Существует впечатляющий тип женщины, величие которой состоит в том, чтобы, оставаясь вне публичности и всеобщей узнаваемости, тихо и незаметно подпитывать могущество своего партнера. Именно к таким незаменимым помощницам, дающим необыкновенную силу своим мужьям, относится наша героиня — Вера Набокова.
Она видела себя женой-подругой, помощницей, матерью. В том, что счастливую пару «Владимир и Вера Набоковы», а также «гения Владимира Набокова» в значительной степени создала именно способная и терпеливая Вера Слоним, уверены очень многие. И прежде всего сам Владимир Набоков. По сумме качеств и действий Вера поистине обладала уникальной стратегией, отличительная характеристика которой динамичность.
Ведь разве не примечательно, что даже принятый в литературном мире, но не признанный повсеместно Владимир свой первый роман «Машенька» завершил через год после женитьбы (да и начал его лишь после оформления отношений с Верой). А затем в течение последующих 11 лет он написал 8 романов, и многие красочные эпизоды ему «подбросила» именно жена. «Без жены я не написал бы ни единого романа», — честно признавался Владимир Набоков.
Она рассмотрела в нем перспективность, а нехватку душевной гарантии рискнула восполнить собственной внутренней силой. В тяжелые, почти нищенские берлинские годы начального периода совместной жизни с Набоковым Вера не только работала стенографисткой во французском посольстве и адвокатском бюро, но и успевала учиться и даже давать уроки сама.
В этот период она балансировала на грани риска, — отдавая себя всю, почти жертвуя собою ради литературной реализации мужа, она едва ли не походила на Татьяну Михаила Булгакова. Но если Татьяна Лаппа, которая никогда не занималась собственным развитием, быстро истощилась, духовно исчерпалась и стала Булгакову неинтересна, то Вера ничуть не теряла своей силы и интеллектуального соответствия. Она не просто трудилась с мужем на равных, а жила с ним в одном ритме вибраций.
Ее ежедневного ободрения хватило, чтобы Набоков произвел на свет шедевр. Именно так она и твердила, запрещая Владимиру заниматься переводами, ибо он предназначен для шедевров. Приход в его жизнь Веры ознаменовал не просто стабильность, но отвлечение от импульсов, соблазняющих многих молодых людей и уводящих их от цели к сумбурному непостоянству. Взамен им он получил весомый капитал, составленный из двойного интеллекта.
Что же приоткрывает нам Вера? Ее «работа женой» на самом деле была не из легких. Она умело, бескомпромиссно вела переговоры с издателем, а для этого следовало отменно знать множество юридических нюансов. «Миссис Владимир Набоков» пристально следила за соответствием переводов и даже выучила ради этого еще один иностранный язык. Она, кроме того, взяла на себя все заботы о доме, о переездах, о вождении автомобиля, наконец. Вера была более чуткой к миру и изменениям в нем, — именно она нашептала мужу, что нечего делать за границей писателю русскоязычному — следует переходить на английский. В результате первый роман на английском Владимир Набоков начал писать еще в эмигрантском Париже.
Специалисты по творчеству Набокова утверждают: образ «недоступного, недостижимого» писателя создала именно Вера. С ней Владимир Набоков просто не мог не победить. Когда через 12 лет после мужа Вера Набокова отошла в мир иной, «Нью-Йорк Таймс» назвала ее многозначительно: «жена, муза, агент».
Вера Набокова оставалась всегда только лишь женой и помощницей, хотя многие утверждали, что она могла бы сама стать недюжинной писательницей и даже составить Владимиру конкуренцию. Не стоит гадать об этом, — она сама избрала роль. И доказала, среди прочего, что такая судьба ничуть не менее почетна, чем у самостоятельных и почти всегда одиноких женщин, спорящих за успех с мужчинами.
Читайте по теме: