Существует категория женщин, в которых слова борьба и победа сплетены воедино и являются остовом личности. К таким относится Рут Гинзбург — адъюнкт справедливости в Верховном суде Соединенных Штатов. Миниатюрная. Зеленоглазая, принципиальная и прямолинейная — она стала практически национальным героем Америки и символом истинного феминизма. Ее фото печатают на футболках, блогеры делают татуировки с ее образом, а дети наряжаются в Рут на Хэллоуин. Гинзбург всегда готова разнести в щепки своего оппонента. И не важно, кто оказался по ту сторону баррикад — империалист, шовинист или раковая опухоль. Последняя, кстати, четырежды проиграла схватку с госпожой Гинзбург. Редакция 5 Сфер решила выяснить. как так случилось, что в 86 лет у нее больше амбиций и драйва, чем у многих в 35? И как пережив смерть мужа, тяжелую болезнь и гендерную дискриминацию ей удалось стать кумиром миллионов, достичь успеха и не потерять веру в справедливость.
Кто такая Рут Гинзбург?
Судья Верховного суда США Рут Бэдер Гинзбург, которой вот-вот стукнет 87 — стала, пожалуй, самой нетипичной поп-иконой в Америке. Футболки, сумки, подушки, украшения, и мини-куклы в мантиях и с молоточками разлетаются в американских онлайн и офлайн магазинах как горячие пирожки. Про служительницу Фемиды сняли два фильма —документальный и игровой. При этом госпожа Гинзбург за всю свою карьеру только однажды пропустила судебное заседание и то по причине болезни. Судья говорит, что специально никогда не протаптывала дорожку к славе, но считает свою популярность инструментом донесения здравых идей до умов людей.
Рут, которая с рождения носила имя Джоан Рут Бадер родилась 15 марта 1933 года в пригороде Бруклине. Рут была младшей из двух детей Натана Бадера, торговца, и Силии Бадер. Ее старшая сестра Мэрилин умерла от менингита в 6 лет. Джоан тогда было 14 месяцев.
Родители Рут были образцовой еврейской семьей, а сама он охотно посещала синагогу и активно участвовала в еврейских традициях. Девочка хорошо училась школе, любила участвовать в студенческих мероприятиях и приносила домой высокие отметки. Но жизнь уготовила Рут череду испытаний, которые, впоследствии и сделали ее такой, какой знают миллионы.
Мать будущей судьи заболела раком, когда девочка училась в средней школе и умерла за несколько дней до того, как Рут должна была получать аттестат. Несмотря на трагедию, девушка на отлично сдала экзамены и поступила в Корнельский университет и даже получила стипендию. Там же, во время первого семестра она встретила своего будущего мужа Мартина Гинзбурга. Мартин и Рут поженились в июне 1954 года, через девять дней после ее окончания в Корнелле. Впоследствии муж стал известным налоговым адвокатом и сильно повлиял на Рут, приобщая ее к постоянному и интеллектуальному труду.
Но были и еще два человека, на которых равнялась Гинзбург. Оба были профессорами, и обоих она встретила в Корнелле: русского автора Владимира Набокова, — который сформировал ее мышление о писательстве, и юриста- конституционника Роберта Кушмана, — который и вдохновил ее на юридическую карьеру.
Затем Гинзбург переехал в Массачусетс и начала обучение в Гарвардской школе права, которую окончила с отличием. Будущая судья получила юридическое образование в Колумбийском юридическом институте, где была первой на своем потоке.
Однако, несмотря на превосходные знания и ум, она долгое время не могла устроиться на работу в адвокатскую контору. И все из-за того, что была женщиной, да еще и с ребенком. В то время лишь очень небольшой процент юристов в Соединенных Штатах составляли женщины, и только две женщины когда-либо выполняли функции федеральных судей.
Тем не менее, один из ее преподавателей в Колумбийском университете выступил от ее имени и помог убедить судью Эдмунда Пальмиери из окружного суда США в Южном округе Нью-Йорка предложить Гинзбург должность секретаря. При этом она продолжила изучать гражданский процесс и вскоре начала работать ассистентом профессора в школе Рутерс. Декан факультета назначил ей невысокое жалование, ссылаясь на высокий заработок ее мужа. После того, как Рут забеременела вторым ребенком, старалась носить габаритную одежду, опасаясь, что ее контракт и вовсе не продлят.
В это непростое для себя время Рут Гинзбург поняла, что тема неравенства и дискриминации сильно вплетена в умы американцев. Она приняла решение бороться с инакомыслием соотечественников, используя свою профессию и знания.
Злость и справедливость как источник силы
В 1970 году Гинзбург профессионально занялась проблемой гендерного равенства. В том же году она стала первой штатной преподавательницей на юридическом факультете Колумбийского университета. Она написала с десяток статей, посвященных проблеме дискриминации по признаку пола и вынесла ряд резонансных постановлений. За последние десять она шесть раз спорила с коллегами в Верховном суде, и пять раз выигрывала спор.
