Разбираемся так ли выгодна обществу толерантность, и к чему в конце концов приводит противостояние меньшинств и большинства.
Толерантность стала новой религией. Люди стали обсуждать вопросы и выдумывать синонимы привычным понятиям, потому что в новом контексте они могу оскорбить определенную часть общества. Оскорбляются все: верующие и атеисты, представители ЛГБТ и борцы за традиционные ценности. Слова политиков и лидеров мнений изучаются и расследуются под микроскопом. Но тут, как в старом анекдоте, главное в процессе не выйти на самих себя.
Сложно сказать, когда движение за толерантность приобрело современные черты. Но то, что методы привития и внедрения этого понятия изменились — факт. Сегодня все больше социологов говорят о том, что толерантность перекинулась с идей на людей. Эксперты настаивают, что для рационально наше поведение только тогда, когда мы способны отвергать идеи, не отвергая человека.
Так, например, два человека могут спорить, стоит ли повышать минимальную зарплату или пособия. При этом аргументация будет строиться вокруг проблемы, а не вокруг человека. Адекватность спора будет определятся тем, что никто из дискутирующих не станет говорить, что оппонент ненавидит бедных, либо наоборот — поощряет лентяев.
Но сегодня разногласия быстро переходят от оценки идей к навешиванию ярлыков. Люди, которые не согласны с какой-либо проблемой, теперь клеймятся терминами фанатиков, нетерпимых, недалеких, осуждающих и так далее. Теперь достоинства определенных позиций стало удобно игнорировать. Люди не смотрят на идею — они смотрят на человека, которого сами же и заклеймили, и отвергают идеи от недостойных по их мнению людей.
С такой проблемой около месяца назад столкнулась известная писательница, автор саги о Гарри Поттере Джоан Роулинг. Волна негатива полетела в ее адрес после того, как она иронично высказалась о попытках некоторых людей переименовать понятие женщина, в более толерантное.
Она разместила твит, в котором скопировала статью под названием «Creating a more equal post-COVID-19 world for people who menstruate» (Создание более справедливого мира после Covid-19 для людей, которые менструируют), и пошутила, что в ее время таких людей называли женщинами. После этого поста писательницу обвинили в трансфобии и назвали «феминаци» (термин, используемый для описания феминисток, воспринимаемых как, женщин, которые добиваются превосходства над мужчинами — прим.ред.) и «транс-исключающей радикальной феминисткой».
Дошло до того, что актеры «Гарри Поттера» Дениел Редклифф и Наоми Уотс осудили Джоан, а кое-кто из активистов предложил отобрать у писательницы права на книгу и передать их Редклиффу.
Ранее, после протестов в США против расизма, многие мировые компании пересмотрели свою позицию в отношении того, не содержится ли в их сообщениях и функционале чего-либо, потенциально оскорбляющего аудиторию.
Так, например, разработчики Google Chrome отказались от чёрного и белого списков, которые открывали и ли блокировали доступы к сайтам в корпоративной версии браузера. Отказаться от прежних названий корпорация решила еще в 2018 году, но события с протестами, ускорили этот процесс. Теперь списки переименуют в «блоклист» и «список разрешений», что соответствует их политике о «расово-нейтральном коде», где черный список больше нельзя интерпретировать как плохой или запрещенный.
Если исходить из социологического определения толерантности, то происходит оно от латинского слова tolerantia, что в переводе означает «терпение, терпеливость, принятие». А если копнуть еще глубже, то этот термин социологи позаимствовали у медиков, а точнее у фармакологов. Там под толерантностью подразумевается снижение реакции на повторное введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ. Но, если в медицине этот термин говорит об отсутствии реакции организма, то социология объясняет ее через терпимость.
В социологии толерантность — это термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. И, подчеркивают эксперты, толерантность совсем не равносильна безразличию.
Историки говорят о том, что во многом общество развивалось, благодаря тому что качели терпимости периодически делали «солнышко» на турнике. Они меняют рамку допустимого поведения и отношения к событиям и явлениям. В то же время, не будь у людей терпимости к социальному неравенству, никогда не возникло бы понятие рабства, верховного положения аристократии и даже частной собственности. Именно поэтому все перевороты и революции совершали люди, абсолютно не толерантные к конкретным явлениям.
