Творческие люди хотят, чтобы планы воплощались, а творческие цели достигались. Давайте разберемся в том, как обеспечить себе этот кайф.
Постановка целей и планирование — функция, включенная в «прошивку» нашего мозга. Он планирует и ставит цели вне зависимости от того, хотим мы это или нет. У нас есть выбор: либо позволить ему делать то, что он хочет (и регулярно находить себя с пиццей у телевизора, а не в спортзале или за черновиком романа), либо показать, что в доме хозяин. То есть, в голове. В жизни. Вы поняли.
Творческие люди часто сопротивляются одной лишь мысли о необходимости постановки целей. Кто-то считает, что они ограничивают его свободу. А кто-то говорит, что цели он когда-то ставил, но они не достигались.
Творческие люди советуют: 9 крутых навыков, которые меняют жизнь
Как достигать творческие цели: 6 правил
В этой статье я рассмотрю несколько важных факторов, которые следует принимать во внимание в процессе планирования.
Цель должна соответствовать вашим личным ценностям
Если вы пишете бестселлер для того, чтобы покорить мир и получить Букера, а на самом деле мечтаете о вечерах, проведенных за сочинением интересных историй, и узком круге преданных добрых читателей, то вас будто бы разрывает надвое. С одной стороны — амбиции. С другой — истинные желания.
Но писатель должен быть амбициозным, говорите вы себе. Писатель должен мечтать о миллионных тиражах! Или, если речь о блогере, то о миллионной аудитории, куче комментариев и лайков. Но это неправда. Каждый из нас уникален, и у каждого своя система взглядов на жизнь. Выйдите из рамок системы, где кто-то кому-то что-то должен, и где все оценивают других по их достижениям, и больше туда не возвращайтесь.
Какой смысл в достижении, если ваше сердце не хочет этого достигать? Если ваша мечта — уютный блог с теплыми постами и красивыми фото, и вы знаете, что он сделает вас счастливым, не гонитесь за славой блогера-миллионника только потому, что «так нужно блогеру». Идите за своим сердцем, а не за голосом большинства.
Цель должна быть четкой
С этим у многих творческих людей возникают проблемы, особенно когда речь заходит о выработке каких-то навыков. В писательском клубе, который я администрирую, каждое первое число выходит пост с двумя вопросами:
- Какова ваша количественная цель на этот месяц?
- Над каким навыком вы будете работать в этом месяце?
Порой в ответах по второму пункту можно увидеть следующее: «Хочу повысить свою писательскую продуктивность». Это цель ни о чем.
- Что такое писательская продуктивность для вас?
- В чем она измеряется?
- Почему вы решили, что у вас с ней сложности?
- Каков, на ваш взгляд, идеальный уровень писательской продуктивности, и почему?
- Для чего большего вам нужен этот уровень?
Предположим, что вы готовитесь к писательскому марафону (октябрьский начнется совсем скоро!) и хотите успешно завершить его, написав за месяц роман минимум в 50 000 слов. Для этого вам нужно поработать над дисциплиной, над отвлечениями, над концентрацией. Целая программа.
И на этот месяц вы выбираете себе четкую и конкретную цель: поднять ежедневную писательскую норму до 1 700 слов (один день в неделю — творческий выходной). Вот это совсем другое дело.
Цель должна иметь дедлайн
Никто не любит дедлайны и именно поэтому они работают! Дедлайн похож на комара, который зудит над ухом, когда вы пытаетесь уснуть, и напоминает вам: время идет, нужно двигаться, а сколько ты уже сделал?
Творческие люди питают к дедлайну особую неприязнь, ведь это про ограничения и рамки. Можно ненавидеть рамки и всю жизнь бежать от них, а можно поступить мудрее и научиться использовать этот мощный рычаг продуктивности.
Дедлайн — это ответственность. А ответственность — главное качество профессионала. В больших писательских марафонах, помимо очевидного дедлайна — месяц, я ставлю себе еще два.
