История о кашемировом пальто.
Ваша подруга собирается в магазин за новым зимним пальто и просит вас прогуляться с ней по магазинам. «Всего на пару часиков, но что тебе, сложно? А потом пойдем в кафе и отпразднуем обнову» — уговаривает она вас. Она долго выбирает, много меряет. Несколько раз возвращается к ярко-красному кашемировому пальто. Оно сидит на ней идеально, выгодно подчеркивает фигуру. Подруга все никак не решается сделать окончательный выбор и требует от вас помочь ей принять решение. Вы, уставшая, вспотевшая, мечтающая о кофе, начинаете ее уговаривать купить это потрясающее пальто: «Точно тебе говорю, не сомневайся, в нем ты выглядишь великолепно! Покупай!»
На следующий день оказывается, что муж вашей подруги, который давал деньги на покупку, да и все в его семье, не выносят ярких цветов. Подруга в слезах. Деньги выброшены на ветер. Кто виноват? Ну, конечно же, вы! Подруга обвиняет вас, с плачем обзванивает ваших общих подруг и рассказывает, какой вы нехороший человек.
По факту в этой истории подруга — «Жертва» не такая уж и жертва, а скорее опытный манипулятор, вешающий на других ответственность за свою жизнь. А сочувствия, скорее, заслуживаете вы — «Спасатель», которому в данном случае уготовлена участь козла отпущения, ведь в жизни так называемой «Жертвы» события развернулись не благоприятным для нее образом.
Как можно было поступить в этой ситуации по-другому? Можно было вернуть ответственность выбора подруге, вы могли перевести стрелки и сказать: «Давай отложим это пальто. А завтра заедешь с мужем, и пусть еще он выскажется, нравится ему этот фасон или нет. В конце концов, ведь именно он дает деньги на эту покупку», — разумный совет, который уберег бы и вас, и подругу от возможных проблем в ситуации с кашемировым пальто.
Эта история является иллюстрацией к модели нездоровых манипулятивных взаимоотношений, открытой в 1968 году Стивеном Карпманом, учеником Эрика Берна.
Стивен Карпман увидел три основные роли, которые люди часто используют в своих взаимоотношениях. Это роли Жертвы, Преследователя и Спасателя. А сама модель получила название Драматический треугольник или Треугольник судьбы.
Треугольник этого нездорового взаимодействия закладывается еще в детстве, по примеру того, как родители или значимые для ребенка люди, вели себя с другими людьми.
Идея Стивена Карпмана про три роли в отношениях очень удачно, легко и метафорично объясняет суть модели взаимодействия. Я рассказываю о модели своим клиентам, рисую треугольник, и это помогает наглядно увидеть и остается в памяти.
Игра в треугольник является манипулятивной, это не суть человека по жизни, это не сам человек, а это роль, которую он играет. И очень важно эту роль понимать. Ключевой идеей треугольника является игра с ответственностью – никто из участников ни за что не отвечает.
В жизни каждый человек может испытывать состояния, когда ему не хватает сил и ресурсов, когда он чувствует свою слабость и нуждается в помощи. В жизни много есть ситуаций, когда действительно нужно отстоять свои границы, когда нужно высказать свое мнение и пресечь чье-то опасное поведение. И в жизни точно есть моменты, когда нужно кому-то помочь.
Роли в треугольнике взаимозаменяемы. Жертва обычно приглашает в этот треугольник, она начинает либо уходить от Преследователя и просить о помощи Спасателя. Но проходит время, вроде как Спасатель помогает и вроде бы все должны быть довольны, потому что и Спасатель удовлетворяет свои потребности и Жертву вроде как спасают, но в какой-то момент Жертва понимает, что она не довольна, начинает обвинять Спасателя и тогда Спасатель становится Жертвой, а Жертва становится Преследователем. И начинается бег по кругу.
И этот треугольник судьбы – он закладывается с самого детства сказками, мультфильмами, детскими фильмами, и мы знакомимся в детстве с этими моделями поведения.
Стивен Карпман привел пример этого треугольника в сказке Красная шапочка. И в итоге Преследователь сам становится Жертвой Охотников.
Я думаю, у многих на слуху эти роли из мультфильмов — Том и Джери, Золушка, Ну погоди, О рыбаке и рыбке, Снежная Королева, Кот Леопольд, Маша и Медведь, Дед Мороз и Снегурочка, Про Волка и Лису, Аленький цветочек, Морозко, Про братца кролика и братца лиса, Жил был пес.
В разных культурах в разное время есть постоянные примеры сказочных героев и модели поведения, когда проявляются роли треугольника. И таким образом с самого раннего детства дети учатся играть в этот манипулятивный треугольник с перекладыванием ответственности.
Пролог: Тайна никейского престола. В тусклом свете свечей древнего собора тени плясали на стенах, словно…
В эксклюзивном туристическом клубе inCruises поняли, что для успеха важна не только работа с бизнес-тренером,…
Метод Вима Хофа — это уникальная практика, сочетающая три основных компонента: дыхательные упражнения, холодовую терапию…
Царь Соломон говорил: “Все в этом мире — пар паров”. Мысли — это как облака…
А вы знаете, что для вас - счастье? Не навязанное окружающими, сформированное стереотипами, а ваше…
Чтобы научить коучей алгоритму диагностической коуч-сессии и помочь им эффективно прояснять запрос клиента, предлагаю структуру,…