Все мы слышали о гениальных людях с выдающимися способностями. Оказывается, есть секрет, который помог каждому из них достигнуть таких высот. О том, что этот секрет и как его использовать, в новой статье.
В повести «Пиковая дама» Пушкин устами героя раскрывает свой главный секрет гениальности:
Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!
К сожалению, как во времена Пушкина, так и сегодня особенно популярна идея «таланта от рождения». Якобы выдающиеся способности можно развить, только имея задатки с детства.
С такими мыслями ещё в школе дети отказываются посещать кружки по интересам. Ведь к развитию в себе дополнительных способностей, как их убеждают, должна быть предрасположенность. Но ведь в школе каждого из нас учили читать и писать, тогда почему не все способны быть успешными музыкантами или спортсменами?
Замечательным примером того, что является настоящим источником таланта, является история педагога Ласло Полгара.
У Полгара и его жены Клары есть три очаровательные дочери. К тому времени, когда пришло время отдавать первую из них в школу, Ласло был увлечён исследованием биографий выдающихся людей. Там он почерпнул идею о воспитании и развитии дочерей на дому. И ни одна из них так и не пошла в школу.
Что же стало с девочками?
Сьюзен, Софи и Юдит, так зовут его дочерей, стали международными шахматными гроссмейстерами. Самая младшая из них – Юдит, единственным в мире суппергроссмейстером-женщиной, обыграв в том числе Анатолия Карпова, Гарри Каспарова и Магнуса Карлсена. На троих сестры Полгар знают более 10 языков.
Ласло сформулировал и доказал очень простую формулу развития таланта, которая состоит из 3 частей:
- Усердие. Нужно посвящать своему любимому делу достаточно много времени, чтобы достичь впечатляющих успехов (вспомним теорию 10 000 часов).
- Системность. Просто бренча на гитаре, через 10 000 часов вы станете выдающимся бренчателем. Нужно развиваться системно.
- Любовь. Полгар с детства заразил девочек любовью к шахматам, которая вылилась в чемпионские титулы.
Если быть до конца откровенным, то венгерский педагог не совсем совершил революцию в обучении, а лишь повторил эксперимент, который провёл со своим сыном скрипач Иоганн Георг Леопольд более 200 лет назад. К 6 годам его сын обладал выдающимися способностями к музыке. Весь секрет был в его любви к инструменту, профессиональному подходу отца, и конечно, в 3600 часов практики (по современным подсчётам). Фамилия мальчика была – Моцарт.
В каждом из нас есть талант, который ждёт того, чтобы его раскрыли. Для этого необходимо не просто увлекаться, но любить то, что делаешь. А в этом может помочь только разумный подход и практика, много практики.
Я убеждён, что нет удачи, которая позволила бы человеку быть талантливым от рождения, но есть другая удача, суть которой очень точно сформулировал Томас Джефферсон:
Я верю в удачу; чем больше я работаю над собой, тем удачливее становлюсь.