Во вторник 16 июня, в свет вышла книга «Искусство ее сделки: нерассказанная история Мелании Трамп». В ней журналист The Washington Post, лауреат пулитцеровской премии Мэри Джордан рассказывает, что супруга Дональда Трампа на самом деле не слишком стремилась примерять на себя роль первой леди Штатов.
Более того, до последнего она жила в Нью-Йорке, а в Белый дом переехала обдумав все ходы наперед. Сама Меланья ни книгу, ни факты в ней не комментирует, в то время как пресс-секретариат белого дома уже назвал творение журналистки вымыслом и фантастикой. А читателям порекомендовал считать книгу скорее художественным романом, чем документальным свидетельством чего-либо. Развернутая статья о главных моментах книги вышла на Washington Post.
А те, кто уже успел прочесть фрагменты книги, стремятся поделится инсайтами и своими выводами о книге и личности Мелании. Разбираемся, почему книгу о первой леди ждали в Америке, и какой в ней изображена сама миссис Трамп.
Книги о первых леди — в США не новинка. Их пишут биографы, журналисты и сами первые леди. Традицию заложила еще Марта Вашингтон, супруга Джорджа Вашингтона. Далее мир стал подробнее узнавать о жизни в Белом Доме из книг Хелен Тафт, Бесс Трумен, Эйми Эйзенхауэр. Автобиографией делилась Мишель Обама и Лора Буш. А Хиллари Клинтон и вовсе издавала книги одну за одной — и не только о своей роли в белом Доме, но и воспоминания о самых знаковых вехах в ее жизни.
Современная первая леди — Мелания Трамп — до этого дня оставалась для многих крепким орешком. Ее замкнутость, непоколебимость и немногословность породили немало слухов о ее персоне, характере и ценностях. Кто-то считает ее птичкой в золотой клетку мужа, кто-то жертвой, а кто-то — серым кардиналом.
И, судя по книге Мэри Джордан, Мелании комфортно быть темной лошадкой в различных сценариях политической, общественной и личной жизни. На публике она ведет себе безупречно. Она всегда выглядит спокойной и не суетливой. Однако, по словам автора книги «Искусство ее сделки: нерассказанная история Мелании Трамп», за этой непоколебимостью скрывается целеустремленный и жесткий характер. Характер, который помог будущей первой Леди вырваться из словенской действительности, сделать карьеру, выйти замуж за миллиардера и…сделать его президентом.
Мелания Трамп и ее нежелание становится «первой леди»
Мери Джордан пишет, что несмотря на предвыборную кампанию и на желание мужа возглавить самую прогрессивную и влиятельную страну мира, до конца в победу Трампа на прошлых выборах не верило даже его близкое окружение. Весть о том, что за него отдали голоса выборщики из самых влиятельных штатов и этот минимальный отрыв от Хилари Клинтон лавиной обрушилась как на главу семьи Трампов, так и на его семью. Говорят, что после победы Дональд Трамп уехал в непродолжительный ретрит-отпуск, а Меланья вместе с сыном осталась в Нью-Йорке, чтобы организовать свой быт уже в новом статусе.
«Думаю, что она частное лицо, которое потратило много времени на адаптацию к общественной жизни», — рассказывает в книге один из приближенных к Трампу человек. По словам Мери Джордан, он тогда работал в президентской кампании и часто контактировал с семьей.
По словам Джордан, Меланья долгое просила окружение не использовать в отношении нее определение «первой леди». Ей было сложно привыкнуть к новому статусу, новой бытовой рутине и обязанностям, которые до этого не входили в ее планы.
Теперь Меланью Трамп приглашали выступать с речами по всей стране. В течение многих лет у нее и ее мужа был телохранитель, но теперь ее охраняли 24 часа в сутки агенты секретной службы. За ее дверью всегда был кто-то, кто стоял на страже, и враждебность к ее мужу, которая только усилилась после кампании, сильно волновала ее. Она не торопилась переезжать в Вашингтон из любимого Нью-Йорка. Раздумывала над дальнейшей судьбой сына и своей роли в тени мужа-президента.
