Считается, что порядок – это всегда хорошо, а хаос – всегда плохо. Это одно из тех заблуждений, благодаря которым добрую половину XX века человечество страдало от репрессий, застоя и войн. На самом деле, в основе любого творческого поиска, открытия, инновации находится беспорядок. Новое может рождаться только из хаоса – из непредусмотренного, неожиданного несоответствия привычному. Разумеется, в условиях абсолютного беспорядка это «новое» не имеет возможности закрепиться и принести пользу; поэтому между хаосом и порядком нужен баланс. Но без доли беспорядка прогресс останавливается полностью.
Павел Дуров
Проанализировав свое многолетнее творчество, я обратил внимание на одну интересную особенность в создании хореографических и режиссерских работ. Копнув поглубже в прошлое, когда помимо хореографии я еще занимался изучением игры на гитаре или писал сценарии для команды КВН, я осознал некую особенность, присущую мне с ранних лет. Хочу поделиться с тобой наблюдениями, связанными с этой специфической чертой творческого ума. Уверен, это будет очень полезно.
Итак, я заметил, что с раннего детства, еще на уроках украинской и зарубежной литературы, испытывал дискомфорт, когда от меня требовалось составлять план произведения или писать сочинения в хронологическом порядке событий.
Почему-то это доставляло мне полное ощущение тоски и неудобства, поскольку в любом виде творческой работы у каждого человека имеются любимые и нелюбимые части, отрывки, главы и так далее. Так вот, я всегда начинал писать или обсуждать именно те отрезки, которые мне понравились больше всего, а уже потом переходил к оставшимся частям — средним по произведшему на меня эффекту или совсем неинтересным (если их не удавалось исключить вовсе).
Творческая личность не только чтит иррациональное в себе, но и лелеет его как наиболее обещающий источник новшеств в своих собственных мыслях. Она отвергает требования общества таить в себе все примитивное, неокультуренное, наивное, магическое, абсурдное.
Фрэнк Баррон
Так я рос, и в каждом своем деле проявлял эту особенность. Хоть и не славился тем, что мог уйти с неинтересного фильма или перестать читать неинтересную книгу (сейчас уже могу и это).
На сегодняшний день эта особенность переросла в определенный стиль работы. Я, словно пунктирной линией, вырисовываю отрывки из общего сюжета. Берусь за наиболее вдохновенные части, потому что они меня интересуют в данный момент времени. Я считаю, что лучше начать с конца, если «прет», а не скучно придумывать и страдать, «рожая» начало проекта.
Когда вырисовываются яркие отдельные конгломераты будущего проекта, я сперва небрежно соединяю их, будто эскизной линией на холсте общей нитью. Получается своеобразная гирлянда с явно выраженными отдельными участками и не совсем непонятными переходами. Затем ищу интересные решения в связке этих составляющих деталей.
Ассоциаций можно провести множество. Это напоминает азбуку Морзе или немецкий язык, в котором предложение выстраивается словно детали конструктора. Кстати, конструктор Lego — тоже яркий пример такой техники.
Преимущество в том, что такой путь позволяет создавать именно те места из общей работы, которые вдохновляют больше всего в данный момент времени.Таким образом, когда вырисовывается уже общая целостная линия, можно заметить необычность и уникальность творения, совершенно отличающегося от метода постановки в хронологическом порядке.
Даже если ты чувствуешь в этом нарушение некоторых установленных догм, все равно попробуй сделать следующее упражнение. Какой бы разновидностью творческой деятельности ты не занимался, попробуй нарушить порядок и начни создавать с конца или с середины — с любой части, перепрыгивая то вперед, то назад. Играй с временными рамками и последовательностью.
Допустим, в вашей работе будет 10 основных пунктов. Создай яркие сцены, которые отчетливо будешь видеть в своем воображении и материализуй их. Сначала сцену номер три, затем седьмую, потом вернись ко второй и придумай девятую.
Проработав бОльшую часть пунктов, попробуй «перетасовать колоду» и поменять местами то, что ты закрепил за определенными цифрами. Пусть девятка станет тройкой, а тройка — семеркой, что из этого выйдет?
— Девушка, что вы так плачете?
— У меня сумку украли…
— В ней наверное были ценные вещи?
— Нет.
— А что вы тогда плачете?
— В ней такой беспорядок! Мне так стыдно.
Экспериментируй! Это твое поле битвы, твоя карта острова сокровищ в твоем же мире! Только ты имеешь право диктовать правила!
Это упражнение помогает снять напряжение на первых этапах работы над любым проектом, так сказать стадия «с чистого листа». Ты просто начинаешь творить там, где тебе удобно и интересно, а груз ответственности не тяготит, тормозя процесс.
Найди в хаосе порядок. Тогда даже в повседневной жизни можно заметить логику в нелогичных вещах.