Расскажи нам что полезного ты узнал!
Уроки Торы от Ицхака Пинтосевича

Об Удовольствиях и Радости

Уроки Торы:

Сегодня мы начинаем изучать вторую главу книги Коэлет (Экклезиаст). И чем дальше, тем грустнее картина.

Вторая глава начинается с того, что царь Соломон говорит в 1 отрывке:

«Сказал я в сердце своем: давай испытаю себя весельем и познаю благо. Но и это тоже суета»

Вот так человек ходит по кафе, ресторанам, наслаждается вином и мясом, но потом понимает, что по происшествию времени - это все пустота.

И говорит царь Соломон во 2 отрывке:

«О смехе сказал я: он безумен, а о радости: что это сделает мне?»

Даже когда человек радостен, и что? Что дает эта радость? Если вдуматься, говорит Соломон, - ничего она не дает, это тоже пустое. Взять, к примеру, современные развлекательные шоу. Во время просмотра вроде весело, но когда повторяешь шутку - уже не смешно. Или через полчаса и не вспомнишь конкретно, над чем смеялся. Раши добавляет, что любой смех перемешивается с плачем.

Ведь даже если мы возьмем самые радостные события в жизни человека, то они все равно уже смешаны с небольшой долей грусти. Есть известная история, когда на 8-й день праздновали обрезание ребенка, кто-то стоял и плакал. Его спрашивают: «А ты чего плачешь?». Он говорит: «Разве вы не понимаете, что с каждым часом жизни он всё ближе к смерти». И, в принципе, когда человек рождается, уже понятно, что он умрёт. Всему своё время; есть время радоваться, есть время плакать.

Продолжает Царь Соломон в 3 отрывке и говорит:

«Пытался я увлечь плоть свою вином, хотя сердце мое руководилось мудростью, придерживаться глупости, пока не увижу, как лучше поступать сынам человеческим под небесами за считанные дни их жизни»

Царь Соломон решил одновременно заниматься 3 вещами.

  1. Телу давать удовольствия.
  2. Интеллект занят изучением Торы.
  3. А речь и бытовые дела - о будничном.

Известная история, что Юлий Цезарь мог заниматься несколькими делами одновременно. Так Царь Соломон это делал почти на тысячу лет раньше.

Царь Соломон устраивал пиры с вином и мясом, чтобы тело получило удовольствие. Кстати, написано в Талмуде «Нет радости без мяса и вина». Так, наслаждаясь и услаждая свое тело вином и мясом, Царь Соломон, будучи мудрейшим из людей, стремился думать о мудрости, о Торе, заповедях и служении Б-гу.

Есть у «хабадников» (одна из «школ», глубоко изучающих Тору) такой метод служения – фарбренген. Они собираются вместе, кушают, выпивают, и в это время говорят только о Б-ге и Торе. В это время «сердце раскрывается», то есть спадают интеллектуальные заслоны, за которыми прячется Душа, и человек может почувствовать истинность Слов Торы. Это как раз Царь Соломон и делал, это отсюда берется.


А потом Царь Соломон говорит, что начал думать о глупых вещах. И пробовал и так, и так – думать о мудрости и глупости в пьяном состоянии. Для того, чтобы увидеть, что хорошо для людей, которые живут под небесами все дни жизни своей. Он все это экспериментально проверил и начал дальше действовать.

По мнению некоторых комментаторов, то, что он начал делать дальше - называется «придерживаться глупости». И в 4 отрывке Царь Соломон поясняет, как он поступил:

«Большие я делал дела: строил себе дома и насаждал для себя виноградники»

Занялся девелопментом. Построил «Mandarin Plaza», «Афимолл Сити», дворцы и фабрики. Наверное потому, что для пиров нужны были деньги.