Но пребывание в Нью-Йорке стоило дорого. Мелания не осознала огромных затрат и неудобств, вызванных мерами безопасности, необходимыми для Бэррона и ее в большом городском районе — это стоило миллионы долларов в месяц. Полицейское управление Нью-Йорка заявило, что, по самым скромным подсчетам, его стоимость составляла 125 000 долларов в день.
Новый брачный контракт Мелании Трамп
В книге сказано, что первое время после выборов супруга Дональда Трампа отказывалась покидать их квартиру в Trump Tower. Именно тогда, пишет Джордан, ей и пришла в голову идея, пересмотреть свой брачный контракт.
Масла в огонь подливали и цунами из разоблачений неверности Трампа, которые просачивались в прессу, интерпретировались журналистами, и обрастали все более красочными подробностями. Но вместо того, чтобы погрязнуть в сплетнях вокруг персоны мужа, Меланья вела переговоры о внесении изменений в свой и без того щедрый по официальным меркам брачный контракт.
Как мать, которую заботит судьба и психологическое состояние сына Бэррона, она хотела дать ему доучиться учебный год в Нью-Йорке, дать время насладиться общением с друзьями. И в то же время понимала, что главный акцент должна сделать на будущем сына, обеспечив ему не только безбедное, но еще и влиятельное будущее.
Брачные и послеродовые соглашения являются для всех браков Трампа, такими же обычным делом, как и помолвочные кольца.
Его первая жена, Иванна, пересматривала брачное соглашение трижды. А следующая супруга — Марла, которая рассталась с Трампом после четырех лет брака, ушла с такой мизерной суммой, что даже адвокат Трампа сказал, что, по его мнению, ей следовало получить больше.
Джордан Пишет, что во время президентской кампании Мелания чувствовала, что многое изменилось с тех пор, как она подписала свой брачный контракт. Она была с Дональдом ним долгое время — дольше, чем любая другая женщина. Считала, что внесла решающий вклад в его успех.
По мнению журналистки, ходили разговоры о том, что Трамп, скорее всего, не вернется к управлению строительным конгломератом Trump Organization после окончания каденции. Стало быть Мелания хотела, чтобы Бэррон получил свою законную долю наследства, особенно если Иванка возьмет на себя управление семейным бизнесом.
Пока она разбиралась со своими планами первой леди и новой школы для своего сына, она отлично поработала над тем, чтобы уговорить мужа подписать более выгодное финансовое соглашение для нее и Бэррона. Удалось ей это за счет умелого дерганья рычагов влияния, которые не могли оставить Дональда равнодушным. В книге Мэри Джордан пишет, что Трамп на всем протяжении брака был сильно привязан к Меланье.
И ее пустующий кабинет в Белом Доме одновременно приводил его в бешенство и уныние. А она все оттягивала переезд, закидывая новые удочки об изменениях контракта. В какой-то момент, пишет журналистка, в окружении Трампа звучали идеи, что именно супруга станет концом Дональда Трампа.
Две главных леди: или перманентный конфликт с Иванкой Трамп
Пока Мелания выторговывала себе новые условия соглашения и не спешила переезжать в Вашингтон, дочь Дональда Трампа Иванка воспользовалась отсутствием мачехи и присмотрела себе апартаменты в восточном крыле Белого дома — традиционно считающиеся вотчиной первой леди. Более того Иванка даже предлагала переименовать «Офис первой леди» в «Первый семейный офис».
Но, Мелания, которая все же решилась на переезд, не позволила этому случиться. Традиция, которую уважали семьи предыдущих президентов, осталась непоколебимой. А Иванке пришлось довольствоваться более тесным Западным крылом президентских апартаментов и умерить амбиции. Мелания, по словам Мэри Джордан, показала ей, что гонор принцессы в этом доме не в почете.
