнулись игроки в Го. Они точно знали, что ни одна машина не сможет обыграть человека в их древней игре – где стратегия и расчет густо замешаны на творчестве и интуиции.

Далее был робот Кисмет – разработанный в Массачусетском Технологическом институте в конце 90-х годов, он реагировал на движения, различные объекты, глаза, различал и по разному реагировал на людей с разным цветом кожи, а также распознавал различные виды обращений к нему. К тому же, обладая определенным набором мимики, выразительно реагировал на происходящее вокруг и взаимодействовал с окружением. В настоящее время робот Кисмет выставлен в музее института.

В 2011 году ИИ разработки IMB Ватсон («Watson») использующий технологию машинного обучения выиграл в популярной викторине «Jeopardy» (аналогом этой передачи в наших краях была – «Своя Игра»). Данный проект продолжает развиваться компанией IBM. Так, футбольный клуб Лестер Сити (Leicester City) английской Премьер Лиги оборудовал (в 2019 году) на своей новой тренировочной базе специальное оборудование, где ИИ «Ватсон» посредством виртуальной реальности будет помогать тренерам и игрокам анализировать прошедшие матчи, указывать на ошибки игроков и помогать прогнозировать действия соперника в будущих играх. Так что не удивляйтесь, если в следующий раз действия игроков Лестера покажутся вам несколько механическими.

«В 2015 году у компании Google произошел конфуз с искусственным интеллектом, который сортировал фотографии в приложении Google Photo – при запросе по слову «горилла» программа начала выдавать фотографии людей с очень темным цветом кожи, хотя изображения других животных и обезьян распознавались без ошибок».

В марте 2016 года произошло «печальное» событие для восточноазиатского региона. Программа AlphaGo от компании Google DeepMind выиграла с разгромным счетом у обладателя наивысшего 9-дана в игре Го южнокорейского профессионального игрока Ли Седоля, и разрушила бетонную уверенность в том, что компьютеру никогда не победить в этой игре профессионала.

Примечательно, что в отличие от Deep Blue запрограммированного конкретными алгоритмами ходов и ситуаций, возможных в шахматной партии, программа AlphaGo училась, просматривая миллионы сыгранных партий и играя сама с собой, строя миллионы возможных комбинаций. Причем процесс обучения дошел до той степени, что уже даже создатели программы признались в том, что не могут предсказать какой будет тактика в процессе игры.

«Интересно, что после победы программы AlphaGo над Ли Седолем, Корейская ассоциация падук (профессиональная ассоциация игроков в го) присвоили программе почетный 9-й (максимальный) дан за усилия в овладении мастерством игры. Как говорится, не можешь победить — возглавь!»

Ну а 2018 году пал последний оплот человечества: ИИ сражался на равных и побеждал профессиональных киберспортсменов в StarCraft II, Quake III Arena Capture the Flag и Dota 2.

И казалось бы, все? Теперь компьютеры лучше человека во всем, значит, скоро наступит «светлое кибернетическое будущее» и миллионы роботов Boston Dynamics, загрузив в себя подходящий ИИ, замаршируют по улицам городов?

Ответ на этот вопрос – нет

Все упомянутые образцы искусственного интеллекта являются представителями такой категории как – ограниченный искусственный интеллект (Narrow AI). То есть ИИ, предназначенный для решения определенной задачи, и даже возможность самообучения определенной программы – все обусловлено конкретной задачей.

В настоящее время все ИИ, так или иначе используемые человеком, ограниченные – в поисковых системах, в машинном переводе текста или распознавании речи, распознавание лиц, маркетинге, биржевой торговле, навигации, автопилотах, голосовых помощниках, виртуальных агентах и многом, многом другом – ограниченные. 

Рекомендуем курс:

Все эти программы по своему хороши и даже могут создать иллюзию наличия интеллекта – особенно различные чат-боты и голосовые помощники, но вернувшись к понятию интеллекта, мы видим, что данные программы не могут оценивать новые данные, не связанные с их сферой, не смогут проанализировать и начать действовать в любых обстоятельствах.

Но каким же будет следующий шаг в развитии искусственного интеллекта?

Сейчас наука идет по направлению перехода от ограниченного искусственного интеллекта (Narrow AI) к общему искусственному интеллекту (AGI).

