Задали мне недавно такой вопрос: «Как сделать так, чтобы истории для писательства часто появлялись в моей голове?». Тема отличная, и для многих она актуальна. Предлагаю не ходить вокруг да около и плотно обсудить ее прямо сейчас.
Подобные вопросы я слышу часто. И не менее часто вижу, как их задают и обсуждают на тематических ресурсах. Да и не только на тематических. К примеру, в тех же социальных сетях я нет-нет да наткнусь на пост а-ля «не знаю, о чем писать, откуда брать идеи». Дело в том, что у меня ни разу за всю жизнь не было состояния «нет идей», и довольно долго я отказывалась понимать людей с другим взглядом на мир в общем и на творчество в частности. А потом начала заниматься Клубом писателей-практиков «365» и поняла, что этот вопрос следует рассмотреть повнимательнее.
У вас ЕСТЬ идеи
Первым, что я заметила, было следующее. Идеи у людей есть. Всегда. Их полно. Иногда в голове две, три, четыре и даже пять идей. Но вы не торопитесь их воплощать. Хотя нет, скажем прямо. Вы не намерены их воплощать. В основном, потому, что повторяете мантру «моя идея недостаточно хороша». Парадокс заключается в том, что вы не сможете оценить идею до тех пор, пока ее не воплотите.
Если вы заглянете глубже в себя, то признаетесь себе в очевидном: такого явления, как «я хочу писать», не существует. Вы хотите писать для того, чтобы что-то сказать миру, чтобы воплотить свою идею, которая у вас опять же есть. Просто нужно отучиться от стремления классифицировать сырые мысли по принципу «хорошо» и «плохо». Скажу даже больше: готовые вещи так классифицировать тоже не стоит. Лично я против «хорошо» и «плохо» во всех сферах жизни. А в искусстве — и подавно.
Мы здорово недооцениваем собственный опыт
Общество редко восхищается людьми с яркой индивидуальностью и голосом, который эти люди используют для того, чтобы продвигать свои идеи и менять мир. Социальные сети — идеальное место для того, чтобы понаблюдать за проявлением этого феномена. Стоит вам затронуть животрепещущую тему женщин, переживших насилие — и на вас тут же обрушивается волна комментариев, среди которых немало негативных.
Негатив — это всегда неприятно. Если мы не знаем, как с ним справляться, то он рано или поздно загоняет нас в угол, лишая собственного голоса. И вот мы уже думаем: а, может, мне и вправду стоит молчать? Вон сколько по-настоящему умных и крутых людей… а я тут мимо проходил… постою, послушаю… Конечно, негатив — это обратная сторона успеха. Я «выпила» достаточно негатива и продолжаю его «пить». Но разве это повод обесценивать собственные мысли и опыт? Разве это повод обесценивать свои идеи? Совершенно точно нет.
Работа писателя — это обнажать душу перед аудиторией
Главная супер-сила писателя — не важно, что он пишет, художественные произведения или нон-фикшн — это откровенность. Я не верю в писательский талант (не верю в талант вообще), но точно знаю, какие качества необходимы успешному автору. И первым в этом списке идет смелость.
Для того, чтобы стать писателем и реализовать себя в этой сфере, нужно быть очень, очень, ОЧЕНЬ смелым человеком. Если вы боитесь быть откровенным, то в этой профессии вам просто-напросто нечего делать. Наша работа заключается в том, чтобы ментально и эмоционально раздеваться перед сотнями людей с каждой написанной статьей, с каждой написанной книгой. Мы открываем себя насмешкам, диагнозам, которые нам ставят по нашим мыслям и персонажам. Но вместе с тем мы открываем себя людям, которые возьмут что-то из наших статей и книг.
Зачастую нас останавливает именно страх откровенности. «А что, если этот персонаж будет слишком похож на меня?». «А что, если в героине этой статьи узнают меня?». А что если… а что если… а что если вам написать все именно в такой форме — и ваш читатель по достоинству оценит вашу храбрость быть собой и не бояться собственного лица.
Наличие идей — это не про результат
Скажите, а как вы вообще представляете себе наличие идей? И представляете ли? Возможно, это ощущение подарка в красивой коробочке, который Творец вложил вам в голову готовеньким? Или мысль, блеснувшая как крупица золота в куче песка? Я много раз задавала этот вопрос — и каждый раз получала разные ответы, но почти все они сводятся к тому, что идея — это что-то конкретное, ощутимое. Идея романа, идея поста, идея статьи.
Современное общество поклоняется идее. Ее возвели в культ. Идеи старт-апов. Идеи новых продуктов. Идеи по улучшению. И много-много других людей. В какие моменты наш мозг буквально фонтанирует идеями? В двух случаях: когда мы сидим с бумагой и ручкой, записывая все свои мысли, и когда мы в компании единомышленников устраиваем мозговой штурм. Мы находим выход из абсолютно безвыходных ситуаций, придумываем гениальные концепции, создаем чумовые сюжеты. Это не выглядит как подарочек, вложенный нам в голову Творцом в готовом состоянии, не так ли? Идея — это не про результат. Идея — это про процесс. В частности:
- про умение задействовать свой мозг на полную катушку;
- про умение визуализировать;
- про умение задавать себе вопросы;
- про умение рассматривать вещи под другим углом.
И, конечно же, про умение реализовывать все, что мы придумали. Это неотъемлемая составляющая потока идей в нашей голове. Без нее этот поток рано или поздно иссякнет. И снова: думать об идее как о чем-то четком и конкретном — ошибка. Наличие идей — это про поток, а не про результат.
Контрольные вопросы для глубокой проработки
- Имею ли я привычку оценивать свои идеи до того, как принимаюсь их воплощать?
- Имею ли я привычку недооценивать свой опыт/знания/интеллект?
- Возникает ли у меня иногда чувство страха, когда я думаю о том, что моя аудитория может неправильно меня понять/ поставить мне диагноз на основе моих текстов/ узнать меня в ком-то из персонажей книги или статьи?
- Как я представляю себе наличие идей?
Слушайте свое сердце,
С любовью, Настя
Один ответ
Вот Вы говорите, что идеи есть у каждого. Ан-нет, у меня их нет от слова «совсем». Если так представить, что происходит в голове, то это большая чёрная дыра и… пустота. Я вообще не думаю — не о чем… И книги стало сложно читать, хотя раньше читала запоем, и забываю всё крепче…