В начале моего профессионального пути одной из моих обязанностей было написание статей. Для тех, кто в поиске своего авторского стиля и техники написания, хочу с Вами поделиться своими наблюдениями и наработками.
Еще со школьной скамьи у меня очень хорошо получалось пересказывать тексты и давать свою интерпретацию событиям. Прекрасно помню те моменты, как перед урокaми литературы, все собирались вoкруг и выслушивали краткое содержание того или иного произведения. Мне нравилось и то, что меня слушают, и то, что я могу дать информацию в таком виде, что учитель и не заподозрит, что кто-то и вовсе не читал.
Но писать сочинения мне было уже сложнее. У нас дома была огромная библиотека, кроме того, у меня был доступ к учебникам критики, которыми и сами учителя пользовались. Огромный объем информации искусно обволакивал меня в свои сети. Я погружалась в процесс глубинного изучения всех доступных мне материалов, забывая о главном. В конечном итоге, не успевая проработать по времени всего запланированного, я просто копировала определенные куски текста, переделывая некоторые предложения на свой лад.
Изменить ситуацию и поверить в себя заставил лишь случай. Однажды кто-то из учителей заболел, и нам поставили два внеплановых урока литературы, а точнее, дали писать сочинение на определенную тему. Выбора не было, кроме кaк взять портфель и сбежать с занятий. И что Вы думаете, мое сочинение было одним из лучших!
Учительница зачитала его перед всем классом. Но в моей бочке меда похвалы была и ложка дегтя. Кто-то из одноклассников высказался, что, мол, я знала заранее, что будет такое задание и была подготовлена. Тут уже сыграл со мной злую шутку мой статус. Но главное, что я в себя поверила, что я могу, и что получившись однажды, получится и опять.
Будет не честно по отношению к Вам и себе, если я напишу, что с тех пор я пользуюсь исключительно своими наработками и мнение других меня не интересует. Это не так. Я закрепила этот успех в своем сознании. И он стал побудительным стимулом на тот случай, когда уж мне совсем не хотелось письменно выполнять творческие задания.
Картина повторялась и при обучении в Академии. Только я списала у кого-то материал, оценка была низкой, когда хоть как-то полагалась на свои силы — соответственно, и результат был лучше.
Апогеем была ситуация, когда мне пришлось сесть за написание моей первой статьи. По старой привычке, я обложила себя книгами и другими подручными материалами. И слепила из того что было. Потом в редакции я получила обратную связь на свое творчество.
По мнению редактора, была лишь одна фраза из целого текста, которая реанимировала мою статью. Он отметил то предложение, которое было действительно 100% моим. Почему так получилось, ответ прост. На то время у меня не было стимула писать на полную мощность. Работала установка: и так прокатит.
Выкладываться на максимум не имело особого смысла, ведь те статьи несли лишь формальный характер. Надо было заполнить пустоту. Так сказать «для галочки». Скорее всего, такое мировоззрение было лишь в моей голове. Не было понимания на тот период, зачем это мне на самом деле нужно. Я не воспринимала эти ситуации как возможности для собственной самореализации, через письменное слово заявить о себе.
B таком опытe есть и свои плюсы. Я набила руку, переписывая чужие интересные мысли. Пришла осознанность, что я тоже хочу и смогу так писать.
Самый известный копирайтер, Гери Хэлберт, по этому поводу сказал, что переписывая продающиеся тексты, можно стать мастером, но копирайтинга.☺
Такая перспектива не особо радовала. Ho как говорится: Рим не одним днем был построен.
Чтобы искоренить свои старые привычки, я начала интересоваться, как же развивались творческие навыки у наших классиков. У моего любимого писателя я нашла ответ на свой вопрос. Н.В. Гоголь сам творил по этой системе и советовал ee другим.
Система работы Н.В. Гололя
- Набросать черновик. Не важно, насколько все сыро и неполноценно. Важно лишь написать ВСЕ и отложить тетрадь.
