Сделаю никогда: 5 причин, по которым мы саботируем творческие цели

Почему люди не могут годами написать книгу, нарисовать картину или записать песню, хотя мечтают об этом? В статье разбираем пять причин, почему прекрасные творческие цели не реализуются. 

Заканчивая тренинг «Новый код коучинга», я, как и другие коллеги-стажеры, должна была выбрать специализацию. После долгих сомнений я остановилась на творческом коучинге — работе с творческими людьми с использованием нестандартных методов вроде письменных практик и разнообразных визуализаций.

И один знакомый сказал мне: «Творческие люди к коучам не ходят, а остальные слишком заняты своей жизнью. И даже если имеют творческие цели, то постоянно их саботируют». Почесав в затылке, я подумала: что, творческие люди и вправду не ходят к коучам? Вот я, к примеру, хожу, и часто. И знаю других творческих людей, которые ходят.

А вот второй момент, по поводу саботажа творческих целей показался мне любопытным. Огромное количество людей саботирует творческие цели даже в тех случаях, когда они зафиксированы на бумаге.

Творческие люди советуют: 9 крутых навыков, которые меняют жизнь

Почему мы не реализуем творческие цели: 5 причин

Я выделяю пять основных причин, по которым прекрасные стремления вроде написать книгу, освоить рисование маслом или научиться шить кукол не реализуются годами.

1. Мы думаем, что творчество — это несерьезно

Мир здорово постарался для того, чтобы творческих людей считали ущербными. Чего только нам ни приписывают: и сроки заваливаем, и работу бросаем, и договоренности нарушаем. Потом наступила современность и принесла с собой слово «креативность», которое часто путают со словом «творчество». Давайте расставим все точки над i.

Креативность — это про способ мышления. Творчество — это про нечто более глубокое. Про естественную потребность человека создавать и продолжать вечную цепочку, запущенную Творцом в тот момент, когда появилась Вселенная. Творческий человек может быть креативным (к примеру, в бизнесе, если он бизнесмен). А вот креативный человек далеко не всегда является творческим.

Сложим все это и получим очевидный вывод: круто быть креативным и предлагать разнообразные решения, которые продвигают мир вперед. А вот быть творческим и жить в своем мирке с картинами и книгами и кучей других мечт непонятно о чем — совсем не круто. Это несерьезно. В детстве мы могли рисовать фломастерами на стенах, но теперь мы выросли, и это уже не про нас.

Для того чтобы понять весь абсурд подобных суждений, достаточно открыть глаза пошире и посмотреть вокруг. В мире полным-полно реализованных людей, которые сделали творчество своей профессией. У них есть деньги, слава, признание. Они прекрасно общаются с другими, заводят друзей, создают семьи. Думаю, ни у кого не повернется язык назвать дело их жизни несерьезным. Почему же вы считаете, что можете плевать на собственные творческие стремления?

Утренние страницы: письменная практика для самопознания и успеха

2. Либо как мастер, либо никак

Перфекционизм сломал не одну жизнь и не одну карьеру и продолжает делать это с завидной регулярностью. Работая с писателями, я часто встречаю людей, которые хотят написать идеальный роман и пишут его в голове, но на бумагу не выпускают ни слова, потому что знают: идеальным он не будет.

Ведь есть Стивен Кинг, Джордж Мартин, Джон Апдайк, Франсуаза Саган, вот они — мастера! Если делать что-то, то как мастер! А если не получится как мастер, а я знаю, что не получится, то нет смысла даже пытаться.

В детстве я хорошо рисовала, но отложила кисть на долгие годы именно потому, что думала подобным образом. Я очень хотела рисовать, и мысли о собственном несовершенстве — мне никогда не стать мастером! — много раз доводили меня до слез. И, как водится, мозг услужливо подкидывал подтверждения моего ограничивающего убеждения.

Я пыталась рисовать, а мои работы осуждали. Либо не осуждали, но смотрели с такой жалостью, что я была готова провалиться под землю. И однажды я сказала себе: а почему, собственно, я должна рисовать как мастер? Разве я не могу просто рисовать для себя? Так, как я хочу?

Эта мысль освободила меня. Сегодня я занимаюсь несколькими видами рисования и живописи, в доме родителей висят мои картины. Я не стала мастером. И, если честно, не планирую (хотя кое-какие моменты, бесспорно, следует улучшить). И еще никогда я не чувствовала себя такой счастливой, как в тот момент, когда позволила себе освободиться от «либо гениально, либо никак».

Возможно, именно это останавливает вас? Возможно, на первом этапе стоит просто-напросто позволить себе творить и увидеть, куда приведет эта чудесная дорога?

Рекомендуем курс:

3. Творчество — это пустая трата времени

На собеседованиях и в разных анкетах у людей часто спрашивают, какое у них хобби. И люди говорят что-то вроде «я занимаюсь спортом», «я разгадываю кроссворды», «я изучаю английский язык».

Как-то раз на собеседовании я спросила у соискателя: «А творческое хобби у вас есть?» Человек покраснел, как спелый помидор, и сказал: «Я пишу стихи». Нет, это был не мужчина, который не хотел показаться недостаточно суровым, а милая романтичная девушка, которую я очень хорошо представила за письменным столом с ручкой в руке.

«Почему это вас смущает?», — спросила я у девушки. «Не знаю, в этом же нет смысла, — ответила она. — Это не имеет никакого значения для моей профессиональной реализации. Так, пустая трата времени, занимаюсь этим на досуге, когда нечего делать». Но разве бессмысленные мелочи могут нас так сильно волновать? Сомневаюсь.

Не так давно мне на глаза попалось настораживающее исследование. Вот его примерная суть: чем выше уровень IQ человека, тем хуже у него обстоят дела с эмоциональным интеллектом. Мы умеем решать сложные математические задачи в уме, но почти разучились сопереживать другим людям, получать удовольствие от еды, музыки, танцев и приятных запахов.

