Говорят, что настоящими ценителями кино считаются те, кто по первым кадрам угадывает руку режиссера. Обычно мэтры индустрии имеют свою отличительную особенность, которая выделяет их среди других. У Паоло Соррентино таких особенностей сразу несколько.
И самая главная — это краски фильма. Пожалуй никто так фанатично как он не рисует фильм, подобно художнику.
Если вы видите в кадре пеструю палитру, игру света, метаморфозы образов и характеров персонажей — скорее всего вы снова смотрите один из шедевров этого гениального итальянского режиссера.
Он подарил миру такие картины как “Великая красота”, “Молодость”, “Лоро” и конечно свою саркастическую религиозную эпопею “Молодого папы” и “Нового папы”.
Его фильмы можно раскадровывать, и разбирать смыслы каждой мизансцены.
А все потому, что он с особой щепетильностью относится к искусству, стараясь вплести его в сюжет, кадр и жизнь.
31 мая Паоло Соррентино отметил свой 50-летний юбилей. Мы решили по-своему поздравить мэтра и рассказать читателям о скрытых смыслах в фильмах режиссера, и возможно даже научить правильно смотреть настоящее кино.
Новый Феллини
Соррентино по праву считают наследником великого итальянского режиссера Федерико Феллини. Стиль и темы их работ пересекаются спустя десятилетия. И в картинах Феллини и в фильмах Соррентино прослеживаются, сюрреалистические и чувственные образы. Оба не стесняются подрывать моральные ценности современного общества с помощью сатиры и черного юмора.
Возможно, персонажи Соррентино даже более эксцентричны. У них обычно противоречивый характер, странные особенности поведения и обязательно застоявшееся чувство рефлексии по поводу собственной жизни. Часто оно выступает фоном к картине — словами автора во время главного действия фильма.
Его Папа Римский в исполнении Джуда Лоу остроумный и роковой. В нем уживается и божественная искра, и дьявольский характер. Он наглый, обаятельный и сомневающийся.
Такие же душевные терзания накрывают и Джепа Гамбарделла — главного героя оскароносной «Великой красоты». Бродя по улочкам Рима, он возвращается в своей памяти на 40 лет назад, переосмысливает жизнь и понимает, что, возможно, упустил в ней главное.
Когда смотришь любой фильм Соррентино, невольно ловишь себя на чувстве, что главную мысль картины читаешь между строк. Понимаешь, что в заходящем солнце над Тибром, в солнцезащитных очках Пия XIII, в музыке к фильму «Молодость», угадываются тонкие мотивы фантазийности режиссерского подхода Соррентино. Лишь изредка персонажами его картин становятся реальные люди. В большинстве своем он привык выдумывать героев и помещать их в новую мыслительную реальность.
Сам режиссер как-то признался, что охотно снимает сюжеты про стариков, но никогда не снимет кино про детей.
Он говорит, что его картины расскажут о нем больше, чем он сам о себе в интервью. Соррентино поясняет, что в большинстве его картин прослеживается единый лейтмотив.
«Великая красота», «Молодость», «Молодой папа» — нет темы более важной, чем утрата времени», — говорит режиссер.
Искусство в искусстве в квадрате
Если вы посмотрите сериалы «Молодой папа» и «Новый папа», то заметите сколько в них картин и скульптур. С помощью них Соррентино мастерски обыгрывает христианские мотивы и совмещает их с современным искусством.
Так, в заставке к «Молодому папе» герой Джуда Лоу идет мимо девяти картин. Соррентино задумывал эту сцену как быстрый курс по истории католицизма.
Все начинается с Рождества Христова и картины «Поклонение пастухов» Геринга ван Хонтхорста.
Этот евангельский сюжет с помощью уходящих во тьму теней и необычно яркого сияния в центре, погружает зрителя в атмосферу божественного события. Отдельно здесь стоит обратить внимание на изображение Иосифа, у которого на лице читается искренняя, человеческая реакция. Сюжет картины построен намного интереснее, чем стандартный рождественский сюжет с яслями, людьми и животными.