Автор книги указывает, что Мелании не нравится, что Иванка относится к Белому Дому, как к личному особняку. А желания дочери президента заполучить лакомые кусочки всего, за что цепляется ее глаз, первая леди считает капризами и прихотями. Впрочем, это не мешает Иванке оставаться во всем правой рукой отца: как в бизнесе, так и на посту президента.
К слову, прозвищем «принцесса» Меланья Трамп наградила падчерицу в ответ уже давно. Та же в свою очередь, называет супругу отца «портретом». И все из-за сурового и часто безэмоционального выражения лица мачехи.
Кроме этого, инсайдеры, на которых ссылается журналистка в своей книги, говорят, что Меланья привыкла выходить на каждый новый виток жизни с потерями окружения. Якобы она быстро рвет контакты с предыдущими знакомыми, если понимает, что в новом статусе они будут неуместны. В то же время, она сохраняет теплые отношения с корнями из Словении и даже научила сына словенскому языку. В окружении Трампа говорят, что часто Дональд чувствует себя неуютно когда Меланья в его присутствии общается с Бэрроном или с кем-то по телефону на словенском.
При этом сам Дональд, пишет Джордан, всегда отзывается о Меланье с придыханием и пиететом. Люди, работающие в Западном Крыле, говорят, что слышали, как Трамп критиковал старших сыновей и даже Иванку за то, что они делали или говорили чепуху. Но никто не мог вспомнить, как что-то подобное он мог высказать в отношении Мелании. Он понимал, что ей не нужна публичность, и что она не хвастается своим влиянием, говоря в интервью немного больше.
В Белом доме Трамп чувствовал, что его окружали люди, которые постоянно боролись за свои позиции и фокусировались на своих собственных интересах, и он ценил верность и проницательность Мелании больше, чем до того, как он вошел в политику.
Искусство влиять
Шон Спайсер, первый президентский директор по коммуникациям, рассказал о том, как привыкла действовать Меланья, если ей нужно было указать мужу на недочеты и сомнения.
«Мелания очень закулисна, но невероятно влиятельна. Она не из тех, кто приходит и говорит: «Нанимай этого человека, увольняй этого человека». Но она сообщает президенту, что она думает, и он очень серьезно относится к ее взглядам». Вместо того, чтобы сказать Трампу, что делать или не делать, стиль Мелании заключается в том, чтобы просто высказать свое мнение вслух. Часто это ведет к тому, что Дональд прислушивается к ней», — говорит инсайдер.
По словам Спайсера, первая леди является «ненасытным потребителем новостей и информации» и «держит руку на пульсе не только того, что происходит, но и того, что отвечает интересам ее мужа». Она меньше фокусируется на политике, и больше на позиционировании его перед аудиторией, его имидже и репутации.
Ее стиль общения с Трампом сильно отличается от других в Западном Крыле и за его пределами: «Есть люди, которые идут к президенту и говорят, что должен делать он, страна и партия. Так делают многие, но не Мелания», — говорит директор по коммуникациям в книге Мэри Джордан.
В книге Спайсер вспомнает, как созванивался с Трампом после ухода из Белого дома. Бывший сотрудник сделал комментарий, по одному из вопросов, а Трамп ответил: «Знаете что? Мелания говорит то же самое. Вы правы».
Мэри Джордан пишет, что Мелания переехала в Белый дом 11 июня 2017 года, почти без фанфар. В конце концов, ее прибытие и не было большой историей.
«Она мудро и тихо начала последнюю замечательную главу в ее невероятной жизни. Мелания заключила сложную сделку со сложным человеком и взялась за сложную работу», — заключает Джордан. Нет, она не хочет быть «свободной». По крайней мере, еще четыре года», — говорит автор книги.
Мелания Трамп: смотрите интервью на английском.