В Древней Греции и в эпоху Возрождения в академиях наряду с точными науками, чтением, письмом и языками студенты осваивали изящные искусства. Учились писать стихи, рисовать, играть на музыкальных инструментах, сочиняли пьесы, выступали на театральных постановках. Тогда люди понимали, что ум и чувства одинаково важны.

Сегодня мы превращаемся в машины, даже от руки пишем редко, не говоря о более сложных вещах вроде рисования картин или рукоделия. Творческие задания и визуализации многим даются невероятно тяжело. Они, скорее, прошли бы пять тестов на уровень IQ, чем нарисовали бы одну-единственную картину в стиле интуитивной живописи.

Если кто не в курсе, у человека не один тип интеллекта, а несколько, и в их числе интеллект творческий. Именно он делает нас людьми и отличает от машин. Создавая творческие проекты, мы также задействуем абстрактный интеллект — очень сложную систему, которую до сих пор не повторил ни один компьютер. И вряд ли в скором времени повторит, потому что человек не может создать то, что совершеннее него, таков закон Вселенной.

Именно абстрактный интеллект, а вовсе не IQ, как принято думать, приближает человека к гениальности (если хотите, к подобию Творца). Реальность познается не умом, а чувствами. Чувства и ум соединяются воедино, когда мы занимаемся творчеством. Ну как? До сих пор считаете, что это пустая трата времени?

Что нужно для того, чтобы стать писателем?

4. Страх, что вас не поймут

И это вполне объяснимо. Принадлежность к социальной группе — один из основных инстинктов человека. Мы хотим, чтобы нас понимали и поддерживали. Но что делать, если вы хотите написать книгу, а все в вашем окружении только и делают, что вечерами смотрят телевизор, закусывая пиццей, а по выходным ездят не на обучающие семинары, а на рыбалку с бутылкой водки и закуской?

Искать единомышленников, конечно же. Хорошо, что сегодня у нас есть Интернет, и можно найти массу сообществ по интересам. Не факт, что первое попавшееся вам подойдет, но это еще не означает, что следует остановиться и выбросить идею творческого проекта в мусорный бак. Вы можете поступить так, как когда-то сделала я — занять проактивную позицию (первый навык от Стивена Кови!) и создать такое сообщество самостоятельно.

Почему поддерживающее окружение так важно?

  • Во-первых, самое очевидное — вы будете работать в кругу своих.
  • Во-вторых, вы сможете воспользоваться бесценным опытом других людей и создать очень-очень мощную среду, которая будет продвигать всех вас к цели.
  • В-третьих, вы получите возможность обрести контролера, который будет следить за тем, как продвигается ваша работа, поддерживать и мотивировать по мере надобности и радоваться вашим успехам.

5. Непонимание, как ставить творческие цели

Творческие цели отличаются от целей в остальных сферах нашей жизни, хотя соблазн приравнять «я хочу написать книгу» к «я хочу новую машину» или «я хочу заработать много денег», безусловно, велик. В пирамиде потребностей Маслоу творческие цели находятся на одном из верхних уровней:

  • потребность в самовыражении (самый верхний чаще всего),
  • потребность в признании (сразу под ним — реже, но такое случается).

Означает ли это, что для выполнения этих целей важно заполнить нижние уровни пирамиды, чтобы не было ресурсных «дыр»? И да, и нет. Ресурсные «дыры» необходимо заполнять в любом случае. И их наличие вовсе не говорит о том, что вы должны бросить все силы на что-то другое, наплевав на творческие цели и потребность в самовыражении.

Скажу даже больше: при корректной постановке творческих целей с коучем у вас появится больше ресурсов и мотивации для закрытия тех самых дыр, о которых я упоминала выше. Чего вам точно не следует делать, так это забывать о своих мечтах, тем самым создавая еще большую нехватку ресурсов.

Иногда для реализации вашей мечты вам нужен помощник-проводник. И можете мне поверить, все мечты сбываются. Вопрос лишь в том, как сильно вы этого хотите, и приняли ли вы решение во что бы то ни стало добиться своего! 

Анастасия Эльберг

Автор и соавтор 20+ книг. Человек Возрождения. Наставник в сфере писательского мастерства. Консультирую во всех сферах, которые так или иначе касаются творчества (от тайм-менеджмента, целеполагания и мотивации до работы над рукописью как таковой).

Просмотр комментариев

    • Благодарю Вас за то, что читаете! И очень рада, что отозвалось! :)

Недавние Посты

Искусство самопроявления: путь к реализации

В жизни каждого человека наступает момент, когда необходимо заявить о себе миру. Как говорил Марк…

% дней назад

Тёмный альянс: Как магия и религия стали инструментами власти

Пролог: Тайна никейского престола. В тусклом свете свечей древнего собора тени плясали на стенах, словно…

% дней назад

Как программа «Мастер Счастья» изменила команду inCruises: от достигаторства к бизнесу с душой

В эксклюзивном туристическом клубе inCruises поняли, что для успеха важна не только работа с бизнес-тренером,…

% дней назад

Методика Вим Хофа

Метод Вима Хофа — это уникальная практика, сочетающая три основных компонента: дыхательные упражнения, холодовую терапию…

% дней назад

Третий шаг к счастью: Гибкость мышления и сила наблюдателя. Академия счастья

Царь Соломон говорил: “Все в этом мире — пар паров”. Мысли — это как облака…

% дней назад

Главный коуч «Академии Счастья» Анна Вовк: «Позвольте себе мечтать!»

А вы знаете, что для вас - счастье? Не навязанное окружающими, сформированное стереотипами, а ваше…

% дней назад