Доподлинно известно, во что превратится еда, так аппетитно лежащая сейчас в твоей тарелке. Ближе к концу кишечника она станет непонятного запаха бесформенным пищевым комком. Ученые называют его хилусом.
В своей предыдущей статье я описал открытие, сделанное более 100 лет назад выдающимся русским физиологом проф. И.П. Разенковым. Проделав множество экспериментов, он предъявил ученому миру доказательство того, что в норме (т.е. если происходит полноценное переваривание пищи) хилус в любом случае будет иметь всегда примерно одинаковый состав по аминокислотам и другим компонентам.
И если в лоб подходить к интерпретации результатов Разенкова, предполагая, что его выводы верны, можно сильно не заморачиваться над тем, что именно сейчас положить себе в рот. Пока все это попадет в кровь, пройдя длинный путь по кишечной трубке, оно сможет дополниться необходимыми строительными компонентами, которые организм сам возьмет из, отработавших свое, тканей твоего же тела. Вот уж воистину «тело- в дело»!
Несмотря на свою простоту и логичность, факт существования механизма эндогенного питания так и не нашел своего достойного места в физиологии пищеварения ни во времена Разенкова, ни даже сегодня. Почему? Ответов на него может быть несколько:
- Ученый ошибся в своих выводах.
- Помимо факта попадания еды в желудок, есть дополнительные условия, влияющие на то, что в одних случаях хилус дополнится необходимыми организму эндогенными элементами, а в других — нет.
Тогда возникает следующий вопрос: «Что это за факторы?» И ответ на него становится ключом к разгадке большинства диетологический кроссвордов.
Скажу честно, с большим трудом я нашел печатные труды И.П.Разенкова и его немногочисленных последователей. Делать свои выводы хотелось не с помощью выжимок или пересказов из интернета, а имея перед глазами первоисточники. Мне хотелось разобраться в этом и встроить эту, безусловно, важную информацию в свою картину Мира. Или решить, что это очередная пустышка.
Определенную растерянность в начале моих поисков вызвал тот факт, что лаборатория физиологии пищеварения Института физиологии РАМН в Москве, которую возглавлял И.П. Разенков в 1988 году, была ликвидирована. Также была переформатирована лаборатория физиологии пищеварения Института питания РАМН, которой руководил проф. Г.К. Шлыкин.
Уже в первых материалах, которые попали мне в руки, я наткнулся на мнение, что сегодняшняя ситуация — результат заговора беспринципных продавцов «Гербалайфа» против честных физиологов. Но я не любитель заниматься конспирологией. Не думаю, что все так линейно.
В общем, давай вместе двигаться в поисках и размышлениях дальше, и главное, не будем пытаться сразу делать простые, но преждевременные выводы.
Прежде всего, нашел я ряд свежих исследований по так называемой имбалансной диете. Именно с ее помощью противники идеи Разенкова опровергают его выводы. Животных кормят то с недостатком по одному виду аминокислот, то с избытком по другому ряду. То с недостатком одних и избытком других. Экспериментаторы, как правило, люди с фантазией, придумали не одну сотню различных комбинаций поизгаляться над тем, что по своей внутренней договоренности они считают «нормой». Им всегда будет что исследовать!
Например, в одних опытах, пища, предлагаемая собакам, состояла из очищенного белка и растительного масла, приправленных большим количеством сахара. Собаки отказывались кушать такую вот, скажем аккуратно, неестественную смесь. Тогда искатели истины вливали им эту бурду в пасть с помощью ложки и заставляли глотать. Изучать так изучать! Тут не до сантиментов.
Начал замечать взаимосвязь между «Сегодня я приготовил еду» и «Что-то меня подташнивает».
Запись в дневнике самонаблюдений
Не буду испытывать нервы читателей, состоящих в Обществе защиты животных, а сразу подытожу. Практически все, попавшиеся мне на глаза лабораторные исследования с дефицитом, имбалансом, антагонизмом или токсичностью по аминокислотному составу диет, приводили к схожим результатам: ухудшению аппетита, появлению биохимических сдвигов крови и, как следствие, замедлению роста животных.
Вместе с тем, наблюдается довольно значительное разнообразие по степени проявления этих признаков в зависимости от специфичности лимитирующей (находящейся в дефиците) или избыточной аминокислоты.
В то же время, животные на диетах с «идеальным» белком развивают высокий аппетит, хорошо растут при минимальных затратах белка и энергии на единицу прироста.
Вот так! Искал материалы по имбалансным диетам, а в очередной раз наткнулся на оду «О важности сбалансированного питания»! Причем, с хорошим экспериментальным подкреплением.
Быть оправданным Разенкову оставляет шанс лишь вывод: «Наблюдается довольно значительное разнообразие по степени проявления». Значит, не все так однозначно! Похоже, есть еще что-то, что влияет на последующую судьбу хилуса. Я не раз убеждался, что дьявол всегда скрывается в деталях!
Так ошибался ли в своих выводах Разенков?
