Думать на бумаге надо так, чтобы твои мысли были понятными для других. Если условиться, что пишу я нон-фикшн, то есть не художественные посты, то можно вывести несколько правил для хорошего текста.
Писать — это работа. Нужно много писать, переписывать и уметь выбрасывать лишнее.
Если хотите писать длинными фразами, будьте гением
Понимаешь, работа? То есть муза, вдохновение и озарение — это не про нон-фикшн. Тут надо вкалывать, перечитывать-переписывать и доводить до совершенства. Главный принцип — чем проще, тем лучше. А глаз должен быть наметан, чтобы уметь определять штампы, шаблоны, банальщину и бесполезные слова. Определять и избегать их.
Писать — значит демонстрировать свое эго — смиритесь с этим, и пусть его энергия движет вашим пером
В конечном счете продукт, который предлагает писатель — это не тема, о которой он пишет, а он сам. Стиль должен быть узнаваемым, независимо от темы, а эго писателя должно придавать импульс всему творческому процессу. Но важно, что эго — хорошо, а эгоизм — плохо.
Вы всегда пишете в первую очередь для того, чтобы угодить себе самому, и если вы получаете удовольствие от своей работы, то его разделят с вами и читатели, для которых имеет смысл писать. А отставших тугодумов жалеть нечего — они того не стоят.
Сильное заявление. Настолько же сильное, насколько сильным должен быть автор, чтобы критически относиться к своему материалу и признавать дерьмище — дерьмищем.
Основные принципы понятны, но и есть и более практичные рекомендации.
Вопросы, на которые нужно ответить перед стартом
- В какой роли я собираюсь выступить перед читателем? (Репортера? Поставщика информации? Обычного человека?),
- Какое лицо и грамматическое время я выберу? Какой стиль? (Безлично-репортерский? От первого лица, но официальный? Или от первого лица и дружески-непринужденный?)
- Какой будет моя позиция по отношению к материалу? (Неравнодушие? Отстраненность? Осуждение? Ирония? Мягкий юмор?),
- Каков мой главный тезис?
Также есть правило по использованию сильных слов:
- Везде, где это возможно, старайтесь обходиться без пассивных конструкций.
- Глаголы — самые важные из ваших инструментов.
Знаешь, как будет глагол на украинском языке? “Дієслово” — дословно это можно перевести как “действует слово”. Пускай слово работает на автора.
Но и владеть базовым набором методов написания недостаточно. Если читают не твой текст, а тебя, то нужно создавать свой стиль, и есть правила для постановки голоса автора.
Вот, как делать нельзя. Нотки, которые оскорбляют слух: небрежности, снисходительности, банальности.
А вот как нужно. Читатель должен чувствовать, что писателю хорошо. Даже если ему плохо.
Писателю хорошо, когда он уверен в материале и уважает читателей. Уверенность должна быть бескомпромиссной, а идеи понятны и однозначны. Об этом говорят: «Когда справляешь нужду, старайся хотя бы не обмочить обе ноги сразу».
Для меня перечисленные правила и рекомендации были очень важны. Многого я не знал, многое мене приободрило.
Главное, что следует сказать о точке, — это то, что многие писатели добираются до нее чересчур медленно.
Я добрался.
PS. Все цитаты и мысли взяты из книги Уильяма Зинсера “Как писать хорошо: Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов”. Я ничего не написал про особенности жанров, для которых в книге отведен целый раздел. Рекомендую всем прочесть хотя бы главы про деловую переписку и юмор. Это будет полезно всем, а не только начинающим писателям.