Пару недель назад Илон Маск громко, с фанфарами, и под рев таблоидов запустил в небо свой Crew Dragon — первую частную ракету с астронавтами на борту. “Дракон” триумфально не только преодолел притяжение Земли, но и пристыковался к МКС. И всего две пары глаз в толпе из миллионов взглядов провожали ракету в небо с особо тревогой, гордостью, страхом и надеждой. Это были жены астронавтов Crew Dragon Карен Найберг и Меган Макартур. Две храбрые женщины, два астронавта NASA остались на Земле. Они пропускали через себя злостные и недоверчивые комментарии, старались не думать и плохом и неистово верили в своих супругов.
Мы решили рассказать их историю, чтобы дать прочувствовать читателю, что острее разлуку переживает именно тот, кто остается ждать на месте. А жены космонавтов уж точно знают, что ждать — это жить надеждой.
“Не рокот космодрома…”
В преддверии запуска Crew Dragon один из старейших и наиболее респектабельных литературных журналов США The Atlantic выпустили статью, посвященную супругам космонавтов, которые должны будут успешно пройти все этапы миссии и доказать, что космическая отрасль перестает быть прерогативой государственной машины. Что технологии, которые сегодня развивают частные компании, безопасны и эффективны. Что, возможно, The truth, действительно is out there, как говорили в титрах нашумевшего в свое время сериала.
Тогда, автор статьи постаралась передать, что чувствуют близкие люди астронавтов, когда те, сидя в ракете готовятся пережить запредельные перегрузки и покинуть родной дом в самом глобальном смысле этого слова, какой только можно вообразить.
«Реальность момента, наконец, затягивает в свои сети. Карен Найберг и Меган Макартур, — два астронавта НАСА, потратили годы на ожидание этой миссии. Теперь до запуска всего несколько дней. Ракета уже стоит на мысе Канаверал. Вскоре она взлетит в небо и отправит новый экипаж на Международную космическую станцию. Но в этот раз Найберг и Макартур не ступят на борт. Сегодня очередь их мужей покинуть планету. Карен и Меган будут наблюдать с Земли, подбадривая их» — пишет Марина Корен, штатный автор The Atlantic.
Даг Херли и Боб Бенкен по сути стали первыми астронавтами NASA, взлетевшими с американской земли впервые за последние 9 лет. Они стали пилотами-испытателями в попытке вернуть человека в космос на условиях США. Ведь в последние 10 лет отправлять своих астронавтов после закрытия программы шаттлов Америка была вынуждена через посредников.
Возвращаясь к вопросу сложности сочетания работы и семьи, то в этих парах карьера была частью совместной жизни. В течение многих лет супруги менялись космическими миссиями и уравновешивали семейную рутину.
Так, например, в одном из интервью жена Дага Херли призналась, что общая сфера деятельности только способствует взаимопониманию: «Даг может рассказать мне о том, что случилось на работе, и ему не нужно много объяснять». И это правда хотя бы потому, что сама она уже была на МКС, уже видела потрясающий шар Земли на фоне темного космоса. Она смотрела на него сначала из иллюминатора, а потом из открытого космоса, в который выходила по заданию миссии. По прилету Херли рассказывала, что там в невесомости, соединенная тросом со станцией, она еще раз осознала, как любит свой дом, жизнь и эту голубую планету.
Космическая любовь
Эти две пары астронавтов сложились весьма прозаично — на работе. Служебный роман всех четверых был закономерностью, которую невозможно избежать людям, так тесно увязшим в любимой деле. Все четверо познакомились летом 2000 года.
Херли и Бенкен были инженерами с опытом военных полетов. Ниберг был инженером-механиком, а Макартур — океанографом. Они по очереди праздновали свадьбу друг друга и по очереди уходили в космос.
Дуглас Херли и Боб Бенкен были на взлетно-посадочной полосе в 2003 году, готовые приветствовать команду «Колумбия», когда шаттл развалился, убив всех на борту. Они вместе пережили эту трагедию, прощаясь с теми, с кем еще вчера общались в коридорах NASA. У шестерых из семи членов команды «Колумбии» остались семьи. А для троих из них это был первый полет в космос. Тогда в связи с катастрофой в США был объявлен траур. Полеты в космос были приостановлены на время расследования причин крушения.
Несмотря на сковавший всю страну ужас, семьи Херли и Бекенена остались верными профессии. Они продолжали тренироваться, работать и поддерживать друг друга.
Вся жизнь этих людей до определенного момента была разделена на промежутки между миссиями, в которые они старались вместить обычные радости и события. Так, Даг Херли узнал, что станет отцом, когда был изолирован на медицинском карантине перед своим первым полетом на челноке. Второй раз он полетел в космос, едва сыну исполнился год. Это был один из предзакатных полетов для миссии шаттлов, и от этого немного грустным.
Через два года летела уже Найберг. В 2013 программа челноков была окончательно закрыта, а значит вылетать в космос астронавт должна была из России, с которой США заключили соглашение о космическом сотрудничестве и отправке астронавтов с евразийской территории.
Миссия вынудила Найберг ее оставить на 166 дней трехлетнего сына: Джек остался на долгое время только рядом с отцом. Астронавтка говорит, что улетая, еще застегивала на сыне подгузник. А когда вернулась через полгода домой, обнаружила, что тот уже приучен к горшку.
Эта история 21-го века, очень реальное напоминание о том, что астронавты приносят больше жертв, чем просто рискуют жизнью, летая в космос. Кроме того, поступок Найберг общество разбирало под микроскопом. Многие осуждали ее как мать, которая позволила себе оставить ребенка дома и эгоистично последовала за своей мечтой в космические дали.
