Бегают дети вокруг нас, волны океана раз за разом набегают на берег, высоко в небе плывут облака и бабочка перелетает с цветка на цветок.
Движение — это жизнь! Думаю, что большинство из вас никогда серьезно не задумывались по поводу того, кто это сказал и, собственно говоря, о чем это? Фраза понятная. На первый взгляд, достаточно очевидная и логичная. Да и на второй тоже…
Дорогой читатель, предлагаю сегодня подойти к этому вопросу достаточно серьезно, и обещаю, что в процессе наших рассуждений тебя ждет ряд неожиданных открытий и инсайтов.
Начнем с авторства. «Движение — это жизнь» написал древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в своей книге «О природе изменения вещей» . Человек заслуженный и авторитетный. Правда, неумолимое время опровергло большинство его представлений о конструкции мироздания. Особенно он погорячился, поставив крест на теории «атомизма» Демокрита.
Движение (греч. κίνησις, лат. motus) — любое изменение вещи, предполагающее ее переход из одного состояния в другое.
Так о чем это он? Размышляя о начале времен, Аристотель полагал, что все, что происходит вокруг нас, не возникло просто так из ниоткуда. Существует самое первое движущее Начало, которое является причиной всякого движения и всех последующих изменений. Оно, это самое Начало, непостижимо и трансцендентно, а чтобы как-то его обозначить, мыслитель назвал его Перводвигателем.
Глубже лезть в эти философские дебри я не хочу и не предлагаю. Будет вполне достаточно, если ты признаешь, что, хотя утверждение «Движение- это жизнь» прочно утвердилось на бытовом уровне, его подлинный смысл относится к практически запредельным для неподготовленного мозга смысловым парадигмам. Хочу лишь, чтобы ты для себя отметил, что для древних греков даже там, «в начале всего» уже присутствует идея «движения»!
Я специально начал свои рассуждения совсем издалека, чтобы смотреть на окружающую нас действительность максимально общим взглядом, не обращая внимания на нюансы.
Придется признать, что любая, даже самая гармоничная и совершенная целостная система, рано или поздно разрушится. Так подсказывает нам обычный житейский опыт. Сглаживаются горы, яблоко стремится упасть на землю, выравниваются температуры, а Солнце, как и любая другая звезда, когда-нибудь исчерпает энергию внутренних ядерных реакций, погаснет и остынет. Более того, вся Вселенная, медленно остывая, стремится к состоянию покоя. Беспристрастные формулы термодинамики точно подтверждают этот наш чувственный опыт.
Анекдот: Фарш невозможно повернуть назад и мясо из котлет не восстановишь. (2-й закон термодинамики)
Со всей ответственностью берусь настаивать на том, что в Мире присутствуют силы, которые неумолимо разрушают любые системы, стремясь привести их к исходному бесформенному состоянию. К тому первозданному виду, когда «…и Земля была тоhу (хаосом) боhу (как бы сырье, минимальная форма, из которой можно было творить дальнейшее многообразие форм) хошех аль пней дhом (тьма над бездною) вэ руах Элоким (и дух Вс-ного ) витает над Водой…». Так его описывает Святая Тора в первой главе Книги Берешит (Вначале).
Если дать работать законам термодинамики, то наш организм, как и любая другая неживая или живая система, будет вести себя соответственно — стремиться к состоянию энергетического минимума или покоя, увеличивая свою энтропию.
Мы не очень любим задаваться вопросом, что стоит за словами «увеличение энтропии для живого организма». Ведь ответ на него весьма печален – это смерть!
Анекдот: Звонок в дверь. Хозяин открывает, а там – маленькая костлявая женщина. Хозяин:
— Ты кто?
— Я – смерть!
— А-а-а-а-а-а! А-а-а, чего такая маленькая?
— Та не бойся, я за твоей канарейкой.
Получается, что любой, в т.ч. живой организм по природе своей не просто инертен а, согласно законам физики, движется в своем развитии точно к смерти. Это стремление организма индуцируется как Программа на самом базовом уровне и необычайно сильно. Ведь весь Мир двигается в этом направлении. Любая, еще живая плоть, просто жаждет смерти. При этом, для продвижения к смерти ей не надо совершать никаких действий. Все сделает этот запущенный Б-гом поток энтропийный процессов, записанный в списке Базовых Установок Миропорядка. И телам остается лишь плыть по течению, уносящему в небытие. Легко и приятно.
Но не все так грустно! Дело в том, что наряду со стремлением к покою, в Мире существуют и другие тенденции, которые помогают системам «держаться». Давай, пока ничего не говоря о природе этих сил, назовем их «стремлением к упорядочению» или просто «порядком». А разрушающие тенденции — хаосом. Хаос борется с порядком, а порядок противостоит хаосу. В их взаимной борьбе и происходит существование Мира.
Камню удается сохранять свою целостность (упорядоченность) веками. Пространственная структура его молекул прочно соединена между собой электро-химическими связями. Электроны вращаются по своим орбитам, связывая ядра атомов в единую систему.
Практически ничто в эту целостную систему, которую мы называем «камень», не попадает и ничего из нее не уходит. Такая система очень устойчива к разрушающим тенденциям и внешним возмущениям. Порядок явно превалирует над хаосом, сохраняя физические границы камня неизменными максимально долго.
Но это победа, внешне выглядящая, как устойчивость и неизменность, оборачивается невозможностью адаптации к быстро меняющимся внешним обстоятельствам. Не исключаю, что камень выдержит удар молотка, но точно не сможет от него увернуться.
И тут мы, наконец, подошли к самому существенному для нашего исследования вопросу. А чем природа этого камня, основным качеством которого, как мы выяснили чуть раньше, является устойчивость к внешним воздействиям, отличается от сущности живых существ?
Давай размышлять дальше. Что произойдет с камнем, который мы кинем в воду? Для всех совершенно очевидно, что он утонет. Прямиком направится ко дну. В своей неизменной форме он и опустится туда.
А что будет, если мы кинем в воду не кирпич, а деревянный брусок такой же формы и размеров? Если подует ветер и на поверхности воды поднимутся волны, они погонят наш брусок куда-то в неизведанные дали.
Может показаться странным, но похожим образом еврейская традиция описывает процесс возникновение נפש-нефеш- «души живой».
Об этом в продолжении…