Разбираемся, почему гонка за брендами и дорогими вещами стала национальным спортом. И что на самом деле заставляет нас пускать пыль в глаза окружающим.
Начнем с того, что в желании обладать чем-то хорошим и качественным нет ничего предосудительного. Людям действительно важно окружать себя вещами, которые работают исправно и выглядят эстетично. Вместе с тем модель капитализма заставляет нас покупать вещи, которые не только удовлетворяют наши потребительские желания, но и служат маркерами статуса.
Именно статус, а не богатство как таковое, демонстрируют те или марки одежды, аксессуаров и автомобилей. Социологи сходятся во мнении, что многие путают эти два понятия. Универсальное определение богатства включает в себя изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество. Иными словами богатство, это то, что на самом деле творится в вашем кошельке.
А статус — это социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе. То есть статус определяет наше место и вес в социальной иерархии. Закономерностью, сточки зрения законов развития общества, является баланс этих двух понятий.
При этом статусность человека, его авторитет не всегда коррелируют с его финансовым положением. Вес в обществе может иметь ученый, врач, путешественник и любой другой профессионал своего дела. Но нередко маркером могущества выступают именно деньги.
В своей книге «Биология добра и зла» профессор Роберт Сапольски рассуждает о том, что экономическая иерархия ценностей — это по сути суррогат, который идет корнями в генетику. Это утрированный способ разделения на свой/чужой. В обществе таких же, как они, люди чувствуют безопасность и принятие. А престиж с его брендами, властью и статусностью — маркеры группы. Именно за эти маркеры сегодня и разворачивается настоящая охота.
Понты V.S Богатство
Стремление заполучить влияние и вес в обществе закономерно для любого индивида. Антропологи говорят, что иерархическая структура и распределение ролей в группах на протяжении всей эволюции позволяло видам выживать. Именно потому, что каждый знал свое место и имел определенные отличительные признаки. Так, вожаки стаи обычно всегда — самые сильные, быстрые и ловкие. И, например, идя на охоту, они берут с собой особей — под стать себе, которые способны загнать добычу и не быть съеденными.
Если говорить о человеке, то во многих культурах долгое время действовало понятие кастовости — расслоения населения. В Индии, например было четыре основных касты — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. И последние две никогда не были вхожи в первые две. Смешение каст — не допускалось по религиозным соображениям. Он передавались по наследству и положение в обществе нельзя было купить ни за какие деньги.
Чего не скажешь о 21 веке. Сегодня люди готовы отдать последние деньги и даже влезть в кредиты, лишь бы купить статус в глазах остальных. Иными словами — пустить пыль в глаза окружающим, пряча безденежье и даже долги за статусными вещами. Или как привык называть народ — понтами.
Отчасти такое поведение соответствует тезису, который любят эксплуатировать тренеры личностного роста «Fake it ’til you make it». Это выражение означает имитацию уверенности с расчётом на то, что в случае успеха уверенность станет подлинной. Идея в том, чтобы почувствовать себя в шкуре богача, а потом приложить усилия, чтобы стать им на самом деле. Только вот у многих, все заканчивается на первом пункте.
Вместе с тем часто богатые люди, по словам экономиста, предпринимателя и бизнес-коуча Дмитрия Богданова, редко искренне заинтересованы в показушности. Они могут покупать дорогие вещи, тестировать и точно также легко отказываться от них. Если например тот или иной бренд, марка авто или сорт вина не подошли им по качеству или предпочтениям.
Исторический контекст
Сегодня страны постсоветского пространства образуют крупнейший рынок потребления предметов роскоши. И совсем не потому, что например только в РФ количество долларовых миллиардеров перевалило за сотню. Историки и социологи связывают нашу любовь к роскоши резким переходом от социализма к капитализму.
Несмотря на все манифесты партии, культуру потребления роскоши фактически заложила советская номенклатура. В то время пока абсолютное большинство боролось с дефицитом, ограниченная группа людей, связанных с компартией, получала доступ к товарам роскоши. Это меньшинство носило дорогие шубы, украшения и водило статусные машины.
