Частная жизнь Льва Толстого и Софьи Берс тем и примечательна для любого строителя собственного семейного счастья, что она многими описана подробно, придирчиво и предельно достоверно. Прежде всего, самими Львом Николаевичем и Софьей Андреевной в интимных дневниках, а уж затем – великим количеством исследователей, а также лицами из окружения известной семьи. Но само по себе ведение дневников уже есть проявление боязни быть непонятым, высказывая вслух те или иные мысли. И это сразу же свидетельствует о шаткости любви и сомнительности взаимного душевного проникновения супругов.
Начинали они создавать семейное поле с завидным усердием. Еще пять последующих лет шаткое, построенное на иллюзиях согласие медленно и неотвратимо угасало, натыкаясь на духовный разлад и существенные противоречия в понимании самого мироздания. Наконец, оставшиеся годы из почти полувека совместной жизни отражают скорее муки терпения женщины, крен мужчины к почти полной отрешенности и общий фатализм движения семейного корабля. Не напиши Лев Толстой бессмертных произведений, современники, верно, считали бы его сумасшедшим.
Писатель смотрел вовне, постигая жизнь Вселенной, стремясь расшифровать предназначение человека, и легко игнорировал душевные переживания близких, в своей одержимости творчеством слишком мало интересовался даже собственными детьми. Горизонт же Софьи Берс ограничивался внутренним миром семьи, переживаниями о здоровье потомства и никогда не выходил за пределы обывательского мирка.
Софья Берс не была готова ни к роли принцессы, ни к тому, чтобы сделать своего мужа королем. Вернее, поделать она ничего-то и не могла, так как муж намеревался стать королем самостоятельно, без ее помощи и участия. У нее, конечно, был выбор: или радоваться своей жизни как помощницы, или заняться собственным проектом.
Впрочем, для второго она была слишком ограничена, и ей пришлось бы потратить годы – нет, не на получение знаний, а чтобы расколдовать себя и снять убийственное притяжение патриархального мира. Она вынужденно признала навязанную ей роль, смирилась со своим положением задавленного монотонной работой подмастерья, не доросшего до уровня мастера и друга.
Есть ли уроки для отважных оформительниц своего семейного счастья из этой довольно печальной семейной истории?
Тринадцать детей, реальный смертельный риск каждых новых родов, растущее отвращение к физической близости с мужем. Необходимость воспитания и обучения детей – при определенной отстраненности мужа. Почти полное непонимание творческих исканий своего избранника – при более чем сомнительной возможности догнать почти вдвое старшего на момент создания семьи мужчину. Наконец – и это, может, самое главное – отказ мужчины впустить жену в свой духовный мир, дать шанс дотянуться до творческого партнерства. Читай также: Как простить измену мужа? Первый урок состоит в необходимости четкого моделирования своей роли: всегда можно понять и решить, стоит ли принять уготованную воображением будущего мужа роль. Женщина должна знать два дополнительных к семейной жизни правила:
- она должна стать кем-то в социально-психологическом плане
- она должна четко осознать, кем именно желает стать
И если женщина собирается стать в жизни кем-то, уделить внимание собственной личности, а не растворить себя в личности авторитетного мужа, ей вряд ли подойдет роль безропотной помощницы.
Второй урок связан с риском изначально разного миропонимания. Когда и цели, и ценности слишком очевидно отличаются, женщина может либо довольствоваться безликостью помощницы, ободряющей мужа, вскармливающей потомство, либо искать себе другую партию.
Печальный опыт Софьи Берс отчетливо свидетельствует: для произведения мужа в главнокомандующие вовсе не обязательно тянуть лямку одного из солдат. Гораздо приятнее и весомее исполнить роль первой и главной советницы, открывая те возможности, которые жадно взирающие только на цель мужчины очень часто выпускают из виду.