На страницах скетчбука или творческого дневника можно радоваться, экспериментировать, рефлексировать. В книге «Акварельный скетчинг» Феликс Шайнбергер раскрывает секреты цвета и рассказывает, как вести скетчбук, делится хитростями и подсказывает интересные приемы работы с акварелью.
Живопись, акварельное творчество в дневнике дают множество прекрасных возможностей и бонусов для его обладателя. Прочитайте эти шесть причин, зачем вести творческие дневники, и вы тоже захотите взяться за краски и кисти.
1. Краски делают жизнь ярче
Наш мир — это мир цвета. Оранжевое манго, зеленый лес, белый снег. Целая палитра всевозможных оттенков. Но практически у всех природных цветов есть минус — они тускнеют или исчезают вовсе. Осенняя яркая листва опадает, снег тает, манго тускнеет… Краски дают возможность сохранить жизнь, передать все оттенки, отразить впечатления на бумаге.
2. На страницах дневника можно найти свой стиль
Дневник подразумевает многократное обращение к нему. Можно выполнять упражнения, оттачивая мастерство. Уже через несколько страниц вы будете понимать себя лучше, определите, какие цвета и сюжеты — ваши. а какие вам чужды.
Берите простые будничные сюжеты и рисуйте так, как подсказывает вам интуиция. Перерисовывайте, дорабатывайте, украшайте! Так и находится свой стиль.
Иллюстрация из книги
3. Дневники учат принимать решения
Взявшись за карандаш или кисть, вы сначала должны продумать композицию, месторасположение объектов на бумаге, заранее задуматься о цветовой палитре. Будет обидно, если этот прекрасный круассан не влезет на страницу. Поэтому вы вынуждены думать на несколько шагов вперед. А еще лучше — представлять конечный результат.
А дальше двигайтесь в направлении, которое сами избрали. Больше синего? Больше желтого? Это ваша картина, и вам решать, что будет на ней изображено.
Художники выдумывают целые миры и заполняют их объектами. Этот процесс включает множество мелких решений: мы выбираем цвет свитера или машины, размер элементов, важность цветов и форм.
4. Дневник учит наблюдательности
Наши представления о мире отличаются от реальности. Мы уверены, что на зеленых веточках висят красные вишни, и рвемся изображать их именно так. Но в таком случае вишни на нашем рисунке покажутся пластиковыми. Это частая ошибка начинающих художников — они пишут объекты такими, какими их себе представляют, а не такими, какие они есть на самом деле. Научиться видеть как художник — уже полдела.
Если присмотреться, мы увидим, что облик цвета зависит от игры света и тени. Красная вишня не просто красная. Возможно, там, где кожица уходит в тень, следует добавить фиолетового или черного. А зеленый лист не просто зеленый; на самом деле он отражает окружающие цвета — неба, ствола дерева и самой вишни. Если применять эти наблюдения за реальностью при создании картин, те заживут своей жизнью, станут правдоподобными и гармоничными.
5. В дневнике — простор для самовыражения
Никто не заставит вас использовать именно те цвета, которые вы видите. Это одно из преимуществ живописи перед фотографией. Конечно, вам захочется усилить структурные элементы эскиза. Но все, что вы рисуете, — не просто внешняя оболочка и тип поверхности. У каждого кресла своя история, каждый пейзаж может передавать настроение.
Логично подчеркнуть и сюжетные элементы, и цвет отлично для этого подходит. Пусть цвета о чем-нибудь скажут. Вопрос лишь в том, какое значение вы вкладываете в цвет. Возможно, сделав какой-то оттенок ярче, вы зафиксируете зримую истину, которую не могла бы передать фотография. Ваш скетч состоит исключительно из обрывков впечатлений.
6. В дневнике можно расслабиться
Чем бы вы ни занимались в дневнике — вы можете расслабиться во время этого занятия. Ведь дневник предназначен только для вас. Если вы будете думать о том, как создать шедевр, то вы рискуете никогда не приступить к рисованию. Нужно отрешиться от всего и относиться к рисованию в дневнике, как к хобби и арт-терапии.
Пишите для себя. Если вы не захотите, никто не увидит ваших художеств. На утренней пробежке в парке вас не сопровождают зрители и операторы, а вы не обязаны бить рекорды. Старайтесь, чтобы процесс рисования в дневнике доставлял удовольствие. Вскоре вы поймете, что лучше всего у вас получаются красивые, легкие картины, когда вы не стараетесь писать красивые, легкие картины.
По материалам книги «Акварельный скетчинг».