Сама же астронавт пояснила, что не верит, что подала бы хороший пример своему единственному ребенку, если бы отказалась от своих жизненных целей.
Под прицелом судьбы и фотокамер
Найберг и Макартур на прошлой неделе были на мысе Канаверал. Они пришли туда поддержать мужей и стать свидетелями исторического полета. Они, пожалуй, лучше всех знали, во что ввязываются их любимые мужчины.
Несколько десятилетий назад, когда первые астронавты НАСА полетели в космос, самыми известными женщинами в американской космической отрасли были жены астронавтов. Они внезапно были выставлены на обозрение, их фотографии были напечатаны в журнале Life, а их выражения лица были внимательно изучены журналистами, которые разбили лагерь на своих лужайках в Хьюстоне, недалеко от Центра управления полетами.
Тогда NASA, заботясь о семьях установило специальные радио ящики, чтобы жены могли хоть удаленно чувствовать связь с кораблем. В то же время, если бы на корабле возникла патовая или проблемная ситуация Агентство оставляло за собой право отключить связь и оставить близких в неведении.
В такую ситуацию попала жена Нила Армстрогнга — человека, который первым оставил свой след на Луне. Внезапно, ее и без того хрипящий ящик, из которого время от времени доносился голос Нила, затих. Она пыталась взять штурмом ЦУП NASA, грозила расправой и оглаской, но секретность миссии и непоколебимость властей не дали ей дополнительной информации. Она оставалась в неведении вплоть до момента, пока все проблемы не были устранены.
В это раз Ниберг и Макартур были с мужьями на связи посредством ноутбуков, а не шипящих коробок. Они слышали каждое их слово и были в курсе ситуации на борту. Учитывая их опыт и связи, трудно представить, что NASA попыталось бы скрыть что-то от них, если вдруг возникли бы неполадки и сложности.
Тем более, что большую часть миссии взяла на себя частная компания SpaceX. А перед полетом ее глава и главный инженер Илон Маск лично пообещал детям астронавтов, что сделает все возможное, чтобы их папы вернулись на Землю невредимыми и счастливыми.
В отличие от Найберг, Макартур Бенкен была взволнована сильнее. Она тоже была в космосе, но ее статус и отсутствие опыта военных полетов, не позволяют ей быть причастной к такой миссии, как ее муж Роберт.
В космосе Меган побывала в 2009 году во время миссии к телескопу Хаббл. Она стала членом экспедиции «Атлантис» STS-125, которая продлила работоспособность телескопа еще на 5 лет. Тогда астронавтам понадобилось 12 дней, чтобы установить на Хаббл шесть новых гироскопов стабилизации, шесть новых никель-водородных аккумуляторов, новый компьютер, отвечающий за обработку данных и новую широкоугольную камеру. Вместе с коллегами Макартур устанавливала на телескопе усовершенствованный датчик точного наведения. Именно Меган Макартур стала последним человеком, который управлял телескопом Хаббл.
Сегодня она работает в оперативном отдела Управления астронавтов МКС и воспитывает сына, которому исполнилось шесть.
Меган также является одной из претенденток миссии Artemis 3 — полёта с высадкой на Луну. Не исключено, что в скором времени она станет первой женщиной, побывавшей на Луне. Полет запланирован на 2024 год, его цель — исследовать спутник Земли, чтобы построить на нем орбитальную платформу.
О работе и упорстве Макартур однажды высказался директор NASA Джим Брайденстайн:«У меня есть 11-летняя дочь, и я хочу, чтобы ее вдохновляли примеры женщин, покоряющих Луну».
Жизнь без эпилогов и пафоса
Как и многие американцы, космонавты Dragon Crew провели эту весну дома со своими семьями, ориентируясь на новые риски пандемии. Дуглас Херли и Роб Бенкен дважды прошли тест на COVID-19, чтобы убедиться, что они не доставляют коронавирус с ними на МКС. Несмотря на то, что этот запуск не был таким фееричным, как предполагалось: карантин и эпидемия не позволили людям вместе порадоваться за страну — выйти на площадь, махать флагами, апплодировать и обниматься. Но важность момента космонавты ощущали на себе.
Перед взлетом Найберг Херли рассказала, что они в семье стараются не возводить событие в абсолют, прежде всего заботясь о чувствах своих детей.
«Ты просто пытаешься быть как можно более нормальным, на самом деле. Мы не говорим ничего в стиле «о, это наш последний обед» или «это наш последний сериал на Земле». Вы просто хотите прожить свою жизнь и наслаждаться обычным временем, которое проводите вместе», — говорит супруга астронавта.
Жены экипажа Crew Dragon признались, что наблюдать за запуском гораздо сложнее, чем сидеть на вершине ракеты.
«В какой-то момент вы немного отстраняетесь от того, чтобы быть таким рациональным человеком. Эмоции берут верх, когда наблюдаешь, как человек, которого любишь, летит в космос», — говорит Найберг.
Исторический запуск и успешная миссия Crew Dragon прояснит вопрос, смогут ли Ниберг и Макартур летать на капсуле SpaceX в ближайшее время. И, хотя Найберг уволилась из НАСА в марте этого года, удовлетворенная выполненными заданиями.
Макартур Бенкен сказала, что остается в игре, пока не слетает к звездам вместе с мужем. «Мы найдем подходящее время для моей очереди, — сказала она, — А пока, кто-то должен поддерживать домашнюю крепость».