- Через некоторое время достать ее и перечитать. Так можно увидеть, что в тексте лишнее, а что ему не достает. На полях сделать все необходимые поправки. Тетрадь вновь отложить.
- Опять перечитать ее и сделать новые пометки. Повторить так несколько раз.
- Когда уже не остается места для дальнейших правок, весь текст переписать заново, учитывая все сделанные правки. В процессе письма появляются новые озарения, появляется желание что-то убрать, что-то добавить. В голове сами рождаются слова, которых раньше нельзя было найти. Вновь отложить тетрадь и переключить мозг, заняться каким-то другим делом. Наступит время, когда желание продолжить возникнет само.
- Тогда вновь перечитать текст и сделать правки. Фактически, надо повторить все предыдущие 4 этапа. Когда тетрадь будет заполнена, вновь переписать ее. В этот момент чудо–фразы станут точнее, рука начинает двигаться увереннее, а смысл написанного выглядит тверже.
Гоголь переписывал свои шедевры по 8 раз. Дорабатывая текст таким образом, он оттачивал свое мастерство. Как гласит народная мудрость: Совершенству нет предела.
Благодaря новым технологиям, можно адаптировать к современным условиям и эту систему написания.
Почему же так важно откладывать написанный текст?
Когда Вы что-то написали, все настолько свежее, что трудно делать какие-либо исправления. Вычитывая сразу такой материал, в памяти настолько еще все ярко, что внутренний критик не в силах дополнить что-либо. Текст помнится, даже не читая полностью всего предложения от начало до конца. Потому нужна между поправками хотя бы ночь сна, чтобы личные эмоции, ощущения осели. Утром уже более объективно оцениваешь то, что написано днем ранее.
Есть еще маленькая особенность, которую рекомендует Игорь Афонин:
Слово, написанное перед сном, действует на сознание и подсознание в 100 раз сильнее, чем слово, услышанное, прочитанное или сказанное.
Информация, которая попадает в мозг последней, считывается как самая важная, потому ее проработка будет приоритетной. И мы с уверенностью можем рассчитывать на новые идеи для своего творчества. Надо только быть подготовленными к ответам на запрос: успевать фиксировать ход интересных мыслей, ведя аудиозапись или рукопись.
Принято считать, что писатели творят только в порыве вдохновения. Так можно ожидать благосклонность своей Музы годами, и ссылаясь на ее отсутствие, вообще ничего не делать. Лично я сторонница мнения Николая Островскoго, что «вдохновение приходит во время труда“.
Этот тезис так же соответствует первому пункту системы работы Н.В. Гоголя. Начните просто записывать свои мысли, даже если поначалу выходит каламбур. В итоге все нужные пазлы объединятся в общую картину.
Эти простые истины, хотя и маленькие детали, но очень важные. Самое главное, чтобы Вы сами испытывали удовольствие от того, что Вы делаете. Написание текстов — это такой же навык как и все остальные. Как говорил Кэлвин Кулидж, 30-й президент США:
Ничто не может заменить настойчивости: ни талант — нет ничего более обычного, чем талантливые неудачники, ни гениальность — гений-неудачник уже вошёл в поговорку, ни образование — мир полон образованными изгоями. Всемогущи лишь упорство и настойчивость.
Записывайте свои мысли, ведите блокнот идей. Попробуйте сформулировать хотя бы один абзац в день из 5 предложений, в поддержку одной своей идее. В последствие, нагрузку можно увeличить. Такая практика поможет в дальнейшем при написании чего-то более существенного.
Cовершенство приходит только с опытом. Ведь этап Пробы Пера у нас у всех уже позади. Мы дебютировали при написании сочинений в школе, писем друзьям или ведении личных дневников.
Вспомните свои первые шаги в творчестве и разрешите себе пробудить свои скрытые таланты! Действуйтe!