В 5 отрывке продолжает:

«Я устроил себе сады и парки и насадил в них разных деревьев плодовых»

У него была великая мудрость, он знал, что на какой земле садить, что где хорошо растет. В 6 отрывке добавляет:

«Я устроил себе пруды – орошать из них рощи, растящие деревья»

И в эти же пруды он запустил еще и рыбу. Таким образом, мы видим, что он организовал целый агрохолдинг.

На пиры приходило всё больше людей. Приезжали с разных стран делегации. Надо было всех кормить, принимать. Царь Соломон был самым богатым из всех, кто был до него в Иерусалиме. И говорит он в 7 отрывке:

«Приобрел я себе рабов и служанок, и были у меня домочадцы; также крупного и мелкого скота у меня было больше, чем у всех, что были до меня в Иерусалиме»


Об этом есть Мишна в «Пиркей Авот» (Поучение Отцов), которая говорит:

«Умножая имущество - умножаешь заботы»

И дальше Устная Тора нас предупреждает о причинах и следствиях. Идет перечисление, как идет порядок в материальном мире. Так, к примеру, дальше написано – умножая рабов - умножаешь грабеж. Нужно помнить, что нужен контроль. Рабы - это те, кто работают, только если их заставляют.

«Умножаешь рабынь – умножаешь разврат»

Когда у мужчин появляется власть над женщинами, они первым делом используют её для этого.

«Умножаешь жен - умножаешь колдовство»

В какую-то из рабынь можно влюбиться и жениться на ней. Потом еще и на другой. А женщины готовы на всё, чтобы уничтожить соперниц.

Дальше в 8 отрывке Соломон пишет:

«Собрал я себе и серебра, и золота, и сокровища царей и государств; завел я себе певцов и певиц, и услады сынов человеческих, роскошные колесницы»

Говорится, что набрал Царь Соломон себе серебра и золота, приобрел все понты ,которые были приняты среди царей на то время в других странах. Накупил себе Rolls Royce, Mercedes. Приглашал к себе Beyonce и Баскова петь. Сделал Иерусалимские фестивали музыки.

В общем, испробовал Царь Соломон все удовольствия, которые только люди придумали. И говорит он в 10 отрывке так:

«И возвысился я более всех, кто был до меня в Иерусалиме, и мудрость моя помогала мне»

Было у него больше богатств и имущества, чем у тех, кто был до него в Иерусалиме. При этом, мудрость его помогала ему, и делал он все это мудро. Продолжал изучать Тору и использовать ее. Не отошел от нее.

Раши объясняет: «Мою Б-жественную мудрость я не оставил из-за всех этих дел, и осталась у меня она, и я ее не забыл». Это первое объяснение. Есть еще другое объяснение, которое поясняет что: «От всего этого больше всего мне помогала моя Б-жественная мудрость».

Дальше в 10 отрывке он продолжает:

«И ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им, ни от какой радости не удерживал я сердца своего. Ибо радовалось сердце мое от всех трудов моих, и это была моя доля от всех трудов моих»

Царь Соломон ни в чем себе не отказывал, все, что видели его глаза – покупал.

Я, как-то сыну купил книжку «Самые дорогие вещи мира». Купил ее, к слову, со скидкой. И вот подарил ее сыну, которому было 7 лет, чтобы показать границы, до чего люди могут дойти.

Дети входят в мир, и живут в мире, который им показывают родители. В том числе, и границы мира. Родители говорят ребенку: «Смотри, вот твои границы». И могут для того, чтобы описать их, использовать такие фразы: «Каждый сверчок – знай свой шесток». «Много хочешь – мало получишь».

А мне было интересно провести эксперимент и раздвинуть границы своему сыну, что такое деньги, и посмотреть, какой у него будет взгляд на мир. Показать ему, что в этом мире есть совершенно безграничные деньги у людей, которые готовы платить 10 миллионов долларов за полную ерунду.

