VR-терапия становится эффективным инструментом психотерапии и реабилитации. С ее помощью можно лечить фобии, пограничные состояния и заново научится ходить.
Ученые говорят, что каждый четвертый из нас в определенный момент нашей жизни будет испытывать проблемы с психическим здоровьем. Несмотря на развитие медицины и целую вереницу экспериментальных методик, об огромном прогрессе в лечении и корректировке специфических болезней психики пока не говорят. Возможно, именно виртуальная реальность станет новым маячком и принципиально иным подходом к лечению.
Это использование технологии виртуальной реальности для психотерапии. Пациенты в виде их виртуальных аватаров перемещаются по цифровым средам и сценариям и выполняют разработанные врачом задачи. Они предназначены для лечения конкретного заболевания и адаптируются под пациента.
Так, профессор клинической психологии в Оксфордском университете Дэниел Фриман говорит, что VR-терапия (Virtual Reality) уже доказала свою эффективность и может обеспечить быстрое и стойкое улучшение психического здоровья.
Он приводит пример использования VR для клинически диагностированного страха высоты — акрофобии. Симулятор погружает людей в безопасную ситуацию, где они могут научиться управлять страхом и справляться с ним. Пациент надевает гарнитуру виртуальной реальности, и ему предлагается пройтись по 10-этажному зданию, выполняя вызывающие страх задачи: смотреть вниз с высокого выступа, бросать с него шары и следить за их полетом.
Одним из самых сложных испытаний для акрофобов является миссия по спасению кошки. По сценарию она застревает в ветках высокого дерева. Пациенту нужно добраться туда, взобравшись на высокую платформу, и спустить животное вниз.
В 70% случаев у пациентов после сеанса снижался уровень страха. И все потому, что VR обладает исключительной способностью создавать мощные симуляции ситуаций, в которых возникают психологические трудности.
С помощью виртуального погружения в сценарий можно вылечить аэрофобию, социофобию, агорафобию и даже посттравматический стресс.
Лечение посттравматического стрессового расстройства происходит с визуализацией обстоятельств травмы. Уже разработан софт, который умеет воссоздавать самые распространенные травматические контексты. Там даже можно добавлять фото, чтобы еще больше погрузить человека в атмосферу травмирующего события и помочь психике преодолеть ее.
Благодаря VR-терапии нет необходимости, чтобы терапевт сопровождал клиента во время поездки, например, в многолюдный торговый центр или в высокое здание. Любой пугающий триггер можно запустить на компьютере, усиливая или уменьшая психологическую нагрузку на пациента.
Дело в том, что особенностью людей фобиями является то, что они всеми силами стараются этих фобий избегать. Они отгораживаются от ситуаций, вызывающих стресс и панику. В то время как лечение предполагает принятие страха, его осознание и сведение на нет переживаний, связанных с ситуацией.
Фриман уверен, что виртуальная реальность способна не только побороть легкие фобии и тревожные расстройства, но и такие тяжелые заболевания как депрессия, шизофрения, паранойя.
Исследования показывают, что от 20 до 30% людей бросают традиционное лечение и терапию, потому что в какой-то момент считают, что она не дает результатов. Это нередко приводит к ухудшению состояния. Геймификация же наоборот, привлекает своей простотой и необычностью, заставляя пациентов с расстройствами, с интересом вовлекаться в процесс.
Даниэль Фриман говорит: «Самое замечательное в виртуальной реальности заключается в том, что вы можете обеспечить мощное моделирование в окружающей среде без ощутимых опасностей в реальной жизни и заставить людей многократно входить в них».
Раскрыться и отойти от привычных шаблонов поведения помогает использование виртуального персонажа. Он побуждает большинство участников терапии более свободно выражать свое мнение, не опасаясь суждений. Это в равной степени было свойственно экстравертам и интровертам.
Психологические проблемы и фобии — всего лишь один пласт проблем, которые можно разрешит посредством VR. Сегодня технологии виртуальной реальности и игры используют для реабилитации пациентов с серьезными двигательными нарушениями.
Существуют компании, которые используют компьютерную симуляции для адаптации пациентов к бионическим протезам.
Человек надевает протез и гарнитуру, помещается в специальную комнату с датчиками и выполняет сценарий игры. Он может осваивать космос, плыть, и даже исследовать марсианский грунт. И все это с обязательным использованием протеза. Играя мозг приучается воспринимать его и учится управлять рукой или ногой эффективнее.
Более того, некоторые врачи перевели обычную VR-реабилитацию в плоскость нейрореабилитации и доказали, что с помощью игры можно поставить человека на ноги в прямом и переносном смысле.
Существует даже тренажер, который используют люди с тяжелыми нарушениями двигательных функций. С помощью него они снова ходят, видят свои ноги, ощущают шаги и работу мышц. А все потому, что кроме изображения и звуков, в тренажер запрограммирован на тактильное сопровождение.
Во время сеанса пациент надевает на глаза очки виртуальной реальности, а на ноги крепит особые пневмоманжеты. Они служат имитацией давления поверхности земли на стопу при ходьбе. В VR-шлеме пациент наблюдает себя от первого лица, стоит вертикально и самостоятельно передвигается. Такая иллюзия движений активизирует работу конкретных групп мышц, которые в свою очередь стимулируют мозговую активность. Образуются новые нейронные связи, и человек быстрее восстанавливается.
Опыт показывает, что использование VR-терапии помогает врачам разной практики эффективнее подбирать лечение людям, которые сталкиваются с психологическими и физиологическими проблемами. Технологии помогают им восстанавливаться и адаптироваться, улучшать навыки координации, равновесия и управления своим телом. Они побуждают пациентов без опаски заглянуть в глаза страху и навсегда отпустить его из своей жизни.
Пролог: Тайна никейского престола. В тусклом свете свечей древнего собора тени плясали на стенах, словно…
В эксклюзивном туристическом клубе inCruises поняли, что для успеха важна не только работа с бизнес-тренером,…
Метод Вима Хофа — это уникальная практика, сочетающая три основных компонента: дыхательные упражнения, холодовую терапию…
Царь Соломон говорил: “Все в этом мире — пар паров”. Мысли — это как облака…
А вы знаете, что для вас - счастье? Не навязанное окружающими, сформированное стереотипами, а ваше…
Чтобы научить коучей алгоритму диагностической коуч-сессии и помочь им эффективно прояснять запрос клиента, предлагаю структуру,…