В 1991 году, когда рухнул Советский Союз, произошел дикий переход к рыночным отношениям и неравенству в доходах. После многих лет дефицита богатые и ультра богатые, вышедшие из приватизационного хаоса, потратили огромные средства на роскошь, чтобы отличаться от других. Страна, где скромность была национальной добродетелью, превратилась в родину понтов и показухи.
И сегодня, учитывая то, что мы связаны с прежним режимом через родителей, которые там росли и передавали нам определенные ценности, от кое-каких убеждений и встроек насчет успешности и ее проявления избавиться крайне сложно.
Машина побольше, забор повыше и бриллианты покрупнее — вот минимальный набор убеждений касательно «успешного успеха». Мы все еще слишком буквально и однобоко воспринимаем термин элита, пытаясь за счет брендовых вещей, образа жизни и поведения показать, что мы с ней — одной крови.
Однако ввиду того, что неравенство в доходах все еще такое же сильное, как и желание его преодолеть, люди идут на уловки. Самая популярная — покупка подделок. Да, некоторые из них действительно сложно отличить от оригинала, но сама индустрия фейков не красит ни производителей, ни потребителей и наносит урон оригинальным брендам.
В то же время ежегодно странах бывшего СНГ рынок подделок оценивается 43 миллиарда долларов, и эта цифра постоянно растет. По независимым оценкам, около 40% всех сумок, одежды и аксессуаров, продаваемых здесь, являются поддельными.
Примечательно и то, что целевая аудитория оригинальных брендов и фейков сильно различается. Большинство покупателей модных подделок в курсе, что покупают контрафакт.
Исследования показали и то, что самыми активными потребителями подделок остаются люди 18-24 лет — постоянные пользователи интернета.
Что говорят психологи?
Казахский психотерапевт Виктор Мироненко уверен, что с точки зрения науки стремление быть похожими на сильных мира сего, равно как и на звезд шоу-бизнеса — это всего лишь желание «выжить». И продиктовано оно все теми же законами стаи. Виктор рассказывает, что однажды был проведен эксперимент над группой обезьян.
«Ученые взяли из этой группы доминантного самца и научили его бесполезной вещи — ковыряться в грязи. На следующий день вся стая копалась в грязи. В то же время взяли обезьяну, находившуюся гораздо ниже в иерархии и научили ее колоть орехи и отмывать коренья от земли перед едой. Только через пару месяцев треть стаи начала следовать ее полезному примеру. Остальные даже не приняли этот навык во внимание», — говорит психолог.
Он так же убежден, что человеку, как и обезьяне, свойственно подражать тем, кто занимает более высокое положение и уже добился уважения. В психологии это называется феноменом социального доказательства. Человек, подражая кому-то, доказывает таким образом вовлеченность в социум.
«Все мы боремся за статус. А бренд в этом плане — пропуск к этому статусу. Поэтому люди готовы отдавать огромные деньги, покупая это ощущение. По факту же все, что мы покупаем — это минутный всплеск эндорфинов и иллюзию того, что вместе с покупкой приобретаем новую жизнь», — поясняет психолог.
В то же время профессор Элизабет Каррид-Халкетт из Университета Южной Калифорнии, которая написала книгу «Сумма маленьких вещей: Теория амбициозного класса», уверена, что общество постепенно перерастает эту жажду потребительства.
Элизабет пишет, что состоятельные граждане США все меньше тратят денег на предметы типичной материальной роскоши — дизайнерские сумки, часы, одежду. Они предпочитают вкладывать средства в менее заметные, но действительно важные для жизни вещи — органические продукты, стройматериалы.
«Сегодня предметы роскоши становятся незначительным признаком социального статуса, если сравнить с тем, что было раньше. Просто они уже перестали быть настолько редкими или недоступными, как в прошлом», — поясняет автор.
В то же время не все люди готовы отказаться от быстрых эндорфинов купленной статусности.
«Слишком многие люди тратят деньги, которые они с трудом заработали, на вещи, которые им не нужны, чтобы впечатлить людей, которые им не нравятся», — говорил американски комик начала 20 века Уилл Роджерс. Но и сто лет спустя его слова все еще актуальны.