Первый роман — пожалуй, самая важная веха на пути каждого писателя (даже важнее первой публикации, говорю по опыту, и не только по своему!). Это период, наполненный открытиями, противоречивыми чувствами и яркими переживаниями.
Кто-то начинает ненавидеть первый роман спустя десяток других книг. Кто-то продолжает его любить. С уверенностью можно утверждать только одно: это прекрасный трансформирующий опыт, но порой мы наступаем на кочки, падаем и набиваем синяки.
Творческий коучинг: как писателю использовать «колесо баланса» для продвижения
Шрамы украшают, творческие шрамы в особенности, и каждый из нас должен пройти свой путь самостоятельно. Но с каждым днем начинающие писатели все чаще обращаются ко мне за советом.
Можно ли дать общие рекомендации, которые сэкономят вам шишку-другую? Думаю, что можно. Не люблю говорить «советы». Мне больше по душе слово «рекомендация», оно звучит не так категорично. Рекомендации основаны на личном опыте и на опыте моих клиентов и учеников. Берите, пробуйте, внедряйте и получайте результаты.
Начинающие писатели склонны думать, что им не хватает каких-то теоретических знаний. И, в общем-то, они правы. Скажу даже больше: с опытом вы будете возвращаться к этой мысли все чаще. После двадцати с хвостиком написанных книг я порой задумываюсь о том, что мне нужно подкрутить то, то и это. Но очень важно соблюдать баланс между потребляемой теорией и ее внедрением. 20 процентов теории, 80 процентов практики — внедрение полученной теории.
И еще один немаловажный момент, о котором многие забывают. Если учить теорию бездумно, потребляя все на свете, в голове у вас будет салат. Считаете, что вам не хватает знаний, связанных с созданием характеров персонажей? Работайте над этим и не прихватывайте по пути вагон и маленькую тележку информации об описании интерьеров и создании детективной интриги.
Возможно, я удивлю вас, но существуют писатели, которые недовольны своим стилем даже после нескольких книг. Их много, и я из их числа.
Важно разобраться с тем, что для вас важнее: писать красиво или рассказывать интересные истории, трогая читательские сердца. Если вам важнее второе, стиль всегда будет второстепенен. Но это еще не означает, что он будет плохим! Просто вы фокусируетесь на другом.
Кто-то думает, что стиль — это что-то, над чем нужно усиленно и упорно работать. И это правда. Но довольно глупо работать над стилем, жертвуя интересной историей (а красивая проза порой этим грешит).
Совершенствуйте свой стиль в процессе написания. Для этого не нужно делать сложные упражнения по несколько часов в день. Достаточно много читать (много разного) и рассказывать то, что вам действительно интересно.
Да, знаю, звучит ужасно. Пугающе. От одной мысли об этом у вас пропадает желание открывать рукопись. Но выкладка написанного очень важна.
Выкладывайте цитаты из написанного в Instagram и на Facebook, заведите страницу на литературном сайте. Мысль «вот буду писать лучше — покажу это публике» работает примерно так же, как откладывание самостоятельного вождения после того, как вы получили права. Чем дольше вы тянете и ждете подходящего времени, тем сильнее ваш страх.
Творческие люди советуют: 9 крутых навыков, которые меняют жизнь
99 процентов критических замечаний — так называемая вкусовщина. То есть, что понравилось, а что нет. Это бывает ценно, но в долгосрочной перспективе абсолютно бессмысленно. Давать по-настоящему ценную обратную связь умеет лишь один процент от всей массы критикующих. И отличить их от остальных очень легко.
Это то, что действительно нужно принять к сведению. Все остальное, как я уже сказала выше, — вкусовщина. Что до «не пиши больше» или «я бы так не написал» — вы поняли, в топку.
Я всегда выступаю за то, чтобы писатель как можно раньше понял, чье мнение для него является авторитетным. Вопрос простой: я хотел бы писать так же, как этот человек? Если вы отвечаете отрицательно, то этот человек для вас авторитетом быть не может по простой причине: он учит вас тому, что вам не нужно.
