Действительно, где живет это чувство? Хорошо бы знать точный адрес, чтобы «заходить туда, когда нужно». Это ли не мечта любого поэта или дизайнера? Ведь вдохновение подобно крыльям. Оно сродни влюбленности, поднимает и «вдохновляет» на творчество. Но точно так, как и влюбленность, вдохновение «нечаянно» появляясь, когда ему захочется, исчезает также «нечаянно». С тех незапамятных времен, когда люди себя открыли в творчестве, прошли века и эпохи, а вдохновение было и остается самым загадочным и непредсказуемым чувством.
И все же, где оно живет?
Для того, чтобы ответить, совершим небольшое путешествие…
Итак, Древняя Греция. Во времена Античности роль человека в творчестве сводилась к минимуму. Все, что приходило Творцу в голову, считалось делом рук муз, эфемерных созданий с Олимпа. Если древнему греку удавалось написать блестящий стих или сочинить красивую мелодию, это означало, что просто его посетила одна из девяти муз, дочерей Зевса. Если же автор ничем «не удивлял публику», считалось, что муза уже не благосклонна к своему избраннику. Или, как говорили позднее римляне, «Фортуна отвернулась». Поэтому греки с большим благоговением относились к тем, кто приносил им вдохновение, а значит и удачу.
Что для очей простых несбыточно, то вдохновенным оком поймем легко в экстазе мы глубоком.
В. Шекспир
Существовал целый культ. Музам посвящали оды, их восхваляли, рисовали и делали изваяния. В общем, древние греки осознавали эту мистическую связь между Творцом и вдохновением, и искренно поклонялись этой неведомой силе. Только в эпоху Возрождения этот покров загадочности спал. После столетий средневековья, когда человечество познавало новую религию во всех ее перипетиях, центром всего стал сам человек, как венец природы. И хотя сам термин Возрождение связан с возвращением древнегреческих идеалов, творцы новой эпохи уже не верили в эфемерных созданий. Они уже начинали верить в собственные силы, а источником вдохновения становились вполне реальные люди (Джоконда для Леонардо де Винчи, Лаура для Петрарки).
Постепенно роль интеллекта, знаний стала главным фактором на пути овладения мастерством. Люди все меньше верили, а все больше доверяли знаниям. С этим они и вошли в так называемую эпоху Просвещения. В более позднее время, с развитием психологической науки, представления об истоках творчества тоже изменились. Теперь исходя из открытий Фрейда и Юнга, все зависело от бессознательного. Именно неосознанное было двигателем в творчестве, по мнению этих психологов.
Фрейд утверждал, что акт творчества- это просто неосознанное превращение (сублимация) творческой энергии в сексуальную. Юнг считал, что творчество продиктовано образами коллективного бессознательного, откуда их, не осознавая, черпает творческая личность.
Что же до наших дней?
Психологи современности считают, что источником вдохновения для человека есть само творчество. Т.е. сам процесс доставляет столько радости, столько несравнимых переживаний автору, что он стремится его пережить снова и снова. На этой теории основано учение о «потоке», состоянии глубокого удовлетворения своей деятельностью. (М.Чиксентмихайи)
Остается вопрос, что же делать все-таки автору? Зависит ли что-то от него самого в творчестве? Если да, то что? Как быть с этим вдохновением, которое, несмотря на века человеческой эволюции, по-прежнему непредсказуемо?
Элизабет Гилберт, автор бестселлера «Ешь. Люби. Молись», так прониклась этой темой, что выпустила целую лекцию на эту тему (вы можете найти ее в сети). Более 4 миллиона просмотров говорит о том, что вопрос действительно интересен многим.
Выводы писательницы очень просты: все, что остается человеку-творцу, это …работать, работать, и еще раз работать, не ожидая особого участия свыше. Будет оно или нет, надо просто «делать свое дело», как говорит Гилберт. И с ней трудно не согласиться. В этой связи можно так же вспомнить слова Чайковского о том, что «вдохновения ждут только ленивые». Или еще одну народную мудрость: «На Бога надейся, а сам не плошай». Примерно так.
И все же я думаю, что у вдохновения есть адрес… Оно живет там, где есть «служение своему делу», где есть преданность своему делу, и вера, что то, что ты делаешь, меняет жизнь к лучшему. Когда это есть, и при этом присутствует бескорыстная и неподдельная увлеченность, вдохновение непременно находит нас. Потому что оно не может быть равнодушным к истинным порывам человеческого духа. Оно приходит и окрыляет. Оно всегда рядом, там, где огонь наших истинных помыслов и стремлений.
Удачи и успехов в творчестве!