Обозначения в статье: Т- творчество, ТЖ- творческая жизнь, ТЛ- творческая личность, ДТЛ – доминанта ТЛ
Понять ТЛ достаточно сложно. Этот « объект» не менее труден для изучения, чем дальние галактики. Казалось бы, их видишь в телескоп, но как у них там все работает, сказать сложно. Тем не менее, несмотря на эти и другие сложности, мы все же попытаемся дать ответ на вопрос, что же движет ТЛ, что стоит в основе ее выбора посвятить себя Т.
Эти ответы, думается, не так полезны самим ТЛ, которым, как правило, дела особого нет до теории Т, сколько для тех, кто становится на эту стезю, Ведь именно в мотивах поведения кроется корень и удач, и неудач. Вторых, к сожалению, больше. Может, кто-то, прочитав этот скромный анализ, сможет себя скорректировать, доставив тем самым автору удовольствие в не бесполезности строк.
Итак. Комната писателя, лаборатория ученого, цех изобретателя, студия композитора, кабинет креативщика – везде идет работа по добыче ценного в творчестве материала – новаторской идеи. Новый взгляд, свежее решение, непривычное, и вместе с тем великолепное сочетание чего-либо, рождают инновацию, нечто, что производит эффект удивления, а затем восхищения у обычных людей. Именно наличие такого результата (полезного для людей, конечно) делает ТЛ по-настоящему ТВОРЧЕСКОЙ.
Заметьте, не всегда увенчанных победами. Не всегда оцененных по достоинству. Не всегда совпадающих с счастливой семейной жизнью. Это, как кому повезет. Есть примеры разные.
Есть такое красивое слово «доминанта». В психологии он определяется как «главенствующая идея, признак», или как «господствующий очаг возбуждения». Анализируя многие творческие жизни, можно сказать, что эта ТД выражается в бескомпромиссной преданности своему делу. Она все. В процессе своих поисков, когда вдруг новаторская идея подает первые признаки жизни, ТЛ переходит в «другой мир», в параллельную, собственную реальность. Писатели могут реально слышать голоса своих персонажей, ощущать запахи героев, художники могут забывать о сне и еде.
Этот мир ТЛ, мир ее образов, звуков, конструкций, формул поглощает ее полностью. И хорошо бы, если бы только на время. Даже во сне (это самые распространенные и горячо любимые всеми случаи ТЖ) эта работа продолжается, выдавая время от время открытия. Однако, доминанта ТЛ касается не только непосредственно моментов Т, этой доминанте подчиняется вся жизнь ТЛ. Она не может ее «включить» на время», а потом «выключить». Никаких полумер, компромиссов ДТЛ не имеет. Грубо говоря. этот процесс в той или иной фазе активности происходит всегда.
Даже когда ТЛ мирно беседует с кем –то в кафе, случайный сигнал (для каждой сферы деятельности он свой, скажем для писателя эта мог бы быть жест собеседника, или деталь одежды) и ТЛ опять в «строю» на переднем фронте Т. Чем сильнее эта Д, тем ярче и весомее ТЛ. Эта Д формирует цель ТЛ. Она тоже должна быть большой. В определении автора ТРИЗ Г. С. Альтшуллера эта цель должна быть Достойной. Достойная цель связана с некими изменениями, ради которых ТЛ готова идти на поиски, готова служить верой и правдой своей Д. Эти изменения, эти преобразования являются одним из главных мотивов ТЛ.
ТВОРЧЕСТВО — это преображение, стремление сделать мир лучше. Несовершенность мира — главный источник этого служения под названием Т. Главный постулат звучит в этой связи просто – НЕ КТО, А ЧТО. «Что»,а затем «Каким образом» важнее того «КТО». Бедность и нищета украинского простого люда в 19 ст., боль за свой народ пронизывают лейтмотивом творчество Т. Шевченка. Война, ее ужасы вызывают к жизни картины Верещагина. Доктор Земмельвейс в 18 ст. упорно ищет причину родовой горячки у рожениц, удрученный 50% статистикой смертей в родильных домах того времени.
Все, что делает по настоящему ТЛ, она делает не ради себя, а ради этой достойной цели. Это один из главных мотивов философски — этического свойства Т. В этой связи такие мотивы, как самоактуализация, самопознание, являются производными от Достойной цели и этого мотива. Что касается таких слов, как «успех», «признание», «всевозможные почести», то к ним, как и к счетам в банке следует относиться как к ПОБОЧНЫМ эффектам Т деятельности. «Побочный» в данном контексте лучшее слово, которое можно было бы подобрать.
Конечно, мотивы философски-этического свойства не единственные, которые управляют ТЖ личности, хотя их роль фундаментальная. О мотивах психологического характера, связанных со спецификой Т деятельности поговорим в следующий раз.
Преображение мира – главный этически-философский мотив ТЛ на уровне жизненной доминанты. В творчестве важны результаты, которые должны быть новыми по сути.
Закончим первую часть статьи широко известной цитатой выдающейся ТЛ театра К.С, Станиславского: «Не любите Себя в искусстве, а искусство в Себе»!
Удачи в творчестве!
В жизни каждого человека наступает момент, когда необходимо заявить о себе миру. Как говорил Марк…
Пролог: Тайна никейского престола. В тусклом свете свечей древнего собора тени плясали на стенах, словно…
В эксклюзивном туристическом клубе inCruises поняли, что для успеха важна не только работа с бизнес-тренером,…
Метод Вима Хофа — это уникальная практика, сочетающая три основных компонента: дыхательные упражнения, холодовую терапию…
Царь Соломон говорил: “Все в этом мире — пар паров”. Мысли — это как облака…
А вы знаете, что для вас - счастье? Не навязанное окружающими, сформированное стереотипами, а ваше…