С одной стороны, говорят ученые, терпимость однажды сыграла решающее значение для выживания. Это позволило нам переносить ужасные условия, помогло быстро адаптироваться к ситуации. Но именно наша адаптивность ко всему — это и дар, и проклятие. Существуют некоторые формы жизни, которые не могут выжить, если их условия не являются идеальными. Измените их среду на пару делений температуры или освещенности, и они погибнут. У нас нет этой проблемы. Мы можем терпеть и даже процветать в диких крайностях.
«Толерантность не является торговой маркой человечества», — пишет автор и историк Юваль Ной Харари в своем бестселлере Sapiens. «В наше время небольшой разницы в цвете кожи, диалекте или религии было достаточно, чтобы одна группа человеческих существ начала уничтожать другую. Разве древние люди были более терпимы к совершенно другому человеческому виду?»
Такой же теории придерживаются антропологи и медики, которые утверждают, что мы живем в сообществе, где принципы гуманизма и социального равенства играют важную роль. При этом очевидно, что люди с антропологической точки зрения изначально не равны между собой. Все мы отличаемся темпераментом, уровнем интеллекта и способностью адаптироваться к жизни. У нас абсолютно разный гормональный баланс, физическая сила, цвет кожи и разрез глаз.
К тому же на биологические особенности обязательно накладываются социальные: отличия в воспитании, культурный подтекст, религия и образование. Такое количество различий только усиливает неравенство.
И только толерантность, как явление, помогает людям жить вместе и строить, то самое общество, где ценят равенство и гуманизм.
А это значит, что основная задача толерантности – обеспечит мир и спокойствие в государстве и обществе. Ведь, если каждый из нас начнет жить и общаться с социумом, руководствуясь только своими представлениями о добре и зле, правильном и неправильном — неизбежно наступит хаос. И еще быстрее он наступит, если ориентиром поведения мы будем считать эмоции.
В то же время в самом термине толерантности уже заложено противоречие. Еще в 1945 году австро-британский философ и социолог Карл Поппер сформулировал парадокс толерантности, или парадокс определения границы толерантности. Суть его в том, что неограниченная толерантность ведёт к исчезновению толерантности, поскольку терпимость к нетолерантности приводит к повсеместному распространению последней.
Следовательно, сохранение толерантности требует нетерпимого отношения к нетолерантным, что в свою очередь размывает границы определения нетолерантного. Аналогичный парадокс существует и о недопустимости насилия, который утверждает, что абсолютный запрет насилия приводит к невозможности сдерживания насилия.
Из парадокса толерантности можно сделать вывод, что попытки провести границу толерантности обречены на поражение, приводя к границе между «своими» и «нетолерантными», то есть в само понятие толерантности заложен логический парадокс. Иными словами те, кто сейчас клеймят Джоан Роулинг, с точки зрения логики предают саму идею толерантности и терпимости к разным мнениям. А это верный путь к тирании.
Толерантность в большинстве своем — явление полезное и правильное. Но стоит быть готовым к тому, что выражая собственное мнение вы можете столкнуться со шквалом критики и даже обвинений. И не в адрес ваших адей, а лично вас, как человека. Разумеется, каждый сам устанавливает границы нетерпимости и толерантности. Но, столкнувшись с щекотливой ситуацией эксперты советуют учитывать следующее принципы:
Несмотря на то, что толерантность сейчас практически перешла в разряд новой религии, многие готовы критически смотреть на процессы в обществе и фиксировать перегибы. Не остается в стороне и кинематограф.
Так, например, в фильме «Квадрат», режиссер Рубен Эстлунд сатирически осветил выборочную толерантность современного мира.
В вопросе терпимости всегда будут противостоять друг другу два лагеря. Но здесь, пожалуй, есть смысл прислушаться к Далай Ламе, который сказал:
«В практике толерантности твои враги — лучшие учителя».
В жизни каждого человека наступает момент, когда необходимо заявить о себе миру. Как говорил Марк…
Пролог: Тайна никейского престола. В тусклом свете свечей древнего собора тени плясали на стенах, словно…
В эксклюзивном туристическом клубе inCruises поняли, что для успеха важна не только работа с бизнес-тренером,…
Метод Вима Хофа — это уникальная практика, сочетающая три основных компонента: дыхательные упражнения, холодовую терапию…
Царь Соломон говорил: “Все в этом мире — пар паров”. Мысли — это как облака…
А вы знаете, что для вас - счастье? Не навязанное окружающими, сформированное стереотипами, а ваше…