Затем следует фреска с изображением Иисуса Христа, который отдает Апостолу Петру ключи от Рая, написанная Пьетро Перуджино. Фреска является частью Историй Иисуса на северной стене Сикстинской капеллы. Там изображен фрагмент из 16 главы Евангелия от Матфея, где Иисус вручает Святому Петру ключи от небес, символизирующие власть отпускать грехи и впускать в рай.
Фигуры на переднем плане организованы в две группы, выстроенные в плотный ряд, так, что образуют подобие фриза. Главная группа состоит из апостолов (включая Иуду — пятый слева от Иисуса), окружающих Христа, вручающего золотой и серебряный ключи Петру. Вторая группа — современники автора (включая самого Перуджино — пятый с правого края). Именно Апостол Петр считается в католицизме первым Папой Римским.
Следующая картина в галерее, по которой двигается главный герой фильма, рассказывает об обращении гонителя христиан Савла в веру и его превращение в Апостола Павла. Картина написана итальянским живописцем Карваджо в 1601 году.
Это сюжет, где Святой Павел, которого до обращения в веру его звали Савлом, будучи ярым преследователем христиан, время своего путешествия в Дамаск пережил встречу с самим Христом. Якобы ослепительный свет пролился на него с неба, и раздался голос бога, вопрошавший: «Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня?». От страха и смятения Павел повалился на землю. Именно этот фрагмент и запечатлен на картине.
Далее Джуд Лоу проходит мимо реплики фрески «Никейский собор». Это изображение перового Вселенского собора, где были утверждены основные каноны христианства.
Собор был созван императором Константином I в июне 325 года в городе Никее. Сейчас это город Изник в Турции. Продолжался собор 2,5 месяца. Именно во время него был принят Никейский символ веры, осуждены арианская и другие ереси. Также в Никее было провозглашено окончательное отделение христианства от иудаизма, а выходным днём было признано воскресенье вместо субботы. Собор определил время празднования христианской Пасхи и выработал двадцать основных канонов веры
Далее Пий XIII проходит мимо картины Франческо Айеца «Петр Пустынник». На ней изображен революционер, который, как считается, организовал первый в истории крестовый поход, тем самым укрепив положение церкви.
Кроме этого сам Пий XIII заикается в разговоре с проповедником, что он хочет устроить революцию. Но не для того, чтобы сломать прошлое, а, чтобы откатиться к прежним незыблемым полномочиям церкви и получить полную власть.
На шестой картине художника Джентиле да Фабриано «Святой Франциск получает стигматы» изображен Франциск Аскизский, основатель ордена монахов-аскетов, пытавшийся изобличить церковное лицемерие.
Многие кинокритики не исключают, что это прямое указание на сегодняшнего Папу Франциска.
Минуя Франциска, Пий подходит к картине Матео Черезо Младшего «Святой Томас из Вильянуэва», где изображен нищенствующий Фома из ордена Августинцев, который прославился своим милосердием
Далее не глядя в сторону, молодой Папа Ленни Белардо проходит мимо полотна Доменико Крести «Микеланджело показывает Папе Пию IV модель собора св. Петра». Папа Пий IV, по свидетельствам историков был человеком доброжелательным и полной противоположностью своего жестокого и нарциссического предшественника Павла IV.
Однако, получив власть, Пий IV раскрылся совсем с другой стороны. Он жестко расправлялся с кардиналами, которые лоббировали политику предыдущего Папы. Один из них и вовсе был задушен.
Это прямая аналогия с событиями, в которые попадает Пий XIII. За него тоже голосовали, считая его несмышленым барашком. Ожидания кардиналов явно не оправдались.
Девятая картина в искусственно созданной галерее молодого Папы принадлежит кисти Франсуа Дюбуа. На ней изображен кровавый эпизод Варфоломеевской ночи.
Этот сюжет запечатлел, пожалуй, один из самых страшных и гнусных эпизодов в истории католической церкви, когда, прикрываясь именем Бога, совершались массовые убийства.
