5 сфер

Как Б-г наказывает злодеев и почему иногда ждёт

Уроки Торы:

8 глава нам сразу сообщает, что человек может делать зло, но ему следует помнить, что от Б-га не убежишь. Б-г читает мысли, все проверяет. Весь мир Его. Никуда от Б-га не убежать. Поэтому и написано в 4 отрывке так:

Где слово царское, там власть, и кто ему скажет: «Что ты делаешь?»

Дальше в 5 отрывке говорится:

Соблюдающий заповедь не узнает зла, а сердце мудрого знает время и закон.

Что это значит? Когда человек выполняет волю Царя, то он на службе. Как может быть, что человек на службе, выполняет заповеди, и что с ним что-то плохое случилось? Это же мир Б-га.

При этом уточняет Царь Соломон, что только мудрец по-настоящему знает, где заповедь, а где не заповедь. Потому как часто бывает, что человек думает, что выполняет заповедь, и считает, что с ним ничего не должно случаться. А он, например, перед молитвой наговорил всем лашон-ара (злоязычия). Потом идет молиться и говорит: «Что же Б-г мою молитву не слышит?» А ему, наоборот, отключили рот специально, потому что человек до этого столько лошан-ара сказал. И только мудрец, знающий Тору, знает время и закон для всего.

И поэтому точно можно сказать, что выполняющий заповедь, не будет знать зла. Здесь есть 2 составляющих.

  • Одна часть – сделать волю Б-га.
  • А другая – понять, КАК делать волю Б-га.

И только мудрец, который изучает волю Б-га, знает, где границы. Все остальные должны очень остерегаться, чтобы, выполняя заповедь, не совершить преступление.

Дальше, в 6 отрывке говорится:

Ибо у всякого дела – время и закон, ибо зло человека тяготеет над ним.

К примеру, человек делает зло: кого-то обидел, что-то не доделал – идет накопительный эффект. Потом вдруг на человека это все пришло. В какой момент на него пришло? Например, он только что сделал хорошее дело. Но одно другое не перекрывает. При этом, этот мир очень справедливый и милосердный. В чем милосердие?

Б-г ждет, пока человек раскается. И он может раскаяться, отказаться совершать свои плохие дела, и не получить наказание. Милосердие Царя в том, что Он дает человеку возможность услышать урок Торы, где-то увидеть ситуацию со стороны и оценить адекватно. Потому что когда человек сам что-то делает, он не оценивает себя адекватно. Известно ведь, что человек видит в чужом глазу соринку, а в своем – бревно не замечает. Но Б-г ему показывает со стороны. И кто-то с ним поступает также, как он раньше поступил с другим. Б-г показывает все время, и говорит: «Смотри, вот ты сделал, над тобой же оно висит».

И сказано в 6 отрывке, что для каждого предмета, для каждого желания есть время свое и свой закон. Таким образом, этот мир очень структурированный, и в нем все очень системно. И также наказание и награда в этом мире – системны. Только для всего – свое время. И зло человека накапливается на него, и в какой-то момент идет раздача. И лучше эту раздачу не ждать, а все время раскаиваться.

Как написано в Пиркей Авот, что нужно раскаяться за день до своей смерти. Но никто не знает день смерти, поэтому каждый день нужно раскаиваться. Потому что может следующий день будет днем смерти. И человеку уже нужно будет приходить на суд, а там он не сможет уже ничего исправить. Поэтому не стоит думать, что еще есть время. Нет, раскаиваться следует каждый день. Что значит раскаяться? Это вернуться к «заводским установкам».

А что такое «заводские установки»? Это то, зачем Б-г сотворил человека. А именно — чтобы служить Б-гу.

Дальше 7 отрывок:

Ибо не знает он, что еще будет, а когда это будет – кто ему скажет?

Никто не знает, что с ним будет через 5-10 минут. Никто не знает, что будет, когда будет. Кто ему тогда скажет?

Раши объясняет, когда злодей совершает преступление, он не обращает внимания, что в будущем Б-г приведет его на суд за это. И когда придет на него расплата, что Б-гу кто скажет? То есть это мир Б-га, в котором Он установил законы. Он предупреждал. И любой человек – верующий или неверующий, который открывает Тору, знает, что Б-г сказал, что за преступление есть наказание.

