Или так: входишь ты такой в комнату с огромным дубовым столом посередине, а на столе лежат две толстые-толстые книги. Диссертации! Одна по физике, с названием ещё таким многообещающим: «Нелинейные неравновесные явления вблизи края собственного поглощения света в прямозонных полупроводниках». Другая по биологии: «Особенности биологии мидии mytilus edulis в акватории кандалакшского залива». И ты такой подходишь к столу, к той книге которая побольше, открываешь так небрежно посередине и начинаешь читать. Читаешь-читаешь, секунд так 50, и вдруг захлопываешь эту самую диссертацию, и говоришь: «Что за чушь!». И вторую диссертацию открываешь так, читаешь-читаешь, секунд может 40, и то же самое: захлопываешь, со словами: «Ну полная ерунда!». А сам ты водитель трамвая к примеру. Или программист. Или бухгалтер. И довольный такой произносишь: «Авторов диссертаций надо вон из академии. Мой охламон и то умнее пишет!.. Чушь да и только!» И довольный такой идёшь дальше суп есть. Ну или пюре с селёдкой. Тоже очень вкусно. И компот на третье. Как тебе такой вариант?
Чтобы понять диссертацию по физике, нужно в детстве ходить в кружок «Юный физик», потом хорошо учиться в школе, потом в университете на физика, потом ещё учиться, и только тогда ты, может быть, поймёшь о чём было написано в диссертации, если тема совпадёт с твоей. И то же самое про биологию. И то же самое про искусство. Нужна подготовка. Подготовка твоего восприятия.
Чтобы понять, что хотел сказать Матисс, нужно долго рассматривать разные картины, пробовать рисовать самому, всматриваться и вчувствоваться. Может, картины Матисса заговорят с тобой, и ты увидишь их гармонию и услышишь, что хотел сказать Матисс. А может быть ты совсем другой, и совсем другие картины будут говорить с тобой.
Невозможно просто поднять глаза на какую-то картину, и сразу всё понять или прочувствовать. И не нужно чувствовать себя виноватым, если тебе не нравится общепризнанный шедевр. Скорее всего, большинству людей он тоже непонятен, но стереотипы перекрывают чувства.
Ренессанс, Маньеризм, Pop Art, Art Deco, Art Nouveau, Abstract Expressionism, Cubism, Art Deco, Post-Impressionism, Impressionism, Pre-Raphaelite, Surrealism, Avangarde — это всё разные способы выражения себя, и совсем не обязательно эти названия знать, что бы чувствовать картины или творить. Наоборот! В начале нужно смотреть и пытаться чувствовать, а уже потом получать сведения о картине, чтобы не отвлекали от энергетического контакта. И очень важно это делать именно в таком порядке.
Есть такое лечение с помощью искусства или творчества — арт-терапия. Так вот чтобы получить диплом арт-терапевта, нужно вначале стать художником, а уже потом терапевтом. Иначе не работает.
Как только вы получаете логическую информацию об изображении перед вашими глазами, вы не можете «подключиться» чувствами к этой картине, если не использовать специальные тактики по «отключению» своего логического мышления.
Книга «Художник внутри вас» Бетти Эдвардс описывает механизмы нашего восприятия и приводит несколько примеров по «отключению» логического сознания и вхождение в творческое. Мой курс — это на 60% методика Бетти Эдвардс. Это просто. Это — для всех! «Менеджер, учитель, писатель, инженер, студент — любой человек способен разбудить в себе мощную силу творческого потенциала, если займется рисованием. Не требуется иметь особый талант художника. Не надо обучаться графике или живописи много лет. Рисуйте так, как можете. Рисуйте больше! Тогда вы приобретете умение по-новому взглянуть на все точки приложения каждодневных забот и эффективно решать все проблемы», пишет Эдвардс.
Вначале нужно творить. Выпускать из себя всё, что рвётся наружу. Честно делать то, что хочется. Все оценки, классификации, определения — это всё вторично. Не важно, как это назовут и классифицируют, важно — выразить себя. Есть только ты и твоя потребность творить.
Не знаешь с чего начать? Жми на картинку, я подскажу.