Далее на экране появляется инсталляция Маурицио Кателлана «Девятый Час», которая изображает папу Иоанна Павла Второго, прибитого к красной дорожке метеоритом. В него превратилась Вифлеемская звезда, пролетающая через все картины.
По словам самого Соррентино, это иллюстрация того, что дела у церкви идут не очень хорошо.
Кстати, в титрах персонаж Лоу Ленни Белардо идет под кавер на песню Боба Дилана All Along the Watchtower, в которой очень много библейских отсылок, в том числе и к Страшному Суду.
Также Соррентино раскрывает характеры героев через предметы интерьеров, в которых они живут. Так в доме гедониста кардинала Войелло висят натюрморты в золотых рамах. А у кардинала Дюсалье, напротив, покои аскетичные без всякого намека на украшения и тем более роскошь.
Белардо заводит разговор о матери напротив скульптуры Девы Марии, оплакивающей Христа. Режиссер не просто использует предметы искусства как фон, но и создает мизансцены по их мотивам.
Все самые серьезные диалоги в фильме происходят на фоне картин и скульптур, при этом многие из них никогда не висели в Ватикане. Также Ленни часто рассматривает картину с бородатой женщиной Хосе де Рибера, которая носит название «Магдалена Вентура с мужем и сыном». Возможно, постоянное желание Папы ее разглядывать связано со стремлением отыскать собственных родителей. А возможно — с попытками принять гомосексуальность своего помощника Гутьерреса.
Также режиссер использовал картины для воссоздания интерьеров Ватикана. Ведь на всем протяжении фильма ни одна сцена не снималась в реальных покоях Папы Римского. Все было отснято в специальных павильонах. Фрески Сикстинской Капеллы частично были заменены фотообоями, а частично — воссозданы с помощью компьютерной графики.
А все потому, что Ватикан отказался от сотрудничества и не пошел на уступки даже в мелочах. Это сильно подняло бюджет съемок, и при этом ничуть не удешевило картинку. Режиссер справился с фильмом о Ватикане без помощи Ватикана.
При этом Соррентино без пиетета относится к религиозным символам и фигурам. Ни что не мешает ему поставить неоновый крест в обитель монашек, устроить постмодернистскую игру с участием Мэрелина Мэнсона, и заставить Папу Римского выбирать облачение под песню I’m sexy and I know it.
Паоло Соррентино и его отношения с Богом: все сложно
В интервью после премьеры «Нового Папы» Паоло Соррентино сказал, что снимая сериал, хотел разобраться в своих отношениях с Богом. Однако первый сезон их не прояснил, а второй — запутал еще больше.
Режиссер редко дает длинные интервью и говорит, что самое главное он уже сказал в своих фильмах. Не готов Паоло и рефлексировать публично на тему веры и религии.
«Думаю, что и в интервью, и на беседе с психоаналитиком вы говорите не все что думаете. Самые ценные и сокровенные мысли вы всегда оставляете при себе», — говорит Соррентино.
Режиссер поясняет, что сериал «Молодой папа» совсем не о Боге. Он о человеке, который сознательно выбрал себе в друзья одиночество.
«Все мои картины повествуют о людях, сознательно выбравших дорожку одиночества. В «Изумительном» есть много схожих моментов с «Молодым папой».
Разница лишь — в важности миссии главных героев. Если вы политический лидер, как Джулио Андреотти, — вы обрекаете себя на жизнь, где общение с людьми другого круга почти невозможно.
Однако, если вы ставленник церкви и отвечаете за мораль, за поведение верующих, и ваш собеседник — Бог, то степень одиночества возрастает.
Особенно это чувствуется в моменты сомнений. В конце концов одиночество становится непереносимым», — поясняет режиссер.
3 Responses
Очень интересная статья!
блестяще, спасибо!
Дуже поверховий підхід до духовності загалом і духовного життя зокрема. Не дивно, що Ватикан не пішов на співпрацю із цим режисером.