- Во-первых, выкладка романа в процессе. График выкладки здорово стимулирует: ведь я должна написать продолжение точно в срок, иначе читатель будет разочарован и расстроен. Предпоследний роман я выкладывала каждый день маленькими порциями и тем самым ставила себя в ситуацию «пиши или умри». Жестко, конечно, и не для всех, но стоит того, чтобы как минимум попробовать.
- Также я ставлю себе так называемый двойной временной дедлайн. Если общий дедлайн марафона — 30 октября, то мой двойной временной дедлайн — 25 октября. К этому времени я должна завершить свои 50 000 слов. В идеале — дописать роман, но мои вещи обычно крупные, так что это занимает время. И снова, это жестко, и это не хилый стресс. Но со временем мозг перестает упрямиться и осознает, что дедлайн назначен на 25 октября. И не поверите, работает. Магия!
У вас должен быть план
Помните новогодние декларации а-ля «буду трижды в неделю ходить в тренажерный зал»? Их пишет почти каждый, но потом многие сливаются, забыв про обещания.
И дело не столько в том, что невозможно поменять разом все в своей жизни, сколько в том, что цель без плана — не цель. Если бы человек, запланировавший поход в тренажерный зал, набросал примерный план: «купить спортивную форму, записаться в тренажерный зал, определить точное время посещения занятий», то с большей долей вероятности начал бы шевелить лапками. И в творчестве дела обстоят точно так же.
Я люблю простые и гибкие системы и уже не один год использую метод Ицхака Пинтосевича «минимум-100%-максимум». Пример: если ваша ежедневная норма слов составляет 1 500 слов, то ваш минимум — то, что вы напишете при любом раскладе, даже если будете уставшим — 500 слов.
Максимум — это количество слов, которое вы напишете, если будете в ударе, и если у вас будет масса внезапно освободившегося времени для творчества. В нашем примере за максимум можно взять 2 000 слов. Этот метод обеспечивает ежедневное продвижение, что очень важно для достижения целей. Как говорится, быстро — это медленно, но без остановок.
Творческий кризис: 8 способов привлечь музу и начать творить
Вам необходим контроль
В бизнесе говорят: не подсчитал — не контролируешь. Это кажется чем-то весьма далеким от творчества, но все меняется, когда мы заговариваем о творческих целях. Не бывает цели без плана, не бывает плана без контроля.
Это становится особенно актуальным в тот момент, когда внутренняя мотивация иссякает, и у вас появляется желание бросить все к чертям. Самое время подключать внешнюю мотивацию: социальное обязательство, коуча или личного контролера.
Я по природе человек невероятно ленивый, и бывают ситуации, когда со мной не работает даже социальное обязательство. Для этого у меня есть личный контролер: мой соавтор. Мне очень повезло, и она умеет отделять дружбу от работы, то есть, от тех моментов, когда вашей покорной слуге нужно дать порцию… ну, словом, слегка подбодрить.
Приятно ли это? Совершенно точно нет! Но в противном случае такой метод бы не работал.
Учитесь праздновать
Мы живем в век культа результатов и достигаторства. Многие из нас так сконцентрированы на скоростных прыжках от одного готового проекта к другому, что забывают о главном: нужно наслаждаться плодами наших трудов.
Позволю себе зайти чуть дальше и сказать, что наслаждаться нужно не только в финале, но и в процессе. В писательских марафонах я выделяю важные вехи, по преодолении которых балую себя или дарю себе символический подарок. Это мотивирует меня, позволяет отдохнуть, немного восстановив ресурс, а также поднимает мою творческую самоценность.
Помимо всего прочего, я намеренно замедляю свой темп, а это жизненно необходимо любому творческому человеку. Наш огонь быстро иссякает, если мы постоянно куда-то бежим. Наше предназначение — нырять глубоко. И поэтому важно замедляться.
Если вы хотите присоединиться к группе шестого потока писательского марафона «Зафиналь это», который стартует первого октября, вам сюда.