Писательство — очень консервативная сфера, где принято считать кого-то авторитетом только потому, что… подставьте свое. Я против такого подхода и считаю, что это личный выбор каждого. Кому-то не нравится классика. Кому-то не нравится Пауло Коэльо. И это нормально. Намного хуже слушать гуру, на которого вы не хотите быть похожим, только потому, что так делают все. Идите только за тем, чьему примеру хочется следовать.
Это нужно сделать как можно раньше, особенно если вы планируете заниматься писательством серьезно. У меня много материалов по писательской продуктивности, но главный совет заключается в следующем: пишите регулярно. В идеале — каждый день. Даже по одному абзацу. Даже по два абзаца.
Если бы мне кто-то дал такую рекомендацию, когда я писала свой первый роман, то сейчас у меня было бы уже сорок, а не двадцать книг.
Сделаю никогда: 5 причин, по которым мы саботируем творческие цели
Никогда. Никогда. Никогда. Сперва допишите первый черновик и только потом приступайте к правке. Первые романы затягиваются на много лет вовсе не потому, что у авторов нет опыта или писательского режима, а потому, что они постоянно шлифуют текст.
К слову, эту ошибку делают не только начинающие писатели. Как только вы поставили дату начала романа и написали первый абзац, ваша цель — завершить черновик, как бы ваш мозг ни соблазнял вас на «давай подправим вот это… и вот это…». Это тоже совет на миллион, за который я в свое время многое бы отдала.
Писательский мир делится на две группы.
У меня часто спрашивают: нужен ли первому роману план? И четкий ответ я дать не могу. Каждый решает сам. У плана есть свои плюсы и минусы. Если вы чувствуете, что вам комфортнее работать без плана, к чертям план. Если вы хотите, чтобы все было по полочкам — планируйте!
Утренние страницы: письменная практика для самопознания и успеха
Если вы планируете написать не одну и даже не две книги, важно понимать, что, условно говоря, приклеивает вашу попу к стулу и заставляет возвращаться к рукописям. Я называю это творческой точкой силы. Это ответ на вопрос «зачем я пишу».
Почему он так важен? На своем творческом пути вы будете переживать множество кризисов, и все они связаны с осмыслением сути ваших занятий писательским мастерством. Не буду вас обнадеживать: кризисы эти переживаются очень болезненно, как и любой трансформирующий опыт. Но если у вас есть внутренний стержень, тот самый ответ на вопрос «почему», творческая точка силы, то вы будете проходить через кризисы быстрее и восставать из пепла обновленными.
Я считаю, что этот ответ важно найти как можно скорее, в самом начале. И будьте готовы к тому, что он будет меняться со временем и опытом, что в принципе абсолютно нормально, ведь вы растете.
Я повторяла, повторяю и буду повторять, что любая творческая тусовка — невероятно токсичная среда. И, если профессионал может выжить в ней, правда, недолго и не без вреда для себя, то для начинающих она смертельна, и это не преувеличение.
Я была свидетелем множества печальных историй, случившихся «благодаря» творческому яду тусовок. Ищите круг поддержки, в котором не будет яда. А если не находите, создайте его самостоятельно. Так, как в свое время сделала я.
И, как бы вы ни относились к своему первому роману, помните: это то, что больше никогда не повторится. Так что получайте удовольствие и проживайте каждую минуту на полную катушку!
В эксклюзивном туристическом клубе inCruises поняли, что для успеха важна не только работа с бизнес-тренером,…
Метод Вима Хофа — это уникальная практика, сочетающая три основных компонента: дыхательные упражнения, холодовую терапию…
Царь Соломон говорил: “Все в этом мире — пар паров”. Мысли — это как облака…
А вы знаете, что для вас - счастье? Не навязанное окружающими, сформированное стереотипами, а ваше…
Чтобы научить коучей алгоритму диагностической коуч-сессии и помочь им эффективно прояснять запрос клиента, предлагаю структуру,…
Довольно часто можно услышать, что мелатонин называют ,,гормоном сна,, И действительно, основная функция мелатонина -…