И вот, он эту книжку изучил. И увидел, что хлеб может стоить 20 долларов за буханку. В Лондоне, например. Почему столько стоит? Потому что, если есть люди, у которых есть деньги, то найдутся люди, которые придумают что-то интересное, чтобы вытащить эти деньги. Иногда это «Черный Квадрат»(картина за 5 млн долларов). Иногда это хлеб за 20 долларов.

Вернемся к Царю Соломону. И вот говорит он, что не останавливал свое сердце ни от какой радости, позволял ему радоваться от всякого дела. А радость, которую он испытывал в этот момент – и считалась наградой за весь труд. Что имеется в виду? Вот человек ставит себе цель купить машину. И купил он себе машину. Ездит на ней, и к ней уже привык. Что является наградой за машину? Радость в сердце, которую он получил в момент, когда приобрел эту машину. То есть, когда выполнил желаемое. Порадовался. А дальше что?

Дальше он снова ищет какую-то новую цель, для того, чтобы радоваться в момент, когда ее получит. А эта его уже не радует. Потому что, если бы его радовала та цель, он бы ходил все время счастливый. Но в момент приобретения - он счастливый. А тут же после этого момента – снова грустный, снова за чем-то гонится.

Таким образом, Царь Соломон говорит: вот эта радость, которую я получал в момент приобретения – она и была конечным итогом того, что я столько трудился, чтобы это получить.

В 11 отрывке говорит царь Соломон :

«Но оглянулся я на все дела свои, что сделали руки мои, и на труды, что я свершил, и вот все суета и погоня за ветром, и нет в том пользы под солнцем»

Представьте, какой труд проделал Царь Соломон. Накупил рабов, рабынь, построил дома, насадил деревья, построил парки, сады, пруды. И вот, когда он посмотрел на все свои приобретения со стороны, то понял, что если сравнить все это время, усилия – и то, что в итоге получил он – то все это пустота и расстройство для духа. И нет никакой пользы от этого под солнцем.

В этой главе он часто повторяет фразу «под солнцем», то есть он описывает то, что творится в обычном мире, к которому мы привыкли. И делает вывод, что не в материальных достижениях смысл.

В 12 отрывке он вернулся к своим размышлениям и сказал:

«Обернулся я, чтобы взглянуть на Б-жественную мудрость, на безумие и глупость…»

В этом отрывке идет речь о том, как можно пренебрегать вещью, которую сотворил Б-г. В том числе и глупостью. Разве он это все сотворил впустую? Это был вопрос Царя Соломона. Зачем-то же Б-г это сотворил?

Нужно понять, зачем. И исследовал Царь Соломон в этом направлении. В 13 отрывке он приходит к такому выводу:

«И увидел я, что есть преимущество у Б-жественной мудрости пред глупостью. Оно такое же, как преимущество света перед тьмою»

Царь Соломон пишет, что у человека, у которого есть Б-жественная мудрость, и который понимает, как все работает - есть преимущество. И если сравнивать мудрого человека и того, который просто пользуется материальными вещами, но не понимает, как это все работает – то разница между ними будет, как между светом и тьмой.

В 14 отрывке говорит царь Соломон:

«Глаза мудреца – в его голове, а глупый ходит во тьме»

То есть, мудрец смотрит вглубь вещей, он просчитывает последствия. А дурак - идет в темноте, и видит всего лишь одномерную картинку.

Дальше добавляет Царь Соломон: «Но и то я узнал, что единая участь постигнет всех их». Их двоих не станет. И никакой умный не сможет просчитать полностью все. Но, как бы там ни было, есть преимущество знания перед незнанием (глупостью). Поэтому надо учиться. Учить Тору и понимать, как эта вся система работает!

Уроки Торы:

Ты эксперт или хочешь им стать?

Скачай бесплатно подарок от Ицхака Пинтосевича - "Как стать ЭКСПЕРТОМ и осуществлять МЕЧТЫ!"

Сократи путь к своей Мечте!!

Быстрый старт

Самое интересное