Начну с работы проф. В.Г. Рядчикова «Экспрессия генов животных при аминокислотном имбалансе».
…Система обнаружения организмом проблемы с незаменимыми аминокислотами (будь то их дефицит или избыток) находится в головном мозге. Именно здесь происходит формирование сигналов последующего пищевого поведения…
Боюсь, что следующая фраза будет понятна только дипломированным биологам:
Существуют экспериментальные доказательства того, что в этих реакциях главную роль играет передняя кора грушевидной доли (КГД- anterior piriform cortex — APC) головного мозга. Здесь происходит интеграция сигналов дефицита незаменимых аминокислот.
Дальше начинаются дебри молекулярной нейробиологии. Не думаю, что стоит в них забираться. Но я постараюсь обрисовать интересующую нас картину максимально схематично. Уверен, так будет виднее!
Для начала, нам достаточно будет просто вычленить из сложных научных рассуждений и принять, как факт, что существует прямая связь процессов пищеварения с тем, что происходит в это же время в голове. В этом же разрезе взглянем на еще одну физиологическую данность: кишечник — настоящий чемпион из всех органов по степени иннервации. Более 100 млн. нейронов соединяют его с мозгом!
Что особенно интересно, эти многочисленные линии связи позволяют ему отправлять «наверх» в мозг одновременно до 10 сообщений, получая в ответ лишь одно! Судя по всему, эти управляющие команды от мозга достаточно скупы, и их не так много.
Что же в них зашифровано? Постараемся понять. Но для этого, дорогой читатель, вначале тебе придется усвоить немного теории из учебника физиологии пищеварения. Постараюсь излагать все максимально просто и, как договорились, схематично.
«Есть или не есть?», вот в чем вопрос!
Обоняние, органы зрения, вкуса, тактильные анализаторы на то и существуют, чтобы дать животному возможность обнаружить пищу, распознать врагов, подыскать партнера для спаривания.
О еде первичную информацию животные получают главным образом от обонятельных анализаторов.
Недавно мне попалось на глаза исследование, касающееся абсолютно несуразного факта — в желудках многих погибших животных экологи находят пластик. Почему живые существа ищут пластиковые отходы и едят их, что называется, до самой смерти? Оказалось, что по факту им и не нужно, чтобы еда была похожа на еду и имела привычный вкус. Нужно лишь совпадение запаха-маркера. Почему-то записан в голове альбатроса или буревестника аромат диметилсульфида, как «еда». Вот и ведутся бедолаги на такой вот, с позволения сказать, корм.
Вот еще один очень показательный эксперимент. Исследователи подвешивали в аквариуме с рыбками два пакета: один с мясом, другой пустой. Первый был укушен 119 раз, второй – только 18. Когда же носовые трубки (ноздри) завязывали шелковой ниткой, то рыбы кусали пакеты статистически достоверно одинаковое количество раз.
Обоняние — очень интересная сенсорная функция. Увы, ее механизмы пока не конца разгаданы. Хотя совершенно очевидно, у животных она играет ведущую роль в формировании их пищевого или, к примеру, сексуального поведения.
Хочу особо выделить следующий факт, мой читатель. Для штатного разворачивания весьма сложного и многоступенчатого пищеварительного процесса необходимо получить от мозга определенный, назовем его «включающий», сенсорный сигнал. И желудок начнет готовится к процессу переваривания того, что еще даже не попало в рот!
Есть сигнал — во рту запустится выделение слюны, и одновременно клетки желудка будут продуцировать первые порции пищеварительных соков. Этот сок И.П. Павлов называл «запальным соком». Нет этого сока — все в желудке идет не по плану, даже если туда по каким-то причинам попала совершенно съедобная и полезная еда.
Тут впору нам вспомнить подопытных собачек, на которых изучали влияние имбалансных помоев. Не забыли, как пытливые ученые заливали их прямо в желудок через зонд? И при этом они рассчитывали отследить, включится ли у бедных животных механизм эндогенного пищеварения/
Думаю, они просто не учитывали в планировании своих опытов, что для нормального переваривания белков в желудке, необходимо вначале запустить этот процесс из глубин мозга. А это вряд ли происходит, когда они кошмарят своих подопытных животных.
К месту отмечу, что у людей «запальный сок» может вырабатываться и при воспоминании о предстоящем приеме пищи. А теперь ответь мне на вопрос. Сколько раз в день ты сталкиваешься с информационными месcеджами, заставляющими подумать о еде? А запахи потенциальной пищи, которые окружают тебя в магазинах, кафе, да просто на улице! Мир кричит тебе: «Вот еда! Съешь ее! И вот еще еда!»
И в условиях такого прессинга ты рассчитываешь, что у тебя все еще нормально функционирует механизм переваривания эндогенного белка? Не уверен!
Очень толстый человек встречается на улице с очень худым. Толстый говорит худому:
— Глядя на тебя, кажется, что еды в мире совсем нет!
Отвечает худой толстому:
— Глядя на тебя, я понимаю, почему.
Какой выход? Зашить себе нос и рот?
Продолжение следует…