Описывая годы своей работы на поприще борьбы за равные права по гендерному признаку, Рут сравнивает свою деятельность с работой в детском саду. Говорит, что ей каждый раз приходилось рассказывать окружавшему ее мужскому профессиональному сообществу, элементарные вещи. Она как детям пыталась задавать им наводящие вопросы, предлагала представить на месте ущемленной стороны своих родственников и друзей, растолковывала, что заскорузлым нормам не место в юридическом поле США. Со скрипом, вздохами и пересудами, она нить за нитью распускала полотно устаревших убеждений.
Читайте по теме: Четыре истинные причины, убивающие ваши цели
В 1980 году президент США Джимми Картер назначил Гинзбург в Апелляционный суд США в округе Колумбия в Вашингтоне. Будучи судьей округа Колумбия, Гинзбург приобрел репутацию прагматичного либерала с пристальным вниманием к деталям.
При этом Рут не была зациклена исключительно на правах женщин. Ее волновал именно вопрос равенства прав и возможностей всех людей. Так, например, иногда она специально вызывалась представлять интересы мужчин, чтобы показать Верховному суду, что эта проблема касается и их в том числе. Так, она отвоевала право беременной женщины-офицера на законный оплачиваемый отпуск и доказала суду, что отцы после развода должны получать алименты от жены, если оставляют детей жить у себя.
Заслуги и упорная борьба Рут Гинзбург не осталась незамеченной. Судье присудили премию в размере $1000000 долларов за достижения в укреплении верховенства права и продвижении равенства между полами.
Эту премию учредил благодетель-миллиардер Николя Берггрюен. Вручается она в Лос-Анджелесе с 2016 года. Это своеобразный способ наградить людей, которые «глубоко сформировали человеческое самосознание и прогресс». Но, и здесь Рут решила не отступать от своих принципов и передала все полученные средства на благотворительность и в помощь фондам и организациям, которые занимаются проблемами неравноправия и дискриминации.
Образ как манифест
В суде Гинзбург стала известна своим активным участием в устных аргументах и своей привычкой сочетать жабо или ошейники с судебной мантией. При этом, надевая некоторые из них, она вкладывала в этот жест символическое значение. Так, у нее есть “ошейник большинства” и “ошейник несогласных”.
В начале своей работы в Верховном Суде Гинзбург в 1996 году написала мнение большинства в деле Соединенных Штатов против Вирджинии, в которых заявила, что политика государственных университетов, допускающая только мужчин, —в частности Военный институт Вирджинии, — нарушил положение о равной защите. Она опротестовала тезис о том, что программа военного обучения непригодна для женщин, аргументируя это тем, что программа на самом деле не подходит подавляющему большинству студентов, независимо от пола.
Популярность Рут Гинзбург возросла во время каденции 44 президента США Барака Обамы. Она стала прогрессивной феминисткой и воистину народным героем. При этом скептики то и дело старались фокусировать внимание общественности на возрасте судьи и ее систематических проблемах со здоровьем — как никак , но Рут дважды пережила рак и дважды боролась с его ремиссией. Некоторые в открытую говорили об ее якобы очевидной слабости, утверждали, что ей следует уйти в отставку, чтобы позволить Обаме назначить замену.
Со своей стороны, Гинзбург выразила намерение продолжать до тех пор, пока она сможет выполнять свою работу «на полную катушку». О характере и прочном стержне Рут говорит и тот факт, что на следующий день после смерти своего мужа Мартина в 2010 году она, как обычно, пошла на работу в суд, потому что, по ее словам, именно этого он и хотел.
“Мне невероятно повезло, что я работаю в системе,где не предусмотрен принудительный уход на пенсию. Во многих штатах, да и в большинстве стран мира есть возрастной ценз – 65–75 лет. Но пока я могу полноценно работать, я буду оставаться судьей Верховного суда. Я почувствую, когда не смогу работать так же активно, запоминать так же хорошо и писать так же быстро. В прошлом году мои мнения выходили самыми первыми. В среднем проходило шестьдесят дней со дня принятия решения – это где-то на шесть дней раньше других”, — рассказывала Гинзбург в одном из интервью.
Поддерживать здоровое тело и соответственно дух, Рут помогают регулярные занятия спортом. Дважды в неделю она занимается с тренером. Обычно это тренировки по вейт-лифтингу, устрейчинг и комплекс упражнений, который был разработан специально для солдат Канадских ВВС.
“В своем преклонном возрасте, я не перестаю удивляться, сколько людей хотят меня сфотографировать”, —говорит Рут.
Цитатник Рут Гинзбург
“Все могло бы сложиться иначе: я бы получила должность в юрфирме, взобраться по карьерной лестнице и уйти партнером на пенсию. Но в жизни часто случается так, что препятствия превращаются в большую удачу”.
“Нельзя иметь всё и сразу. Если вы собираетесь что-то изменить, нужно быть в одной команде с теми, у кого есть рычаги влияния”.
«Гендерная линия только и делает, что помогает удерживать женщин не на пьедестале, а в клетке»
“Идея, что у нас есть вся та демократия, которую можно купить за деньги, очень далека от того идеала, какой должна быть демократия на самом деле”.
“Женщины добьются истинного равенства, когда мужчины разделят с ними ответственность за воспитание следующего поколения”.
Боритесь за то, что вас волнует, но делайте это так, чтобы другие присоединились к вам».
“В браке иногда полезно быть немного глухим”.