А для еврейского народа вообще все очень конкретно. Нет вариантов не служить Б-гу. Как сказано в Торе: «Рабами вы были в Египте. Я вас вывел из рабства, теперь вы мои рабы, вы – народ священников, с утра до вечера вы должны выполнять мою работу».

Все, нет других вариантов. Интересно, что некоторые евреи говорят: я же не клялся. Да, но написано по законам – сын раба кем является? Рабом. Не может он выйти на свободу. И народ Израиля согласился быть рабами для Б-га. Все, значит, нет вариантов. Раб не может убежать от своего хозяина.

Очень жесткие последствия происходили за то, что не делает человек волю Б-га. Поэтому когда человек живет и знает о законах, если он поступает неправильно, то будет очень плохо.

И предупреждено, если будете идти по закону – будет хорошо. Не будете – значит, будет плохо. Но это и для всего мира так. Когда человек читает про те казни, которые будут, то на них не останавливаются, пытаются прочитать быстро. Потому что читать про эти казни очень печально, так как они очень страшные. И теперь кто Б-гу скажет, когда эта расплата приходит, что он сделал.

Очень интересная, кстати, история о том, как я стал религиозным. Мне было в какой-то момент очень плохо по всем фронтам. Так рубануло, что не дай Б-г. Я был в тупике. Я плачу и говорю: «За что?». А потом думаю, что за вопрос, конечно, есть за что. Как я жил? Делал многие вещи неправильно. И теперь задаю вопрос: «За что?».

Поэтому и говорится: и кто скажет Ему «за что», никто не скажет. Б-г – хозяин мира. И Б-г – милосердный. И если злодей поступил неправильно, но раскаялся, Б-г только рад тому, что он осознал, как ошибался этот человек до этого, и что больше такого не будет совершать.

Написано, что Он хочет не смерти грешника, а — его исправления, его раскаяния. То есть в этом Его цель. Б-г хочет только дать добро, но система так работает, что если человек идет не в том направлении, то она бьет его по всем фронтам.

8 отрывок переводится так:

Нет человека властного над духом, чтобы удержать дух, и нет власти над днем смерти, и нет отпуска на войне, и не спасет нечестие нечестивца.

Рекомендуем курс:

Дух имеется в виду – ангел смерти. Когда приходит ангел смерти, нет у человека возможности его остановить. И даже если он царь, не поможет ему это в день смерти.

Даже царь Давид не мог остановить. Когда к человеку приходит смерть, неважно кем он был – царь или не царь, есть у него миллиард долларов или не миллиард. Человек один остается перед лицом этого ангела смерти, ничего он с собой не заберет, и ничто ему не поможет. Был он царем или чемпионом мира.

Я недавно читал о чемпионе мира по каратэ. Там такая фотография, что его увидишь – и уже страшно. Пришел он машину чинить, а там автослесарь какой-то. И хоть он чемпион мира по каратэ, но у того человека был с собой пистолет. И всё, 6 огнестрельных ранений и нет больше спортсмена. Не помогло ему ни чемпионство мира по каратэ, ни «Порш Кайен», на котором он приехал. Перед лицом ангела смерти – все равны, ничего не помогает. Когда идут на войну – вооружаются ракетами, оружием. Ничего не помогает, потому что в любой момент может не стать человека.

Военноначальник, не военноначальник. То есть даже самые страшные правители такие, как Наполеон, Гитлер. В итоге концовка их какая? В достаточно молодом возрасте умирают и всё. И когда ангелу смерти дано разрешение уничтожать, то рубит всех – и праведников, и грешников.

Как было с Лотом: приехал в Содом – получай расплату. А как он хотел? Б-г наказывает злодеев и те, кто с ними, тоже могут пострадать. Почему? Потому что они рядом с ними жили. В любом случае, это каким-то образом на них повлияло. Значит: «И не спасется злодей никогда». Не спасется злодей, то есть Б-г все равно рано или поздно делает всем раздачу.

В 9 отрывке царь Соломон продолжает:

Все это видал я, принимая к сердцу своему все дела, что делаются под солнцем, когда человек властвует над человеком, во вред ему.