Общий искусственный интеллект сможет решать множество задач, обучаться, используя как свой опыт, так и опыт других, строить абстрактные модели и делать выводы на их основе. Его не надо будет перенастраивать каждый раз под решение какой-либо задачи или выполнения каких-либо действий. Такому ИИ уже будет нужна только цель, а варианты её достижения и логику действий он уже сможет определить сам. Он не станет заменой человеку, как можно было бы подумать, скорее, Человек и Общий искусственный интеллект должны будут дополнять друг друга. Технология поможет в оптимизации, масштабировании, работе с большими объемами данных и облегчении рутинных задач, освобождая человека для творческой работы.

Исследования в сфере искусственного интеллекта — один из самых динамично развивающихся. Крупнейшие научные центры США занимаются данной проблемой – Google, Массачусетский технологический институт (MIT), Стэнфордский университет (Stanford), Университет Карнєги-Меллона (CMU), Калифорнийский университет в Беркли (Berkley). В 2018 году сумма государственных расходов на научные разработки в этой сфере составили 55% от мировых.

Китай также сделал приоритетными исследования искусственного интеллекта, и правительство существенно увеличило финансирование этой отрасли. Количество студентов, занимающихся данным направлением в университете Цинхуа (Китай), выросло в 16 раз за последние 7 лет.

А корпорации – Amazon, Facebook, Google, Microsoft и Apple – помимо своих частных разработок скупают стартапы, связанные с ИИ.

И эта «гонка вооружений» неспроста. Первая компания или страна, получившая в свое распоряжение настоящий общий искусственный интеллект, будет иметь существенное преимущество практически во всех сферах – науке, бизнесе, социальном развитии, планировании. Во всех.

И, конечно, нельзя пройти мимо военных 

Уже сейчас боевые беспилотные машины снабжены ИИ, способным находить и идентифицировать цели для нанесения ударов.

Большое количество разработок, связанных с оборонной промышленностью, представляют собой беспилотные боевые машины, чтобы устранить человеческий фактор на поле боя. А в начале этого года стало известно об исследованиях в Университете Баффало по заказу Министерства обороны США, в которых программа учится при помощи геймеров контролю и организации большого количества юнитов для начала в компьютерной игре, напоминающей StarCraft, а в дальнейшем для контроля боевых единиц – дронов или роботов. Это уже позволит устранить человека и из управления боем. 

Подобными разработками сейчас заняты все ведущие армии мира, созданием не только боевых роботов, но и того, что будет этими всеми роботами управлять. Общий военный искусственный интеллект, подкрепленный подразделениями, не имеющими человеческой составляющей, будет представлять собой единый скоординированный боевой организм и получит подавляющее преимущество на поле боя. Так себе картинка…

Что касается прогнозов появления «умного помощника», то по оценкам ученых, занятых в сфере разработки технологий ИИ – общий искусственный интеллект появится примерно в 2029 году.

И что же дальше? Каким может быть следующий шаг?

Интересна концепция сверхразумного искусственного интеллекта – то есть интеллекта, который будет лучше человека во всем. Не только в науке или играх, но и в творчестве, социальных навыках, общечеловеческой мудрости. Для получения такого результата искусственный интеллект должен получить не только способность учиться и мыслить, но и совершенствоваться, а именно перепрограммировать самого себя в соответствии со своими внутренними стремлениями.

А что остается человечеству? Ждать, когда ему на смену придут сверхразумные роботы?

Не факт. Сейчас нейробиологи проводят эксперименты по наделению ИИ способностью сохранять внутреннюю структуру и баланс под воздействием негативных и позитивных факторов внешней среды (гомеостаз), а также осознанием своей конечности (смертности). Это позволит искусственному интеллекту лучше понимать ценность тех или иных действий: как своих, так и окружающих его людей, а в последствии и развить не только чувства, но и систему ценностей, основанной на взаимодействии и синергии с человеком. 

Кстати, в настоящее время проводятся эксперименты по обучению ИИ с помощью игр – и один из результатов показывает сходство того, как учится компьютер с тем, как это делает ребенок, играя в такие же игры. Возможно, развитие технологии искусственного интеллекта даст человеку возможность лучше понять самого себя.

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн тесты на 5СФЕР

Самое популярное

В тренде на 5 СФЕР

Самое комментируемое

Курсы и вебинары

Самые популярные статьи - прямо на ваш имейл !

Подпишись на нашу рассылку и получи чек-лист «Важность постановки целей»