Категории: Влияй

Почему человек выбирает творчество

В комнате 2 девочки: школьница и ее маленькая подружка.
Задача: достать предмет с середины стола, не касаясь стола.
Предмет положен так, чтобы выполнить это задание, просто дотянувшись до него невозможно. Зато в углу комнаты стоит палочка. Девочки думают. В конце концов младшая девочка хватает палочку (самый оптимальный способ выполнить задачу), девочка постарше останавливает ее, дескать палочкой любой достать может, а вот давай попробуем без палочки.

Т. Березина «Тренинг интеллектуальных и творческих способностей»

Вопрос: Прежде чем перейдем к теме, ответьте, пожалуйста, себе, будучи родителем девочек, какой выбор из двух вы бы поощряли? «Быстрый результат» или «Пусть дольше, сложнее, но интереснее»?

В этом простом примере раскрывается суть вопроса, почему человек выбирает стезю творчества. Что заставляет его выбирать заранее сложный путь, предусматривающий, но не гарантирующий результат? Ответ прост и очевиден – сам ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, который и задействует свойства мышления, не используемые в обычной жизни.

У человека всегда есть выбор — подойти творчески к решению задачи или нет

Списать, позаимствовать, сделать как кто-то, «скомпилировать», или найти свое решение. В первом случае поведение личности психологи называют адаптивным. Оно рационально, разумно, логично. Его девиз: «Меньше затрат, быстрей результат». Понятие интеллекта характеризуется как способность вести себя адаптивно.

Выбор же, где начинается творчество, изначально надситуативен. И тем не менее многие (не большинство, конечно) выбирают этот путь, где все не ясно, где есть только контуры, ощущения, предвкушения, и новые требования к мышлению, которое работает несколько иначе, чем в адаптивном режиме. Получается, что творчество, т.е то, что оно предлагает — познание себя через сложные задачи, раскрытие своих «надбытовых» способностей мышления — является мотивом уже в момент выбора в пользу этого пути.

В книге Б. Рассела «История западной философии», в части, которая посвящена греческим религиозным культам, описывается религиозное направление «орфизм». Последователи этого культа верили, что человек это дитя неба и земли, и хотя наука объясняет многое, все равно остается «что-то еще» за видимым горизонтом логических объяснений. Так и творческая личность, зная, что поступить адаптивно – это выиграть сразу (правда. в то же время приходится признать, что это, собственно, и все, из чего состоит жизнь), выбирает путь, в котором есть «что-то еще», что-то за видимым пределом. Это «что-то еще» обращается к Воображению, как к движущей силе творческого акта, и процесс запускает все остальные механизмы.

Рекомендуем курс:

Увлекаясь процессом, творческая личность забывает себя, отстраняется от результата и предоставляет место игре. Неожиданный результат очень часто удивляет не только окружающих, но и самого автора решения. Эти моменты творчества самые яркие. Не утешаясь единичными результатами, творческая личность продолжает процесс. Творчество становится для него обычной работой. Каждый день он уделяет большую часть времени своему Миру. Это Мир со временем становится вселенной, и не заметить его просто не возможно. Так все и происходит.

Вот какими словами описывает ценность творчества как вещи в себе К. С. Станиславский в одной из своих книг: «Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет…Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать. В чём счастье на земле? В познании. В искусстве и в работе, в постижении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность».

Вернемся к девочкам. Автор не склонен превозносить какой-либо выбор перед другим. Каждый будет по-своему прав, но надо отдавать отчет, что поощряя «давай подумаем», мы создаем условия для свободного развития творческой личности и креативности с детства. Насколько это кому надо — дело уже личное.

Вывод: творчество самодостаточно по своей природе, и предоставляя возможности для раскрытия себя, через задействование творческих механизмов мышления, является мотивом для творческой личности.

Удачи в творчестве!

Проявить себя и встретиться с творческими людьми ты сможешь на легендарном тренинге Ицхака Пинтосевича «Genesis – Путь Бабочки (с огнехождением)™»! Приходи!

Дмитрий Сидоров

Недавние Посты

Как программа «Мастер Счастья» изменила команду inCruises: от достигаторства к бизнесу с душой

В эксклюзивном туристическом клубе inCruises поняли, что для успеха важна не только работа с бизнес-тренером,…

% дней назад

Методика Вим Хофа

Метод Вима Хофа — это уникальная практика, сочетающая три основных компонента: дыхательные упражнения, холодовую терапию…

% дней назад

Третий шаг к счастью: Гибкость мышления и сила наблюдателя. Академия счастья

Царь Соломон говорил: “Все в этом мире — пар паров”. Мысли — это как облака…

% дней назад

Главный коуч «Академии Счастья» Анна Вовк: «Позвольте себе мечтать!»

А вы знаете, что для вас - счастье? Не навязанное окружающими, сформированное стереотипами, а ваше…

% дней назад

Алгоритм диагностической коуч-сессии

Чтобы научить коучей алгоритму диагностической коуч-сессии и помочь им эффективно прояснять запрос клиента, предлагаю структуру,…

% дней назад

Мелатонин: гормон сна и не только!

Довольно часто можно услышать, что мелатонин называют ,,гормоном сна,, И действительно, основная функция мелатонина -…

% дней назад