Этот мир – причинно-следственных связей. Что имеется в виду? Например, тот же чемпион мира по каратэ, которого убили в молодом возрасте, но, сколько он до этого людей побил? И на тренировках, и на соревнованиях, и, может, на улице, когда настроение плохое, и кто-то на него не так посмотрел.

В детстве я всего этого не знал. И вот в детстве, мы идем с другом вечером возле метро, лет по 16 нам было. Смотрим – толпа кого-то бьёт. А у меня внутри чувство справедливости всегда было: когда несколько человек одного бьют, мне надо было заступиться.

В общем, мы с другом заступаемся за того, которого бьют. Он пьяный, вскакивает и начинает бить моего друга, потому что не понял, кто есть кто. А эти начинают нас тоже бить, потому что этот пьяный пристал к их девушке. Одним словом, он сам был зачинщиком. Самым большим негодяем там был тот, которого били. И получилось, что мы туда влезли, получили оба, да еще и влезли в ссору, которая не наша. На сторону, которая была виновата. Та же сторона побила моего друга, пока мы разбирались.

И что я тогда понял. Если человек злодей, он всех бьёт, всегда найдется такой же, как он. И они будут идти по траекториям, и в какой-то момент Б-г их обязательно сведет, и они друг с другом выяснят отношения. Можно тут не сомневаться, просто подождать немного и посмотреть.

Написано, что за зло всегда есть наказание, просто ты можешь быть орудием наказания, но если ты не такое сильное орудие, то можешь подождать. Будь спокоен, что Б-г найдет, кроме тебя, другое орудие для наказания злодеев.

10 отрывок:

Видел я злодеев, которых хоронили.

Были злодеи, которые были похоронены, им памятники поставили. Были реальные злодеи, а люди ими восхищались. Сейчас, например, сносят памятники Ленину. Он был злодеем. Миллионы людей лишил имущества, посадил в тюрьму, сделал концлагеря. Сталин был злодеем. Богдан Хмельницкий – злодей, который убил сотни тысяч невинных людей. Он был самым настоящим злодеем. Была война, в которой он воевал, но он кроме этого вырезал сотни тысяч невинных людей – евреев, поляков, женщин, детей, которые ничего ему плохого не делали.

И царь Соломон говорит, что были злодеи, которые были похоронены, им еще памятники поставили. А были праведники, которые пришли из святого места, и были они забыты даже в том городе, в котором они делали добро. То есть были люди, которые старались, делали добро, а их потом забывали. И Царь Соломон говорит: «Это все суета сует, и все суета».

Почему это все суета? Царь Соломон с этого и начал. Весь этот мир – это суета сует. И тот, кто здесь считает, что награда и наказание есть в этом мире, он однозначно ошибется. Нет награды и наказания в этом мире. То есть этот мир только переходный момент для настоящего мира получения награды.

И царь Соломон говорит, что это суета, потому что вот, например, у злодеев памятники, а праведников забыли, а он отвечает, что это суета, весь мир этот суета. Царь Соломон говорит в 11 отрывке:

Оттого, что свершается суд над злыми делами не скоро, сердца людские полны злых замыслов.

Почему не делается быстро? Потому что Б-г ждет, что злодей исправится и совершит раскаяние. Но поэтому наполняется сердце людей делать зло. Потому что они видят, что за зло нет наказания. Люди видят, что злодеи временно, но процветают, они получают все удовольствия этого мира. И простые люди сбиваются.

У каждого человека есть тяга ко злу и тяга к духовности, к святому, Б-жественному. Человек смотрит и думает, вот злодей или злодейка, а у них все хорошо. Но как хорошо? Они же не могут заглянуть в душу человека.

Я вот недавно читал об известном философе, которого звали Жан-Поль Сартр. Он всю жизнь гулял, пил, написал много книг, заработал миллионы долларов, у него постоянно были любовницы. И никто не задумывался, почему он пил. Он пил, потому что было плохо. Сартр выдумывал все эти философские идеи от страха. Он искал, как объяснить себе свою животную сущность. И стал символом для тех, которые тоже запутались. Но они думали, что как круто, что он пьет, у него есть разные любовницы, актрисы. А актрисы эти – у них ни семьи, ни детей, они все время в пластических операциях. И их мир фальшивый.

И люди смотрят на эту ситуацию, и у них появляется идея, что можно делать зло и не получить наказание. Это ошибка. Нужно понять, что идешь не потому пути и исправиться. Б-г дает возможность злодеям исправиться. И царь Соломон объясняет в 12 отрывке, что есть грешник, который делает зло, и делает он зла немного, но ему продлевается, нет наказания ему. Он сделал чуть-чуть зла, сделал шаг – нет наказания. Он следующий начинает делать шаг – нет наказания. Царь Соломон говорит:

Есть злодей, который делает зло, и ему продлевается, нет ему наказания. Но также знаю я, что будет очень хорошо тем, кто боится Б-га, которые страшатся и не делают зло.

То есть он говорит, что это нельзя увидеть напрямую. Если даже злодей делает зло, ему нет сразу наказания. Так если ты не делаешь зло – точно также нет сразу награды. То есть ты просто отказываешься от какого-то сиюминутного удовольствия ради того, чтобы выполнить волю Б-га. И ты думаешь, где же награда? А ее может и не быть. Никто не обещал, что здесь будет награда.

Царь Соломон в 12 отрывке говорит:

Я утверждаю что те, кто боятся Б-га, будет у них хорошо в итоге, и хорошо не будет злодею, и не продлятся дни его как тень, которая проходит, но все равно не будет видна перед Б-гом.

То есть он говорит, основная награда, почему надо слушаться Б-га – это вечная жизнь. Сама идея о Б-ге, духовности, душе – это идея другого мира. Это не материальный мир, который можно пощупать. Поэтому он говорит, конечно, хочется, чтобы здесь было хорошо, конечно хочется, чтобы были деньги, не было болезней, все это хочется, но основа веры – это вечная жизнь. Речь идет о том, что ты веришь или не веришь. Если ты веришь – значит, вся система понятна. И почему злодеям продлевается наказание, и почему праведники иногда забываются.

Потому что этот мир – не место получения награды. Он – место работы, место игры. Действительно здесь, если ты все знаешь, правильно делаешь, можно рассчитывать на то, что Б-г тебе и в этом мире даст, чтобы все было хорошо. Но верующий человек, его основа – это вечная жизнь, это – вечность в совершенно другом измерении. Если в этом мире самое ценное – это жизнь, и человек не хочет умирать. То в более глобальном и духовном смысле самое ценное – это вечная жизнь. И это вполне очевидная вещь.

Уроки Торы:

Ицхак Пинтосевич

Президент Международной Профессиональной Ассоциации Коучей и Тренеров. Почетный Профессор бизнес-школы СИНЕРГИЯ. Обучил более 5000 бизнес-тренеров и коучей. Клиенты: Procter&Gamble, Deloitte, AVON, MTC и др. Автор 15 бестселлеров.

Недавние Посты

Искусство самопроявления: путь к реализации

В жизни каждого человека наступает момент, когда необходимо заявить о себе миру. Как говорил Марк…

% дней назад

Тёмный альянс: Как магия и религия стали инструментами власти

Пролог: Тайна никейского престола. В тусклом свете свечей древнего собора тени плясали на стенах, словно…

% дней назад

Как программа «Мастер Счастья» изменила команду inCruises: от достигаторства к бизнесу с душой

В эксклюзивном туристическом клубе inCruises поняли, что для успеха важна не только работа с бизнес-тренером,…

% дней назад

Методика Вим Хофа

Метод Вима Хофа — это уникальная практика, сочетающая три основных компонента: дыхательные упражнения, холодовую терапию…

% дней назад

Третий шаг к счастью: Гибкость мышления и сила наблюдателя. Академия счастья

Царь Соломон говорил: “Все в этом мире — пар паров”. Мысли — это как облака…

% дней назад

Главный коуч «Академии Счастья» Анна Вовк: «Позвольте себе мечтать!»

А вы знаете, что для вас - счастье? Не навязанное окружающими, сформированное стереотипами, а ваше…

% дней назад